Тема: «Использование координационных лестниц на занятиях по баскетболу для развития быстроты и координации у школьников».

Савченко Вячеслав Васильевич
учитель физической культуры.
МАОУ «СОШ № 9 с углубленным изучением
отдельных предметов» г. Тобольск.
Тема: «Использование координационных лестниц на занятиях по баскетболу
для развития быстроты и координации у школьников».
Одной из основных задач государственной политики сегодня является создание условий для развития физической культуры и спорта, как эффективного средства привлечения детей к активному образу жизни, их оздоровления, повышения уровня физического развития.
Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход.
Одной из подвижных спортивных игр является баскетбол. Высоких результатов в нём можно добиться, если развивать основные физические качества – быстроту, координацию, выносливость. Но существующие традиционные средства развития этих физических качеств, применяемые на уроках физической культуры, не всегда оказываются достаточными эффективными.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития скоростных и координационных качеств учащихся и недостаточной эффективностью традиционных средств.
Из противоречия вытекает проблема: это поиск наиболее эффективных средств развития скоростных и координационных качеств.
Актуальность исследования:
С каждым годом мы ищем новые пути для развития физических качеств, применяемые на уроках физической культуры.
Баскетболисту необходимо осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Именно поэтому необходимо развивать скоростные и координационные способности у баскетболистов.
Одним из путей решения данной проблемы является использование координационных (скоростных) лестниц в физическом воспитании в школе, что усиливает положительный эффект от занятий, у детей повышается интерес к занятиям баскетболом. При систематических занятиях улучшается зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение беговых и прыжковых упражнений способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания.
Новизна исследования состоит в применении на уроках баскетбола нового комплекса упражнений, направленного на развитие быстроты и координации учащихся.
Объектом исследования является - процесс развития быстроты и координации у учащихся.
Предмет исследования: средства и методы развития скоростных и координационных качеств учащихся школьного возраста с использованием координационных (скоростных) лестниц.
Цель нашей работы: выявить эффективность влияния упражнений, выполняемых с координационными (скоростными) лестницами на развитие физических качеств: быстроты и координации.
Были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу.
2. Определить уровень развития быстроты и координации у учащихся на уровне основного общего образования.
3. Разработать комплекс упражнений с координационными (скоростными) лестницами.
4. Апробировать экспериментальным путём разработанный комплекс.
Мы выдвинули гипотезу: если на занятиях по баскетболу использовать специальный комплекс упражнений с координационными (скоростными) лестницами, то это будет способствовать развитию физических качеств: быстроты и координации.
Для того, что бы подтвердить или опровергнуть гипотезу, было проведено исследование.
Изучив литературу по развитию быстроты и координации детей школьного возраста, мы пришли к выводу, что использование упражнений с координационными лестницами позволит сформировать у детей интерес к занятиям не только баскетболом, но и физической культурой в целом. Упражнения на координационной лестнице заставляют неврологическую систему ребенка посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает детям быть быстрее, расторопнее, и подвижнее.
Нами были составлены такие комплексы: упражнения в ходьбе, упражнения в беге, прыжковые упражнения, упражнения в упорах, упражнения с одним и двумя мячами.
В начале эксперимента были трудности с приобретением этого тренажера, и мы применяли координационную лестницу, сделанную собственными руками. Первый вариант – все детали были из веревок. Второй вариант был - из веревок и линеек, пока мы не приобрели настоящую координационную лестницу.
Этот тренажёр, очень компактный не занимает большую площадь. Простота и оперативность сборки, а также его мобильность позволяет заниматься практически везде.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1.Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
2. Педагогический эксперимент.
3. Метод контрольных испытаний.
4. Метод математической обработки данных эксперимента.
Педагогический эксперимент проходил на базе школы № 9 города Тобольска в 2014–2015 учебном году. В нем участвовали 2 группы учащихся 12-13 лет. Экспериментальная группа – учащиеся 7 «А», контрольная группа – учащиеся 7 «Б» класса.
В экспериментальной группе на уроках физической культуры в разделе баскетбол использовался предложенный комплекс упражнений с координационными лестницами.
С начало мы определяли исходный уровень физических качеств у учащихся обеих групп. А затем в динамике степень изменения данных показателей.
При изучении уровня физических качеств: быстроты и координации использовались тесты В.И. Ляха для определения общей подготовки и тесты для определения специальной подготовки.
В ходе эксперимента были получены следующие результаты. И в экспериментальной и в контрольной группах наблюдается рост результатов в развитии физических качеств.
Из показателей по общей подготовке в челночном беге 3 х 10 метров в экспериментальной группе повысился, на (6%), 0,5 сек. в контрольной на (3%) 0,23 сек. В беге на 30 метров в экспериментальной группе на (7%), 0,36 сек., а в контрольной на (3%) 0,15 сек.
В специальной подготовке виден рост показателей в передачах мяча у экспериментальной группы выше в среднем на (13%) 4 передачи, а у контрольной на (7%) 2 передачи. Ведение мяча с изменением направления движения («змейка») прирост показателей в экспериментальной группе составляет (8%) - 0,5 сек., а в контрольной группе (3%) 0,2 сек. В челночном беге с ведением мяча 3х10 метров в экспериментальной группе прирост составляет (9%) - 0,9 сек., а в контрольной группе (3%) 0,2 сек.
На данном этапе можно утверждать, что полученные результаты связаны с использованием предложенного комплекса упражнений на занятиях баскетболом. И отмечаем их положительное влияние на процесс обучения.
При обработке и сравнении полученных данных в процентном соотношении наблюдается рост результатов, и в экспериментальной и в контрольной группах в развитии скоростных и координационных качеств. Но в экспериментальной группе он гораздо выше.
В своей работе мы хотели показать возможности расширение выбора средств физического воспитания школьников. Мы считаем, что наиболее эффективный способ внедрения предложенных упражнений является их применение в комплексе с другими, хорошо знакомыми.
Можно сделать вывод, что в результате эксперимента гипотеза подтвердилась.
Результаты эксперимента позволяют утверждать, что применение данного комплекса на уроках физической культуры положительно повлияло на развитие быстроты и координации школьников. В ходе эксперимента мы также выяснили, что улучшились показатели учащихся на выносливость.
Применение координационных (скоростных) лестниц и полученные хорошие результаты позволили заинтересовать большее количество занимающихся в школьной секции баскетбола. Учащиеся регулярно принимают участие и занимают призовые места в соревнованиях по баскетболу различного уровня. Являются активными участниками городской спартакиады школьников.
Опыт работы был обобщен на школьном конкурсе «Педагог года», на городской конференции, на ГМО учителей физической культуры, на городском конкурсе «Мастер педагогического труда».
Главным в своей дальнейшей деятельности, считаю внедрение комплекса упражнений на координационной лестнице в систему физического воспитания школы.



15