Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 5 — 9 класс, базовый уровень
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Осы» Пермского края
Рассмотрено:
Руководитель МО учителей
________________________
Протокол № ____ от «____»
__________________201___г.
Согласовано:
Заместитель директора УВР
«__»________________201___г.
___________________________
Утверждено:
Приказом директора школы
№_______от _________________
________________Даколова Т.П.
Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура»
5 - 9 класс, базовый уровень
Разработана:
Тменовой Мариной Георгиевной
учителем физической культуры
первой квалификационной категории
г. Оса 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по физической культуре
5-9 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И.Лях и А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2004).
В программе В.И. Ляха и А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным и подвижным играм.
Для прохождения теоретических сведений можно выделять время, как в процессе урока так и один час урочного времени в каждой четверти. Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучении раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей средних школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребности в бережном отношении своему здоровью целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В соответствии с этим рабочая программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на решение следующих практических задач:
1. Развитие основных физических качеств и способностей, укрепления здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
2. Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков физкультурно- оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
3. Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли формировании здорового образа жизни.
4. Воспитание потребности и умении самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
5. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств развития психических процессов и свойств личности.
6. Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
7.Формирование инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувство ответственности.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.
В первом блоке представлен информационный компонент – изучение культурно-исторических основ знаний, медико-биологических, психолого-социальных основ и основ безопасности жизнедеятельности. Данный компонент способствует развитию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций.
Второй блок, включает в себя двигательные умения и навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и практические умения. Этот компонент позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетенцию и компетенцию личностного самосовершенствования.
В третьем блоке представлен мотивационный компонент, который отражает требования к учащимся (что они должны знать, уметь, демонстрировать).
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических и психических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе физкультурного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физической культуры.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями по физической культуре. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах реферата, рецензии, публичной презентации.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ, использовать прослушанную и прочитанную информацию в практической деятельности.. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема).
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами.
Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации знания в области физической культуры.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре в 5-9 классах
№ п/п
Вид программного
материала
Количество часов (уроков)
Класс
5
6
7
8-9
1
Базовая часть
68
68
68
68
1.1
Основы знаний о физической культуре
в процессе урока
1.2
Спортивные игры волейбол
8
8
8
8
1.3
Спортивные игры баскетбол
10
10
10
10
1.4
Гимнастика с элементами акробатики
10
10
10
10
1.5
Легкая атлетика
22
22
22
22
1.6
Лыжная подготовка
18
18
18
18
2
Вариативная часть
37
37
37
37/34
2.1
Спортивные и подвижные игры
37
37
37
37/34
Итого
105
105
105
105/102
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
· Историческое развитие физической культуры в России.
· Педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательных действий и воспитания физических качеств.
· Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращение и энергообеспечение при мышечных нагрузках.
· Возрастные особенности развития физических качеств.
· Психофункциональные особенности собственного организма.
· Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
· Правила личной гигиены, профилактики травматизма.
Уметь:
Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации.
Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей.
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма
Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием с целью
повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой
Демонстрировать
№п/п
Физические способности
Контрольное упражнение
(тест)
Уровень
мальчики
девочки
классы
классы
5
6
7
8
9
5
6
7
8
9
1.
Скоростные
Бег 30
5.0
4.9
4.8
4.7
4.5
5.1
5.0
5.0
4.9
4.9
2.
Координацион-
ные
Челночный бег 3*10 м,сек
8.5
8.3
8.3
8.0
7.7
8.9
8.8
8.7
8.6
8.5
3.
Скоростно-силовые
Прыжки в длину с места, см
160
165
170
180
190
150
155
160
165
170
4.
Выносливость
Бег 1000 метров
4.30
4.20
4.10
3.50
3.40
5.00
4.40
4.30
4.20
4.10
5.
Гибкость
Наклон вперед из положения сидя, см
6-8
6-8
5-7
7-9
8-10
8-10
9-11
10-12
12-14
12-14
6.
Силовые
Подтягивание: на высокой перекладине из виса,
На низкой перекладине из виса лежа
5
-
6
-
6
-
7
-
8
-
-
10
-
11
-
12
-
13
-
13
Содержание программы
Естественные основы
5–6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
7–8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.
Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма.
Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Социально-психологические основы
5–6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
7–8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.
9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение подготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.
Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
Культурно-исторические основы
5–6 классы. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
7–8 классы. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
Волейбол
5–9 классы. Стойка волейболиста. Перемещения в стойке волейболиста. Передача мяча сверху двумя руками. Прием мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача мяча. Подача мяча сверху. Выполнение прямого нападающего удара. Учебная игра в волейбол.
Баскетбол
5–9 классы. Стойка баскетболиста. Передачи мяча. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок одной и двумя руками сверху в прыжке. Штрафной бросок. Индивидуальные защитные действия. Учебная двухсторонняя игра.
Гимнастика
5–9 классы. Строевые упражнения. ОРУ с предметами и без предметов. Перестроения на месте и в движении. Опорный прыжок. Акробатические упражнения. Лазать по гимнастической стенке, канату.
Легкая атлетика
5–9 классы. Техника бега на короткие и длинные дистанции. Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». Техника высокого и низкого старта. Старт и стартовый разгон. Равномерный бег. Техника эстафетного бега. Метание мяча.
Спортивные и подвижные игры
5–9 классы. Уметь играть в подвижные игры с бегом, метаниями, прыжками; Владеть мячом: держание, передачи, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр.
Играть в одну из спортивных игр по упрощенным правилам.
Литература:
1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов. – М.: Просвещение, 2004.
2. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007.
3. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004.
4. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 2005.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – м.: Физкультура и спорт, 2006.
6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников.
Пособие для учителя Издательство Москва 2004.