Краткосрочное планирование на тему Дополнение и обстоятельство, выраженное формой дательного падежа


Краткосрочное планирование
 
Ф.И.О. и место работы Капашева Н. Ж.
КГУ «СШ №23 п.Молодежный» Предмет: русский язык Класс: 6 «В»
Тема урока: Дополнение и обстоятельство, выраженное формой дательного падежа
Цель:
(SMART,из среднесрочного планирования) Познакомить учащихся с дополнением и обстоятельством, выраженными существительными в дательном падеже, научить находить в тексте такие дополнения и обстоятельства.
Развивать умение разбирать предложения по членам, выделять зависимые слова в составе словосочетания, различать члены предложения дополнение и обстоятельство, выраженные существительными в дательном падеже.
Воспитать вежливость, активность и находчивость.
Ожидаемый результат:
(из среднесрочного планирования) Учащиеся познакомятся с дополнением и обстоятельством, выраженным существительным в дательном падеже, научить находить в тексте такие обстоятельства; разовьют умения разбирать предложения по членам, выделять зависимые слова в составе словосочетания, различать члены предложения -дополнение и обстоятельство, выраженные существительным в дательном падеже; воспитают вежливость, активность и находчивость
Критерии успеха: Умение выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать;
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Ключевые идеи/подход: Развитие функциональной грамотности учащихся. Выбор стратегий на уроке и разные формы способствуют усвоению и осмыслению теоретического материала урока и применение его на практике; развитию у учащихся критического мышления, речевых и коммуникативных навыков, интереса к предмету.
Учебник:
(рекомендованный МОН РК) Учебник «Русская язык » 6 класса, 2015 год, издательство Алматы «Атамұра»
Авторы : Г.Ф. Гуревич, Р.И. Бекишева
Ход урока/заметки учителя:
Время Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Оценивание Ресурсы
Формативное (ОдО) Суммативное(ОО) 1.Организацион
ный момент
(5мин) 1. Приветствие.
2.Психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята!  Я рада видеть вас.
-Давайте создадим на уроке хорошее настроение.
- Представьте себе, что вы на воздушном шаре, закройте глаза и подумайте о чем-нибудь хорошем. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь день. А теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам только радость общения друг с другом.
Деление на группы.
Геометрические фигуры из открыток детям при входе в класс и просит сгруппироваться по геометрическим фигурам. ( геометрические фигуры: квадрат, треугольник). 1.Приветствуют учителя
Представляют себе что они на воздушном шаре, закрывают глаза и думают о чем- нибудь хорошем. Посмотрели друг другу в глаза, улыбнулись и пожелали друг другу хорошего настроения на весь день.
Дети выбирают понравившуюся фигуру, делятся на группы садятся по группам. 1группа – квадрат
2 группа треугольник Словесная ИКТ
2.Опрос домашнего задания
7мин - Ребята, давайте начнем наш урок с повторения пройденного. Перед вами “Чудо - дерево” с волшебными листочками. А листочки эти с вопросами, на которые вы должны ответить и получить баллы .
1.Какие предложения называются нераспространенными и распространенными ?2.Назовите главные члены предложения
3.Подлежащее – это….
4.Сказуемое – это…
5.Назовите второстепенные члены предложения.
6.Дополнение – это…
7.Назовите падежи с вопросами.
8.Просклоняйте существительное Весна.
Ребята отвечают на вопросы отрывая листочек с дерева.

Главные члены предложения это подлежащие и сказуемое.
Подлежащее – это главный предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?. Подлежащее обычно выражено именем существительным или личным местоимением в И.п.
Сказуемое –главный член предложения , который обозначает то что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает? Что сделал?
Второстепенные члены предложения : определение, дополнение, обстоятельство.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечают на вопросы косвенных падежей. Дополнение как и подлежащие, обычно выражено существительными и местоимениями.
И.п что? весна
Р.п. чего? весны
Д.п. чему? весне
В.п. что ?весну
Т.п. чем? весной
П.п. о чем? О весне Критериальное оценивание
За каждый правильный и полный ответ получают –
2 балл.
Правильный но не полный ответ-1балл.
«Чудо – дерево» с волшебными листочками.
оценочные листы
5мин - А теперь запишите число
Восемнадцатое февраля
Классная работа
-Распределительный диктант:
Написать слова, распределяя по родам.
