Урок по географии на тему Климатические пояса Земли

Конспект урока «Климатические пояса Земли»
Автор учитель географии Лукьянова Нина Анатольевна
Класс: 7
Цель урока: познакомить учащихся с климатическими поясами Земли: их типами, особенностями распространения.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов Земли;
Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования;
Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей;
Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.

Учебные универсальные действия:
Личностные УУД:
- Понимание роли атмосферного давления и направления воздушных масс в формировании климатических поясов; уметь называть и показывать их на климатической карте Земли.
Регулятивные УУД:
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- оценивать работу одноклассников;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Познавательные УУД:
- развивать умение устанавливать причинно- следственные связи на примере атмосферного давления и направления воздушных масс при формировании климата.
Коммуникативные УУД:
- формировать и аргументировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии: ИКТ
Средства обучения: проектор, учебник «География материков и океанов», атлас 7 класс, раздаточный материал для работы в группах, карта «Климат Земли».
Список литературы, Интернет-ресурсов:
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.-2-е изд., перераб. – М.: ВАКА, 2014.





ХОД УРОКА
Организационный момент
Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и начнем!
Проверка домашнего задания: Начнем наш урок с проверки домашнего задания (Слайд 1)
Вопросы к классу:
- Вспомните, какую тему мы изучили на прошлом уроке?
- Что такое климатообразующие факторы?
- Назовите основные климатообразующие факторы.
- Что такое воздушные массы?
- Какие типы воздушных масс вы знаете?
Работа в группах.
- Каждая группа получает карточки с заданием, на выполнение которого отводится 3 минуты.
Карточка№1. (Слайд 2) В каком из перечисленных городов: Москва, Каир, Сингапур наблюдаются самые высокие и самые низкие среднегодовые температуры января и июля. Подчеркните одной чертой город с самой низкой среднегодовой температурой января, двумя чертами города с самой высокой среднегодовой температурой июля.
Карточка №2. (Слайд 3) В каком из перечисленных городов: Каир, Москва, Сингапур выпадает максимальное и минимальное среднегодовое количество осадков. Подчеркните одной чертой город, где выпадает максимальное среднегодовое количество осадков, двумя чертами город, где выпадает минимальное количество осадков.
Карточка №3. (Слайд 4) Разделите объекты на две группы в соответствии с величиной атмосферного давления.
Москва (Евразия), Квебек (Северная Америка), Мехико (Северная Америка), Брисбен (Австралия), Рио-де-Жанейро (Южная Америка), Аккра (Африка), Кито (Южная Америка), Северный полюс, Южный полюс.
Карточка№4. (Слайд 5) Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики: а) жаркая и влажная; б) жаркая и сухая; в) холодная и сухая; г) свойства меняются по сезонам года.
(проверка, оценка за работу в группах).

Проверка домашнего задания уже позади, а что же ждет нас сегодня на уроке?
3. Определение темы урока, целеполагание.
Мы узнали с вами о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления, перемещения воздушных масс.
- Попрошу вас самостоятельно дополнить схему 1 в рабочих листах, задание1, во время работы используйте текст учебника стр. 40, параграф 7. (Слайд 6) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о климатических поясах Земли.
- В ваших рабочих листах запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока- «Климатические пояса Земли». (Слайд 7)
- Какова же цель нашего урока? (Слайд 8)
(записи учащиеся делают в рабочих листах)
4. Работа над новым материалом.
1) Однажды мне в руки попалось шуточное стихотворение одного неизвестного автора. Я предлагаю его вашему вниманию. (Слайд 9)
Ах, как же прекрасна наша планета!
Вот – белая лента,
Вот – синего цвета,
А вот голубеет над ней полоса
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней – в Климатические пояса.
Взгляните, вверху, там, где Южный полюс,
Вы сразу Полярный увидите пояс.
Там климат суровый и жутко коварный:
Теплые ветры летят как ножи,
И мерзнут пингвины, и даже моржи.
Чуть ниже – пояс Тропический
И климат в нем тоже нужный:
Не то, чтобы очень северный,
Но и не так, чтобы южный.
Еще ниже - пояс Умеренный,
Там даже зимою тепло,
И снег видят люди практически,
Не чаще, чем НЛО.
А в поясе Экваториальном,
Самом холодном из поясов,
Все ходят в костюме купальном,
Летом и зимой.
- Найдите ошибки в стихотворении и исправьте их в рабочих листах, задание 2 (в парах).
Во время работы используйте материал ученика стр. 40-41.
- Попробуем исправить стихотворение вместе (фронтально). (Слайд 10)
Ах, как же прекрасна наша планета!
Вот – белая лента,
Вот – синего цвета,
А вот голубеет над ней полоса
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней – в Климатические пояса.
Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу Полярный увидите пояс.
Там климат суровый и жутко коварный:
Холодные ветры летят как ножи,
И мерзнут медведи, и даже моржи.
Чуть ниже – пояс Умеренный
И климат в нем тоже нужный:
Не то чтобы очень северный,
Но и не так, чтобы южный.
Еще ниже - пояс Тропический,
Там даже зимою тепло,
И снег видят люди практически,
Не чаще, чем НЛО.
А в поясе Экваториальном,
Самом жарком из поясов,
Все ходят в костюме купальном,
Летом и зимой.
(проверка, оценка за работу в парах)

При помощи этого шуточного стишка мы познакомились с названиями некоторых климатических поясов.

