«Комплексы физических упражнений для развития быстроты у детей младшего школьного возраста в условиях крайнего севера».


Статья на тему:
«Комплексы физических упражнений для развития быстроты у детей младшего школьного возраста в условиях крайнего севера».

Выполнила:
тренер- преподователь МБО ДО ДЮСШ
Ващенко Илона Игоревна


Основным средством физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях крайнего севера являются физические упражнения, то есть специальные движения и сложные виды двигательной деятельности. Физические упражнения отличаются большим разнообразием как по содержанию, так и по форме. В практике физического воспитания физические упражнения целесообразно применять в комплексе. Комплекс физических упражнений - это система специально подобранных движений на развитие определенных физических качеств.
Одной из проблем физической культуры является развитие быстроты детей младшего школьного возраста в условиях крайнего севера. Это связано с тем, что именно в этом возрасте формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности. Детский организм в младшем школьном возрасте наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям. Благоприятные предпосылки для целенаправленного развития быстроты движений имеются в младшем школьном возрасте, но наиболее чувствительным считается возраст 9-10 лет. Некоторые исследователи считают целесообразным при развитии быстроты использование физических упражнений разносторонней направленности, другие утверждают, что использовать необходимо комплекс физических упражнений, которые имеют направленность на двигательные способности и быстроту. ( Красников. А.А.; Лубышева. Л.И.)
Быстрота это единство проявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время. У ребенка данного возраста развиваются и совершенствуются основные естественные движения. Меняется и отношение к движениям. Прежний интерес к самому процессу движения сменяется все большей заинтересованностью в результатах действий. Движения становятся все более точными, координированными (согласованными).Однако существующие методики в системе физического воспитания в общеобразовательной школе не используют комплексный подход в развитии быстроты детей младшего школьного возраста. Отсюда проявляется проблема: каким должен быть комплекс физических упражнений для развития быстроты у детей младшего школьного возраста в условиях крайнего севера.
Любой комплекс физических упражнений составляется таким образом, чтобы участвовали по возможности все мышечные группы. При развитии быстроты у младших школьников используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный). Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Применение различных “скоростных” игр в разнообразных вариантах наиболее эффективно.
За время прохождения педагогической практики мной был разработан комплекс физических упражнений для развития быстроты у детей младшего школьного возраста, которые, включают в себя бег, рывки и ускорения из различных исходных положений, рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками, прыжки, быстрые перемещения, имитационные упражнения, игры, эстафеты и другие упражнения. А так же разработанный комплекс был применен в практической деятельности и показал значительный результат. Во время эксперимента были сформированы две группы детей младшего школьного возраста, экспериментальная в которой осуществлялся комплексный подход и основная в которой обучение осуществлялось по школьной программе. За шесть недель у детей занимающихся в экспериментальной группе результаты улучшились в 1,5 раз по сравнению с основной группой. Если в данной ситуации комплексный подход достигает наилучших результатов за короткое время (шесть недель), то какими могут быть результаты если комплексный подход применять весь учебный год или годами.
Эти результаты дают право сделать вывод о том, что цель, которую я ставила перед собой, разработать комплекс физических упражнений для развития быстроты у детей младшего школьного возраста в условиях крайнего севера, была достигнута, предположения верны, что при использовании комплексного подхода будет осуществляться прогресс.
Общетеоретической основой послужили труды педагогов:
Красников. А.А.; Лубышева. Л.И.; Лях. В.И.; Менхель. Ю.В.; Миронова. Е.О.; Мишарев. А.З.; Матвеев. Л.П.; Мижериков. В.А.; Назаренко. Л.Д.; Немов. Г.С.
Литература
Староста И. В. Сенситивные и критические периоды в развитии двигательных координационных способностей у юных спортсменов /Староста В., Хиртц П., Павлова-Староста Т. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. - 2. - 2-3 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
Теория и методика физического воспитания: Общие основы теории и методики физического воспитания // Под ред. Т.Ю.Круцевича.Т.1. –Киев: Олимпийская литература, 2003. 423 с.
Харитонов В.И., Ким В.В., Ненашева А.В. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся. // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 1. – С. 17-22.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Изд-во Академия, 2000. - 480с.
Шкловский В.Б. Физическая культура детей. – М., 1998. С. 230.
Физическая культура. – М.: Изд-во: АСВ, 2000. 432 с.