Статья. Применение мониторинга профессиональной пригодности преподавателя-организатора ОБЖ



Управление по образованию и науке г. Астрахань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
Преподаватель-организатор ОБЖ, учитель высшей категории,
Ветеран труда
г. Астрахань-2016г.

Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь - урок как основную ее форму.
Творчески работающий учительэто человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой.


Применение мониторинга в системе
повышения профессиональной компетентности преподавателя-организатора ОБЖ

Практика преподавания курса ОБЖ показывает, что проблема обеспеченности школ педагогами по-прежнему остается актуальной. В сложившейся ситуации, когда выпускники педагогических ВУЗов не стремятся работать по полученной специальности, необходимо обратить внимание на сложившуюся систему повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ и найти резервы качественной переподготовки педагогов.

Имеющиеся краткосрочные курсы при учебно-методических центрах ГОЧС и институтах повышения квалификации (обычно это происходит один раз в несколько лет), безусловно, вносят определенный вклад в повышение компетентности преподавателей-организаторов ОБЖ, но получаемая информация часто носит лишь общий характер, не учитываются потребности и возможности педагога, его педагогический и социальный опыт. Компетентность педагога, являясь уникальным сплавом множества качеств личности, требует индивидуального подхода в вопросах ее повышения. Употребляя термин «компетентность» здесь понимается уровень знаний, умений и готовности личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных и профессиональных условиях.

Компетентность предполагает наличие у человека определенных знаний, включая узкоспециальные, особых способов мышления и навыков, понимания меры ответственности за результаты своих действий. С высшими уровнями компетентности связывают наличие соответствующего уровня инициативы, организаторских способностей, позволяющих эффективно организовать совместное решение проблем. Природа компетентности такова, что оптимальные результаты в решении задач достижимы лишь при условии глубокой личной заинтересованности человека.

Развитие профессиональной компетентности педагога может иметь не только прогрессивные, но и регрессивные тенденции. Если развитие профессиональной компетентности учителя характеризуется изменениями в его педагогической деятельности и личности под воздействием самых различных (в том числе и случайных) факторов, то становление профессиональной компетентности должно быть организованным и целенаправленным процессом.

Становление профессиональной компетентности учителя является сложной, многогранной, комплексной проблемой современной образовательной практики. Чтобы указанный процесс был управляемым и привел к требуемым результатам, отслеживание изменений должно отвечать определенным требованиям (непрерывность, научность, диагностичность и т.д.). Руководители образовательных учреждений стремятся наблюдать за развитием профессионально-педагогической компетентности педагогов. Тем не менее, этот процесс носит либо субъективный, либо стихийно-необходимый, либо планово-контрольный характер. Более того, часто это отслеживание осуществляется на уровне обыденного педагогического сознания, житейского здравого смысла. В таких случаях трудно говорить о том, что результаты профессиональной деятельности работников образования имеют устойчивый, закономерный характер и идет действительно процесс повышения уровня профессионально-педагогической компетентности, процесс профессионального становления.

В этих условиях особую значимость приобретают те методы и средства, которые способствуют отслеживанию как прогрессивных, так и регрессивных тенденций в развитии профессиональной компетентности преподавателя-организатора ОБЖ, усиливающих положительное влияние и помогающих преодолеть негативные явления, возникающие в этом процессе, к числу которых относится педагогический мониторинг.

Анализ понятия «мониторинг» с позиций педагогики уже достаточно полно представлен в научной литературе (А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая, А.А. Орлов, С.Н. Силина, С.Е. Шишов и др.). Например, А.С. Белкин считает, что «педагогический мониторинг - это процесс непрерывного, научно - обоснованного, диагностико - прогностического, планово - деятельностного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения» [1].

По мнению Э.Ф. Зеера, мониторинг следует трактовать как «процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих совокупность определенных ключевых показателей» [2].

Рассматривая понятие «мониторинг», можно выделить следующие его ключевые характеристики:
1) Мониторинг имеет адресность и предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам, для решения конкретно поставленных задач.
2) Мониторинг является процессом наблюдения за объектом, оценивания его состояния по разработанным критериям, осуществления контроля за характером происходящих событий, предупреждения нежелательных тенденций развития.
3) Мониторинг является непрерывным и продолжительным процессом с обратной связью, что позволяет фиксировать состояние процессов, осуществлять их прогноз и коррекцию на основе полученной информации, принимать управляющие решения.

Введение мониторинга в процесс становления профессиональной компетентности преподавателей-организаторов ОБЖ позволит влиять на его эффективность, поскольку в ходе мониторинга посредством отслеживания всех нюансов текущего процесса выявляются резервы для усиления его результативности. Указанные резервы могут актуализироваться через принятие адекватных управленческих решений по координации, а при необходимости, по коррекции происходящих изменений.

Мониторинг способен обеспечить становление субъективности у учителя. Выступая первоначально во внешней по отношению к учителю форме, он в дальнейшем частично или полностью меняет свою направленность, и субъектом мониторинга становится сам учитель: мониторинг перерастет в инструмент внутренней саморегуляции учителем собственного профессионального развития (учитель будет сам фиксировать процессы и принимать решения об их совершенствовании).

Опираясь на определение А.С. Белкина и принимая во внимание рассмотренное выше, мониторинг становления профессиональной компетентности учителя мы понимаем как непрерывное, научно - обоснованное, диагностико - прогностическое, планово - деятельностное слежение за состоянием и развитием его профессионального уровня с целью придания этому процессу прогрессивной направленности.

Структуру мониторинга становления профессиональной компетентности преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности, на мой взгляд, должны составлять следующие компоненты: аксиологический - отражающий характер ценностных ориентаций как основы стратегического целеполагания в педагогической деятельности, предметно-деятельностный - выявляющий становление компетентности в области урочной деятельности, субъектно-деятельностный - отображающий процесс обретения стиля педагогического взаимодействия, динамику личностных и профессионально-значимых для преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности качеств, обнаруживающий степень удовлетворенности профессиональной деятельностью, показывающий уровень организации личного труда и сформированности различных профессиональных деформаций.

Выбор комплекса показателей, способных обеспечить в ходе мониторинга целостное и объективное представление о состоянии и перспективах становления профессиональной компетентности преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности, предопределяется выделенными компонентами. Инструментарием мониторинга выступает совокупность тестов, анкет, диагностических методик, форм обследования, опросных листов и т. п., которые используют субъекты мониторинга в своей деятельности. Инструментарий мониторинга должен быть, с одной стороны, максимально практико-ориентированным и достаточно простым, чтобы им могли овладеть все субъекты мониторинга, с другой стороны, он должен быть валидным, то-есть, обеспечивающим адекватность объекту мониторинга (что измеряется?), и позволяющим объективировать достоверную информацию (как хорошо это делается?).

Мониторинг становления профессиональной компетентности преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности создает информационные основания для формирования целостного представления о состоянии профессионального развития преподавателя-организатора ОБЖ и открывает возможности для организации и осуществления педагогической поддержки этого процесса с целью придания ему позитивной направленности, задаваемой спецификой содержания мониторинга.

Литература :
1. Белкин А.С, Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Департамент психол.-пед. образования, 1997. С. 3.
2. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2000. С. 123.








13PAGE 15




15