Презентация к мастер-классу по повести В.Г. Распутина Прощание с Матерой
Мастер-класс учителя русского языка и литературы МБОУ Молькинская СОШ Усть- удинского района басановой Софьи Михайловны
Цели занятия:познакомить участников с историей одного прощания по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» с помощью приёмов технологии критического мышления «Бортовой журнал», «Кластер», «Синквейн»;способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно - проблемных вопросов;помочь осмыслить такое нравственно-этическое понятие, как память предков, к родной земле.
Задачи:актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на рассматриваемую проблему.продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Планируемые предметные результатыподвести участников к разрешению следующей проблемы: почему нужно хранить память о Матере – прообразе тех земель, которые попали в зону затопления?уметь определять, что вбирает в себя понятие “Матера” у В.Г.Распутина; составлять связную монологическую речь; определять главную мысль повести;
Метапредметные УУДпланировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результатыосуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи
Образовательные ресурсы1. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gramota.ru2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008.3.В.Г.Распутин. Повести. Рассказы. Том 1 – 2.Дрофа. Москва. 2007.4.О. А. Шахерова. Распутин в школе. Дрофа. Москва. 2007.5.О.А.Хорт, В. В. Никовска. ЛИТЕРАТУРА. 11 класс.
Эпиграф: У кого нет памяти, нет жизни. В. Распутин
Тема: История одного прощания… В. Распутин «Прощание с Матерой» с использованием приемов технологии критического мышления.
технология развития критического мышленияДанная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика. Работа по этой модели способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования.
Основа технологии – трехфазовая структура урока:1- я стадияВызов:- актуализация имеющихся знаний;- пробуждение интереса к получению новой информации;- постановка учеником собственных целей обучения.2-я стадия Реализация смысла: - получение новой информации; - учащиеся сооотносят старые знания с новыми; 3- стадия Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения.
Стадия вызова. Что вы знаете о В.Г. Распутине?Какие ассоциации вызывает у вас слово Матера? Какая она ?Что привело к затоплению земель? Систематизируем наши суждения (записать ключевые слова – прием «Бортовой журнал»)
Определите цели мастер-класса, используя опорные слова: Мы познакомимся с… Мы узнаем… Мы вспомним…
Стадия осмысленияВ.Г. Распутин – замечательный русский писатель, наш современник, общественный деятель, публицист, Герой Социалистического Труда, Лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии России, премии Правительства РФ, г. Иркутск.
экскурс в историю села Молька Что же привело к переселению села?
Из истории Братской ГЭСНадпись на металлической плите,заложенной в основание здания гидроэлектростанции
Общий вид строительства Братской ГЭС с нижнего бьефа. 1961 год
Братская ГЭС сегодня
Река Ангара
Строители
Молька – моя Матёра.
В.Г. Распутин – сибирский писатель, наш земляк
Повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (1976 г.)
Панорама – степь с высокими травами
Скирды сена
Вид старой Мольки
С восточной стороны к селу близко подходил лес
Кусты шиповника, смородины…
Студеная водица… Видны камешки
В летнем цвете
Колхозники
Школа в старой Мольке
Новый дом в новой Мольке
Цивилизация, человек, природа…Новое поколение стремится к комфорту, жизненному удобству, но к чему это приводит? Выбросы городов фтора и метилмеркаптана
Лес – наше богатствоЛесные пожарыВысыхание деревьев
Потребительское отношение к родной земле замечается всюду
Тончает связь между поколениями
«Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека…»В.Г. Распутин:
«Чтите и помните. Ибо жизнь есть и будет, пока чтим память предков. Ибо там, где не чтут мёртвых, не любят живых».Старинная мудрость:
«Плюсы и минусы цивилизации» (прием «Кластер») Что хорошего дала цивилизация? Первая группа подводит итоги. Что плохого дала цивилизация? Вторая группа подводит итоги. В чем заключается смысл эпиграфа? Ответ готовит третья группа.
Стадия рефлексииУзнали ли Вы что-то новое для себя? (записать в «Бортовой журнал») – сравнить с предыдущими записями.О чем еще вам хотелось бы узнать по теме мастер-класса?Что связывает мою Мольку с Матёрой?
Составление синквейна со словом «Матера»Правила написания синквейнов:1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).2. Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...).4. Четверти строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.5. Последняя строчка — это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.
1. Матера.2. Два прилагательных (родная, красивая).3. Три глагола (любить, думать, помнить). 4. Фраза из четырёх слов (буду чтить память предков).5. Синоним к первому существительному (дом).