Женский род Мужской род Средний род
Природа ручей солнышко
Капля дождь утро
Трава грач небо
Погода подснежник растение
Весна ландыш поле Выполняют задание
Женский род Мужской род Средний род
Природа ручей солнышко
капля дождь утро
трава грач небо
погода подснежник растение
весна ландыш поле
СамопроверкаПроверяем. Молодцы, справились с заданием
Опорная таблица ИКТ
Объяснение новой темы
7мин Разминка -Проблемная ситуация. Игра “Третье лишнее”. Прочитайте предложения и скажите, какое предложение лишнее? Почему?
Пришла весна.
С юга прилетели перелетные птицы.
Зацвели подснежники.
-Значит, мы сегодня будем говорить о второстепенных членах предложения.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который указывает на место действия (куда?, где? Откуда?), время (когда?), способ действия (как?). Обстоятельство обычно относится к глаголу- сказуемому. Автобус идет (куда?) к кинотеатру “Арман”.
–Хорошо. Сегодня мы продолжим с вами знакомство с обстоятельством.Дети бегут (куда?)к реке.Лодка плывет (куда?) к берегу.Дети подбежали (к кому?) к учителю.– Назовите существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к (к реке, к берегу, к учителю) – А теперь задавайте вопросы.(куда? к реке; куда? к берегу; к кому? к учителю)– Правильно! Эти существительные, то есть существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к обозначает предмет или лицо, к которому приближается другой предмет или лицо, отвечает на вопросы куда? к чему? к кому?Например: Ученик идет (куда?) к доске.Я подошёл (к кому?) к брату.
- Здесь ученик приближается к доске, а я к брату. Но мы должны различать члены предложения, когда употреблены существительные в дательном падеже с предлогом к. Если существительные отвечают на вопрос куда? – является обстоятельством, а если отвечают на вопрос к кому? – то является дополнением.– Существительные каждого рода имеют разные окончания, когда отвечают на вопрос куда?
Куда?
Ж.р. имеют окончания -е, -и: к доске, к яблони.
М. р. и ср. р. имеют окончания -у, -ю: к берегу, к учителю. Учащиеся находят предложения с второстепенными членами предложения и называют тему урока.
- Называют существительные которые употребляются в дательном падеже с предлогом к (к реке, к берегу, к учителю)
– А теперь задавайте вопросы(куда? к реке; куда? к берегу; к кому? к учителю) «Светофор»
Зеленый – понятно;
Желтый – есть затруднения; красный –много непонятного. Карточки с заданием
Сигнальные карточки
Работа с учебником
5мин 1.Прослушивание текста. ”Три весны в одном году”. (Рассказ летчика).
- Ребята, слушайте и следите по учебнику.
Словарная работа.
Овраг - сай, почки – бүршік, бухта – мүйіс 2.Задания по тексту.
1 группа. Найти в тексте нераспространенные предложения и написать в тетради .
2 группа. Выполните синтаксический разбор 3-го предложения.
3.Беседа по содержанию.
 Как удалось летчику увидеть три весны в одном году?
Когда началась весна на юге? В Москве? На крайнем севере?
Какие приметы весны отличают юг, Москву, Крайний Север?
Когда весна начинается у вас? Какие приметы весны вы заметили? Прослушивают текст.
1 группа .Учащиеся находят в тексте нераспространенные предложения.
2 группа Выполните синтаксический разбор 3-го предложения.
В конце марта я поехал к своему другу в солнечный Узбекистан.
Конверт вопросы Похвала
учебник
Закрепление изученного материала.
5мин
Игра “Найди ошибки»
Автобус подъехал к здание.
Автомобиль подъехал к остановка.
Поезд подошел к станция.
Выполняют задание находят и исправляют ошибки.
Автобус подъехал к (куда?) зданию.
Автомобиль подъехал к .(куда?)остановке.
Поезд подошел к (куда?) станции. Стратегия «Светофор»
Нет ошибок – зелёный цвет.
 1 -2 ошибки – жёлтый цвет.
3 – 4 ошибки – красный цвет
Группу Задание № 2 «Допишите предложение» Допишите существительные обстоятельства в нужной форме, подбирая их по смыслу
1. Спортсмены подъехали к. . . .
2. Автобус выехал из. . . .
3. Ребята поехали на. . .
