Программа дополнительного образования кружка «Веселая палитра»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБС(К)ОУ №22
__________Иванова И.Ю.
______________________
«______»_________2014г.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №22 (VIII вида)
Невского района
Программа
дополнительного образования
кружка «Веселая палитра»
(рисование)
Педагог: Горбатова М.С.
На 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка. Кружок рисования «Веселая палитра» функционирует в ГБОУ школе-интернате №22 (VIII вида) для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Состав группы может частично меняться каждый год. Набор детей в кружок свободный. Ведь дети принимаются в студию с различным уровнем базовой подготовки. Исходя из этого, занятия могут варьироваться, учитывая индивидуальные особенности детей, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому. Форма занятий- индивидуально-групповая. Срок реализации программы 1 год. Образовательная программа кружка «Веселая палитра» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Программа кружка «Веселая палитра» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по рисованию. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры и влияние улицы давит на неокрепшую психику ребенка. К сожалению, у многих детей появляются всевозможные психологические проблемы в семье и школе. Частично их можно решить через занятия изобразительным творчеством, где дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. Отличительной особенностью программы является то, что в методике обучения детей художественной деятельности широко используются разнообразные игровые формы. Освоение материала в основном будет проходить в процессе творческой деятельности детей. Программа кружка «Яркие брызги» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Основной задачей занятий является развитие художественно-творческих способностей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью путем целенаправленного и организованного обучения. В условиях кружковой деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания детей, а также для их всестороннего развития.
Цель – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы.
Образовательные:- знакомство с жанрами изобразительного искусства;- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;- развитие навыков продуктивной деятельности (рисование, лепка);Коррекционно-развивающие:- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;- развитие колористического видения;- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;- развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;- формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место); - развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).Воспитательные: - формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; - воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;- воспитание аккуратности.
Программа по кружку рисования «Веселая палитра» составлена на основании:
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Положения о рабочей программе принято на Совете школы 24 мая 2012 г, протокол № 4.
Учебного плана ГБОУ школы-интерната № 22.
Использование современных технологий:
1.Здоровьесберегающие:
ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений;
осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
отрабатывать глазоручную координацию, концентрацию внимания и усидчивость, подготовку руки к письму.
2. Личностно-ориентированное обучение;
3. Игровые.
Формы организации учебного процесса:
экскурсии;
игровая, предметно-практическая, трудовая и элементарная учебная
деятельность.
Виды и формы контроля:
безоценочный;
текущий контроль осуществляется на уроках в форме игр.
Программа курса рассчитана на 100 часов в год, 3 часа в неделю.
Содержание программы:
Первое полугодие:
формирование кружка;
краска и цвет;
прием примакивания;
пальчиковое рисование с элементами аппликации;
совместная работа;
монотипия;
рисование штампами;
ниткография;
роспись по дереву;
семена тыквы;
коллективная работа.
Второе полугодие:
смешанная техника;
рисование пластилином;
мозаичное рисование;
акриловая роспись;
панно;
граттаж;
витраж;
кляксография;
монотипия;
рисование пластилином;
рисование цветными мелками.
№ п/пТема занятия Кол-во часов
I четверть
1. Формирование кружка.
Набор детей в группу.
Вводное занятие (знакомство с художественными материалами) 3ч.
2. Знакомство с красками:
«Такие разные краски»
3ч.
3. Прием примакивания:
«Поляна с цветами»
3ч.
4. Пальчиковое рисование:
«Осеннее дерево»
«Павлин»
6ч.
5. Совместная работа:
«Портрет мамы»
«Аквариум» 6ч.
6. Монотипия:
«Бабочка»
«Цветы» 6ч.
II четверть
1. Рисование штампами:
«Парусник»
«Открытка» 6ч.
2. Ниткография:
«Закат» 3ч.
3. Роспись:
«Узоры» 3ч.
4. Рисование песком:
«Силуэты» 3ч.
5. Коллективная работа:
«Герои сказок» 3ч.
6. Смешанная техника:
«Новогодняя открытка» 3ч.
III четверть
1. Рисование с элементами аппликации:
«В саду»
«Птицы» 6ч.
2. Техника рисования - мозайка:
«Русалочка»
«Лесной олень»
«Балерины» 9ч.
3. Акриловая роспись:
«Море в тарелке»
«Цветы» 6ч.
4. Рисование губкой (рисунок + аппликация):
«Наряд»
«Открытка» 6ч.
5. Рисование акварельными карандашами:
«Пейзаж» 3ч.
6. Панно:
«Цветы» 1ч.
IV четверть
1. Рисование в технике витраж:
«Витраж» 2ч.
2. Граттаж:
«Ночь» 3ч.
3. Рисование стразами:
«Танец»
«Силуэт» 6ч.
4. Кляксография:
«Фантазия» 3ч.
5. Монотипия:
«Птицы» 3ч.
6. Рисование пластилином 3ч.
7. Рисование цветными мелками 4ч.
Всего часов: 100ч.
Календарно-тематическое планирование прилагается
Список литературы:
Костраба И., Кравец А., Мельникова И., Мещеряков Б., Пахомов Е. «Большая энциклопедия дошкольника»Издательство: РООССА 2010 г.
Лобанова В. «Необыкновенное рисование», Издательство: «Мозаика - Синтез», 2011г.
Малышева А.Н. «Учимся рисовать и готовим руку к письму. Лучшие упражнения для детей 6-7 лет», Издательство: Академия развития
«Раскрась по образцу», издательство: «РОСМЭН-ПРЕСС», М. 2010г.
Уатт Ф. «Как научиться рисовать», Издательство: Росмэн, 2005г.