А.А. Блок. Тема родины в творчестве поэта. Стихотворение Русь.
Класс: 9
Урок №:
Дата:
Тема:
Цель: познакомиться со стихотворением А.А. Блока «Русь».
Задачи:
- Через анализ поэтического текста подвести обучающихся к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы Родины.
- Формировать умение обучающихся анализировать поэтический текст, определять тему, идею, мотив стихотворения, находить тропы, определять их роль в тексте.
- На примере лирики Блока воспитывать у обучающихся любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный.
Приемы: беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, чтение наизусть, устные выступления учащихся.
Виды читательской деятельности на уроке: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, чтение наизусть.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Оборудование: портрет А.А. Блока; тексты стихотворения Блока.
Ход урока:
«Тема о России Этой теме я сознательно и
бесповоротно посвящаю жизнь»
А. А. Блок
1. Организационный момент.
2. Этап актуализации опорных знаний.
- Что вы узнали о литературных направлениях в поэзии начала XX века? Как этот век назван в литературе? 19 век – золотой, а 20-й? (Серебряный)
3. Этап усвоения нового материала.
1. Теория.
Впервые выражение «серебряный век» было употреблено А. А. Ахматовой в «Поэме без героя»:
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья,
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл...
Термин этот возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.
«Серебряный век» сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего, конечно, в литературе, а точнее в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи. Что же это была за эпоха?
Философ Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни».
З. Гиппиус дала следующую характеристику тому времени: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».
Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности. Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления: декаданс (упадок), русский ренессанс (возрождение, духовное обновление), модернизм («новый, современный»).
К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм. (Запись в тетрадь).
- Сегодня мы подробнее поговорим о творчестве Блока, этот поэт вам уже знаком, факты из биографии вам известны.
- К какому литературному направлению принадлежал А.А. Блок? (Символизм).
- Что такое символ?
-Какие известные неофициальные символы России вы можете привести в пример? (береза, тройка коней, тульский самовар, медведь, матрешка, пуховый платок)
- Почему эти объекты принято считать символами нашей страны?
- Тогда для чего нужны символы вообще? (Чтобы без лишних слов понять, о чем идет речь, намекнуть красиво на что-то важное и тонкое).
- Таким образом, поэты – символисты, к коим принадлежал Блок, умели через символы смотреть на мир, чтобы читатель глубже воспринимал поэзию.
2. Обращение к читательскому опыту обучающихся.
-Ребята, я знаю что к сегодняшнему уроку вы готовили для чтения наизусть стихотворения, которые объединены одной темой. Позвольте вас попросить к доске, чтобы мы смогли определить тему сегодняшнего урока. (Чтение стихов о России).
- Ребята, о чем сегодня пойдет речь? (о России, о родине).
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Блока «Русь».
-Что нам необходимо сделать, чтобы приблизиться к пониманию творческой личности поэта?
(Проанализировать стихотворение).
4. Этап углубления результатов осмысления лирики А. Блока.
-Итак, предлагаю вам прослушать данное стихотворение в исполнении русского актера художественного театра Василия Качалова. Стихотворение «Русь» одно из первых, посвященных России. (Текст стихотворения лежит на столе каждого). (Приложение 1. )
После прослушивания начинается анализ стихотворения.
-Скажите, ребята, какие впечатления у вас возникли от первого знакомства с текстом?
-Какое общее настроение у стихотворения?
-Русь... Непознанная, полудикая, первобытная вселенная, обретшая видимые очертания и границы.
Русь... Стихия, вобравшая в себя таинственные грёзы и ворожбу, сказочно-сонные раздумья и пленительную сладость пьяняще красивой абсурдности бытия. “Умом Россию не понять...” Единственный способ познать её эфемерную, эмпирическую сущность облачиться в одеяния мифического Морфея и окунуться в бездонные, безвременные пространства сна.
- Обратимся к лирическому герою стихотворения. Охарактеризуйте его настроение, состояние души.
(Лирический герой стихотворения Блока «Русь» предан дремотной неге, приобщён к тайне, во внутренних сферах которой, словно божественно-прекрасная, но жестокая и холодная царица, завладевшая сердцем простого странника, “почивает” Русь.
Дремлю и за дремотой тайна,И в тайне ты почиешь, Русь.)
- С какой интонацией нужно читать это стихотворение? (Это интонация преклоненной молитвы, смиренного служения. «Твоей одежды не коснусь» ассоциация с каким-то священным существом, на которое можно только молиться, но не прикасаться к нему. Оно все тайна. Такова Русь неразгаданная и не поддающаяся разгадыванию. Дремота? Может, это дремота души? Или то состояние между сном и бодрствованием, когда особенно обострена интуиция, когда возможно «наитие», через которое интуитивно угадывается тайный смысл вещей?)