 Слова для справок:
Быстро, степь, стадион, маршрут, вокзал, парк.
Задание № 3 Игра «Доскажи словечко »
Прочитайте предложения, вставляя вместо вопросов нужные обстоятельства. ( работа у доски)
1. Я поехал к другу (когда?). . . .
2. Туристы направились (куда?). . . .
3. Поезд подъезжал( куда?). . . .
4. Лодка плывет (куда?). . . .
5. Спортсмен оторвался от земли (как?). . . .
6. Дождь хлынул (откуда?). . . .
7. Цветы цвели ( где?). . . .  
 Слова для справок:
к Астане,
на каникулах,
резко
с неба,
в саду,
к горе,
к берегу Выполняет каждый самостоятельно
1. Спортсмены подъехали к. стадиону.
2. Автобус выехал из. вокзала.
3. Ребята поехали на. маршрутке.
Из каждой группы по очереди выходят ученики и вставляют нужное слово.
1. Я поехал к другу (когда?) на каникулах.
2. Туристы направились (куда?) к горе
3. Поезд подъезжал( куда?). к Астане.
4. Лодка плывет (куда?) к берегу
5. Спортсмен оторвался от земли (как?) резко
6. Дождь хлынул (откуда?) с неба
7. Цветы цвели ( где?)  в саду
  Взаимопроверка Карточки
Итог урока 7мин Составление постера по теме.
Тест «Проверь себя!”
1.Найдите дополнение в предложении .Утром Айша позвонила брату.
а) утром в) Айша в) позвонила г) брату.
2.Найдите обстоятельство в предложении.
Лодка плывет к берегу.
а) лодка б) плывет в) к берегу.
3.Найдите в предложении определение.
Первые цветы появляются в марте.
а) первые б) цветы в) появляются г) в марте.
Защита постера.
Учащиеся выполняют тест
Стратегия «Светофор»
Нет ошибок – зелёный цвет.
 1 - ошибка – жёлтый цвет.
2 - ошибки – красный цвет
Тест
Рефлексия 3мин «Лучики солнца» (Уч-ся можно представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики солнца согласно своему настроению) Учащиеся подходят к доске и прикрепляют свои лучики. Солнце и лучики солнца
Домашние задания
2мин
Стр 179 упр № 359 Записывают задание в дневник Заметки учителя/Рефлексия:
Тема урока: Дополнение и обстоятельство, выраженное формой дательного падежа. Свой урок мы начали создания коллаборативной среды на уроке. Ученики представляют себе что они на воздушном шаре, закрывают глаза и думают о чем- нибудь хорошем. Посмотрели друг другу в глаза, улыбнулись и пожелали друг другу хорошего настроения на весь день. Следующим этапом урока было деление на группы . С помощью геометрических фигур учащиеся разделились на две группы. Опрос домашнего задания мы произвели с помощью приема «Чудо дерево».С помощью этого приема мы проверили на сколько учащиеся усвоили пройденный материал .Для определения темы и цели урока я включила видео. Учащиеся, просмотрев видео определили тему урока. Для объяснения новой темы я использовала видеофрагмент на двух языках. Что бы проверить, на сколько учащиеся усвоили прослушанный видео материал я попросила их с помощью приема «Светофор» оценить. Для закрепления темы учащиеся выполняли практические задания .Перед тем как приступить к выполнению задания каждому учащемуся был выдан оценочный лист . Каждая группа получила карточки с заданиями .Прежде чем выполнить задания члены группы разделили между собой обязанности .При выполнения задания «разминка» первая группа выполнила задание быстрее чем вторая .При составления постера все учащиеся приняли активное участие .В каждой группе лидер проявил свои лидерские качества .И взял под контроль правильность выполнения задания. Для рефлексий я использовала прием «Лучики солнца».
Для подведения итога урока и выставления суммативной оценки каждый лидер группы оценил работу своей команды. Опираясь на рефлексию присутствующих учителей цели урока были достигнутыми . Считаем ,что урок достиг своих целей. Дети с интересом участвовали в обсуждении теоретического материала, обменивались полученными знаниями. Использование ИКТ для просмотра видеороликов было обоснованным, т.к настроило учащихся на позитивный лад .Положительные отзывы детей на этапе рефлексий еще раз подтверждают обоснованность применения идей Программы на уроках.