- Откройте карту климатические пояса Земли и назовите их. (Слайд 11)
- Посчитайте общее количество климатических поясов.
-Найдите в учебнике определении, что такое «климатический пояс. Запишите определение в рабочий лист, задание 3. (Слайд 12)
Основным признаком пояса являются воздушные массы, которые преобладают в нем. По этому признаку климатические пояса делят на основные и переходные. (Слайд 13)
- Какие климатические пояса называют основными, найдите определение в учебниках. Название воздушных масс совпадает с названием климатического пояса.
- Выпишите в рабочий лист задание 3 основные климатические пояса.
Климатические пояса 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Экваториальные
Тропические
Умеренные
Арктические
Антарктические
Проверка основных климатических поясов (фронтально).
- Перечислите названия климатических поясов, которые вы не назвали.
- Что общего в их написании?
Такие пояса называют переходными. Переходные пояса – это пояса, в которых воздушные массы меняются по сезонам года. Летом в каждом переходном поясе господствуют воздушные массы того пояса, который расположен южнее, а зимой того, который расположен севернее.

- Выпишите в рабочий лист, задание 3, переходные климатические пояса.
Климатические пояса 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Экваториальные Субэкваториальные
Тропические Субтропические
Умеренные Субарктические
Арктические Субантарктические
Антарктические
(проверка, оценка за работу)

Работа в группах. Для того, чтобы более подробно познакомимся с каждым из климатических поясов, вам необходимо заполнить таблицу в рабочих листах, задание 4. Работа выполняется в группах. Каждая группа должна дать характеристику двум климатическим поясам, основному и переходному. При этом она получает название двух городов, по расположению которых вам и предстоит определить какие климатические пояса необходимо охарактеризовать.

Таблица «Климатические пояса Земли »

Город
Климатический
пояс
Воздушные массы
Средняя температура
Режим и количество атмосферных осадков, мм/год
Территория




января
июля



Сингапур
Экваториальный
Экваториальные
+24
+24
Круглый год, 2000 мм/год
Между 5°8° с. ш. и 4°11° ю. ш


Бразилиа
Субэкваториальный
Зимой тропические, летом экваториальные
+16
+32
Летом от 1000-2000 мм/год; зимой мало
Между 20 с.ш. и 20 ю.ш.

Нуакшот
Тропический
Тропические
+15
+34
100-150 мм/год
Между 20 и 30 с.ш. и ю.ш.

Мадрид
Субтропический
Летом тропические, зимой умеренные
0
+30
500 мм/год, зимой
Между 30 и 40 с.ш и ю.ш.

Москва
Умеренный
Умеренные
-16
+16
500-800 мм/год, в течение года
Между 40 60 с.ш и ю.ш.

Верхоянс
Субарктический
Летом умеренные, зимой арктические
+8
-32
250-500 мм/год, летом
Между 60 и 70 с.ш.

Диксон
Арктический
Арктические
0
-32
100-250 мм/год
Выше 70 с.ш.

Станция «Восток»
Антарктический
Антарктические
-32
-64
100-250 мм/год
Ниже 65 ю.ш.

Оценка за работу в группах
Оцените работу каждого члена вашей группы.

Проверка усвоения нового материала
Работа в группах
- Ребята, кто из вас читал приключенческий роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» или смотрел фильм, снятый по его мотивам?
В этом произведении описывается путешествие героев (Филеаса Фогг и Паспарту) по разным странам и континентам.

-Представим себе, что главные герои рассматривали бы несколько маршрутов путешествия вокруг света, и что бы из этого вышло
- Помогите Паспарту определиться, в какие города ему необходимо взять теплую одежду и зонты, исходя из маршрута, предложенного Филеасам Фоггом (отправная точка – Лондон, Великобритания, июль месяц):

1 Группа «Маршрут 1» (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и зонты от дождя):
- Лондон – Оттава (теплые вещи и зонты) - Лос-Анджелес (теплые вещи, зонты) – Дарвин (теплые вещи, зонты) – Кейптаун (теплые вещи, зонты) – Лондон
(выступает один человек от группы)

2 Группа «Маршрут 2» (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и зонты от дождя):
- Лондон - Мадрид (теплые вещи, зонты) – Бразилиа (теплые вещи, зонты) – Перт (теплые вещи, зонты) – Аддис-Абеба (теплые вещи, зонты) - Лондон
(выступает один человек от группы)

3 Группа «Маршрут 3» (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и зонты от дождя):
- Лондон – Рейкьявик (теплые вещи, зонты) – Мехико (теплые вещи, зонты) – Сидней (теплые вещи, зонты) – Каир (теплые вещи, зонты) - Лондон
(выступает один человек от группы)

4 Группа Маршрут 4 (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и зонты от дождя):
- Лондон – Каракас (теплые вещи, зонты) – Лима (теплые вещи, зонты) – Пекин (теплые вещи, зонты) – Дели (теплые вещи, зонты) - Лондон

Рефлексия.
Давайте подведем итог нашего урока.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чему вы научились на уроке?
- Какое применение могут иметь полученные на уроке знания?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание
Параграф 7, на контурной карте отметить климатические пояса.
Неравномерное нагревание земной поверхности

Различие климатов Земли

Климатические пояса

Основные

Переходные

Переходные

Основные



15