Сценарий классного часа для учащихся 5-х классов по теме: «Компьютер – враг, друг, помощник»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ершова Саратовской области»
Сценарий классного часа
для учащихся 5-х классов
по теме:
«Компьютер – враг, друг, помощник»
Разработала:
классный руководитель 5 «Б» класса
Кибиткина Ольга Геннадьевна
2013 год
Актуальность темыВозрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. Компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.
Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Так ли это? На уроках я часто слышу: «У меня сломался интернет, поэтому я не подготовился к уроку». Дети стали потихоньку забывать, что существуют библиотеки, читальные залы, энциклопедии и многие другие источники информации. И поэтому встаёт вопрос: компьютер – друг или враг? Конечно, на этот вопрос нельзя дать односложный ответ, и поэтому при проведении данного внеклассного мероприятия я хотела бы донести до учащихся, что компьютер может быть не только другом, помощником, но и врагом.
И так, цели данного мероприятия:
сформировать установку на здоровый образ жизни;
прийти к выводу, что компьютер и Интернет облегчает жизнь человека, но только при соблюдении определенных правил;
Задачи:
Напомнить учащимся гигиенические требования использования компьютера;
Объяснить, что использовать компьютер необходимо во благо, а не во вред;
В ходе беседы и дискуссий выявить все положительные и отрицательные стороны использования компьютера.
Основная часть
При проведении данного классного часа мною использовались следующие методы работы
Наглядный метод;
Дискуссия;
Беседа;
Работа в группах
Все выше перечисленные методы дают возможность учителю наглядно показать все плюсы и минусы использования компьютера, а так же дают возможность учащимся не только высказывать своё мнение, но и вступать в диалог с одноклассниками и учителем.
На подготовительном этапе я дала учащимся задание найти такие понятия как компьютер и Интернет, но при этом необходимо пользоваться только словарями и энциклопедиями. Именно этот приём даёт возможность учащимся выявить положительные или отрицательные стороны работы с книгой, а так же показывает, что кроме Интернета существуют и другие источники информации.
В ходе проведения классного часа я добивалась поставленных целей не навязыванием детям собственного мнения, а учащиеся самостоятельно приходят к поставленным мною целям.
Заключение
Что же я увидела после проведения этого классного час. На следующий день учащиеся данного класса не только принесли энциклопедии с дополнительным материалом на урок биологии, но и с удовольствием показывали иллюстрации к нему. Посещение библиотеки моими учениками значительно повысилось. Дети стали брать не только книги для подготовки дополнительно материала к урокам, но и художественную литературу.
Проведение классных часов на подобные темы, конечно должны быть не одноразовыми и хаотичными, а иметь свою систему, именно тогда учитель в своей работе добьётся положительного результата в формировании нравственности, культуры личности, культуры общения и культуры здорового образа жизни.
Так же необходимо провести и родительское собрание по данной тематике, для разъяснения глубины проблемы длительного нахождения детей за компьютером и виртуального общения. Направить родителей на приобретение для детей энциклопедий, справочников по учебным предметам, толковых словарей, да и просто художественной литератур.
Список используемых источников
http://www.uchportal.ru/publ/16-1-0-884http://www.youtube.com/watch?v=B6qZlPXe_a4Приложение 1
Тема: Компьютер – враг, друг, помощник.
Цели и задачи:
сформировать установку на здоровый образ жизни;
прийти к выводу, что компьютер и Интернет облегчает жизнь человека, но только при соблюдении определенных правил;
Задачи:
Напомнить учащимся гигиенические требования использования компьютера;
Объяснить, что использовать компьютер необходимо во благо, а не во вред;
В ходе беседы и дискуссий выявить все положительные и отрицательные стороны использования компьютера.
Ход мероприятия
- Здравствуйте ребята, для сегодняшнего разговора нам досталась не только очень интересная, но и очень актуальная тема.
- Нам предстоит серьёзный разговор, и от того насколько мы будем активны, организованные будет зависть успех сегодняшней нашей встречи.
- Давайте все возьмёмся за руки и дружно произнесём
Мы вместе, У нас всё получится, мы обязательно добьёмся успеха.(Дети выходят к доске, встают в круг, берутся за руки и говорят: «Мы вместе, У нас всё получится, мы обязательно добьёмся успеха», садятся на свои места)-Компьютеры уже давно проникли во все сферы нашего жизненного пространства. Они стоят и на работе, и дома, и в школе, а иногда даже и в детском саду.
- И так, что же для нас компьютер (рисую в середине доски круг. Внутри надпись «компьютер»)-Что же компьютер нам может дать как друг? ? Вы будете говорить, а я буду рисовать длинные лучи к нашему кругу (досуг, общение….,)
-Что может дать нам компьютер как помощник. (поиск информации, выполнение домашнего задания.
-Вам было дано задание найти значение таких слов как, компьютер, Интернет, но при этом вы не должны были пользоваться ни интернетом, ни компьютером.
- Скажите, какими источниками информации вы пользовались?
- Вам понравилось пользоваться справочниками из библиотеки? Почему?
- Как вы считаете, может ли компьютер стать для нас врагом?
-Что может компьютер дать как враг? Вы будете говорить, а я буду рисовать короткие лучи к нашему кругу.
- Глядя на наше солнышко (рисунок на доске) можно ли сказать, что компьютер имеет положительные и отрицательные стороны?
-Что мы можем отнести к положительным сторонам? (досуг, общение, поиск информации, учёба)
-Конечно, в нашей жизни компьютер помогает нам во многих ситуациях, приведите примеры, в каких ситуациях он вам помогал. Значит, он является для нас и другом и помощником.
-А теперь давайте поговорим об отрицательной стороне компьютера. Почему он может выступать в роли нашего врага?
-Как вы считаете, а можем ли мы его превратить в данной ситуации в нашего друга?
-Конечно, можем если будем при работе с ним выполнять очень простые требования.
- Какие требования при работе с компьютером вы знаете?
-Попробуйте совместно составить памятку работы за компьютером.
(Заслушиваю учащихся)
- А теперь я раздам вам памятку, которая была составлена мною.
- Постарайтесь следовать этим правилам, когда работаете за компьютером.
1. Проводить за компьютером не более 20 минут
2. Часто проветривать комнату, где находится компьютер
3. Сидя за компьютером ровно держать спину.
4. Глаза от монитора должны находиться на расстоянии 70 см.
5. Время от времени выполнять гимнастику для глаз (каждые 10 минут)
6. Вставать из-за компьютера и делать разминку.
-Все мы очень много общаемся по средствам интернета, а скажите, когда происходит это общение, вы чувствуете настроение собеседника?
- Как это происходит?
-Давайте посмотрим на эту тему отрывок из мультфильма смешарики. (просмотр мультфильма «Смешарики- телграф»)
Вы просмотрели фрагмент мультфильма. Какой вывод можно сделать?
А какой вывод для себя вы сделали исходя из нашей сегодняшней беседы?
Я надеюсь, что вы сможете найти золотую середину в общении с компьютером, сделав его другом, помогающим решать различные задачи вашего развития, а не врагом вашего здоровья.
Приложение 2
Памятка работы за компьютером
(раздаточный материал)
1. Проводить за компьютером не более 20 минут
2. Часто проветривать комнату, где находится компьютер
3. Сидя за компьютером ровно держать спину.
4. Глаза от монитора должны находиться на расстоянии 70 см.
5. Время от времени выполнять гимнастику для глаз (каждые 10 минут)
6. Вставать из-за компьютера и делать разминку.