Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Тема: Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Цели:
формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, определять их тип, пользоваться ими
как синтаксическими синонимами; использовать односоставные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные; подготовка к ЕГЭ;
воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний; воспитание интереса к поэтическому творчеству, любви к родной природе;
развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах и возможностях.
Оборудование: раздаточный материал, бланки ЕГЭ, мультимедийная установка.
Мир поэзии будит в человеке духовное начало

Ход урока:
I. Организационная часть.
II Обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения»
1. Опрос- беседа «Основные группы односоставных предложений»
а) Сопоставительный анализ одно-« двусоставных предложений.
б) Основные особенности- отличия односоставных предложений.
2. Обоснование выбора эпиграфа к уроку.
а) Слово учителя «Таинственный сказочный мир».
б) Учащиеся определяют типы предложений (изображение на мультимедиа)
(1) Стихами прихожу к вам зажигать сердца ( Е.Долматовский)
(2) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.( Б. Пастернак)
(3) Каких только птиц не услышишь в нашем лесу! ( Д. Мамин - Сибиряк)
(4) Мне в душу повеяло жизнью и волей. ( А.Майков)
(5) Листья кленов и берез расписали золотом ( И. Бунин)
в) Воспроизведение схемы- опоры ( на мультимедиа)
Выполнение задания 2. на « бланках ЕГЭ» (текст на мультимедиа)
2. Среди предложений 1-5 найдите односоставное безличное предложение и укажите его номер.

(1) Он [ П.И.Чайковский] не променяет русские туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. (2) Он без остатка отдал свое сердце России - ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. (3) Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. ((4) Он должен добиться этого. (5) Нужно только не щадить себя.
Проверь себя: (на мультимедиа) Т

Самооценка теста (критерии на бланке)
В конце урока сдать на проверку.

9. Письмо- игра «Продолжи строчку»
Комментированная запись предложений в тетрадях. Определение типов односоставных предложений.
1) Топи да болота, синий плат небес.
( С.А.Есенин)
2) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
(А.С.Пушкин)
3) Сижу за решеткой в темнице сырой.
(А.С.Пушкин)
4) Мороз и солнце, день чудесный.
(А.С.Пушкин)
5) Люблю грозу в начале мая.
(Ф.И.Тютчев)
6) Отворите мне темницу...
( М.Ю.Лермонтов)
7) Скользя по утреннему снегу, друг милый,
предадимся бегу нетерпеливого коня.
( А.С.Пушкин)
8) Не жалею, не зову, не плачу.
(С.А.Есенин)
7.Р/р Подготовка к литературному этюду.
1) Запись в «Словарь трудных слов», определение лексического значения, подбор прилагательных.
Какое из перечисленных слов имеет значение «небольшое произведение, посвященное отдельному вопросу, предмету.»
1) эстамп
2) маринист
3) этюд
4) эксперимент

2). Укажите словосочетание со связью примыкание
1) осенний туман
2) бродить по лесу
3) хрустит под ногами
4) ярко полыхать

3) Сочинение- этюд.
Однажды преподаватель изящной словесности Царскосельского лицея Н.Ф.Кошанский принес на занятие розу, сорванную им в парке, и предложил лицеистам описать ее в стихах, что успешнее других сделал Александр Пушкин.
Этот факт считается первой известной попыткой использовать сочинение-этюд в практике обучения

Слово учителя.
Чтение стихотворения Р.Гамзатова «Стихотворение - стихов творенье...»
( На столе роза и букет осенних листьев. Учащимся предлагается описать их ( по выбору) в стихах, используя и односоставные предложения.)

Повторение средств художественной выразительности: тропов и фигур.

Работа над литературным этюдом под музыку П.И. Чайковского «Времена года»
Чтение этюдов.

III. Подведение итогов урока.
1) Односоставные предложения. Основные группы. Типы. Характеристика. Сфера употребления
Таинственный сказочный мир
2) Выставление оценок.
В течение урока учащимся выдавались «оценки» - осенние листья. В конце урока ребята их «предъявляют», получая оценку.

IV. Задание на дом
Повторить § 20-24; ответить на вопросы, выписать из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» несколько (5-6) односоставных предложений ( см. учебник литературы) Подготовиться контрольному диктанту












15