- О каком историческом времени идет речь в стихотворении? Современна ли страна Блоку?
(Стремясь постигнуть дух Руси (именно Руси, а не России), поэт в воображении охватывает единым взором старую Русь с ее древними поверьями, сказками, ведунами и ворожеями (волшебники, колдуны и гадалки, знахарки), с ее метелями и нечистой силой «в снеговых столбах», с богомольцами и странниками, которые ходили с посохом клюкой. («Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены». Живая клюка в живой руке.)
Когда перед мысленным взором поэта прошли эти картины и герои, когда открылась ему и была пережита им эта поэзия древнего мироощущения, еще живого в России XX века, поэт вправе воскликнуть:
Так я узнал в моей дремотеСтраны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотийДуши скрываю наготу.
- За что поэт благодарит свою страну?
( Следующие строфы как исповедь и как попытка переосмыслить весь свой предыдущий жизненный путь и всю систему личных и всех духовных отношений с ориентацией на благоговейное восприятие Руси и ее духа. Именно Русь спасла поэта от потери духовной чистоты:
Живую душу укачала,Русь, на своих просторах ты,
И вот она не запятналаПервоначальной чистоты.)
- Зачем Блок прибегает к повтору первой строфы? ( Вариативное повторение первой строфы как запева в конце стихотворения ударная нота. Поэт настаивает на интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива. Очень созвучны блоковскому восприятию Руси картины М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан», «К ночи», «Сирень», «Лебедь» (все 18991901 гг.). Ребята найдут в них символические образы, богатый ассоциативный ряд, возможность многообразного прочтения полотна)
- Скажите, а какова Русь Блока в данном стихотворении? Это идеальный мир, по Блоку? Найдите в стихотворении подтверждение своему мнению.
(Русь в представлении лирического героя не идеальная, напротив, при видимой “насыщенной” первобытности, загадочности, истинной сказочности она колючая, снежная, “голая”, облачённая в лохмотья, не нашедшая правильного пути и заблудившаяся в мире распутий.
Где все пути и все распутьяЖивой клюкой измождены...
Она нашла зримое воплощение и сфокусировала свои чарующие особенности в “мутном взоре колдуна” (необычный эпитет, использованный поэтом, определяет глубинную сущность Руси мутная колдовская стихия). Она завораживающе таинственна и непонятна, но её видимая загадочность приобретает апокалипсическое звучание. Образ разноликих народов, водящих “ночные хороводы // Под заревом горящих сёл” родствен библейским образам жителей Вавилона, города обители порока, которые претворили рушащуюся, гибельно обречённую действительность в Валтасаров пир.)
- Каково идейное содержание стихотворения?
(Идейное содержание стихотворения раскрывает два образа Руси: трагически-колдовской, изображённый в первой композиционной части (“Русь, опоясана реками...” “Поёт преданья старины...”), и реальный, не показанный явно, но ощущаемый читателем через настроение лирического героя, созданный во второй композиционной части (“Так я узнал в моей дремоте...” “Первоначальной чистоты”). Калькирование, наложение одной стихии на другую отражает “подводную” необыкновенность стихотворения. В реальности Русь “преломляется”, перевоплощается в мертвенно-прекрасное создание, изуродованное горьким, разбойным жизненным бытием. Сонная пелена мыслей героя окутала земные несовершенства и преобразила трагическую абсурдность и жизненную зрелость в коварно-пленительные “ирреалии”. Из мира действительности проникли лишь бездорожье и одиночество лирического героя, пришедшего “печальной, ночной” тропой к кладбищу (мотив пути).
Задание по группам:
1. Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении? Как бы вы их отразили в музыке? В живописи? Какие бы средства использовали?
2. Найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.
3. Какая тема не разделима с темой родины? Приведите примеры из ранее изученных произведений.
5. Этап подведения итогов урока.
-Ребята, дома вы писали эссе на тему «За что я люблю свою страну». Думаю, что несколько строчек из каждой работы будут своеобразным выводом для нас в конце сегодняшнего урока.
Вопросы:
1. Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?
2. Какой след в душе оставила лирика Есенина и сам поэт?
6. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний наш урок? Положите отзывы об уроке в корзину мыслей.
7. Домашнее задание (контроль усвоенного).
- Выучить наизусть стихотворение Блока. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная» С. Есенина. Вспомнить его биографию.
Приложение 1.
Русь. А.А. Блок.Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю и за дремотой тайна,И в тайне ты почиешь, Русь.Русь, опоясана рекамиИ дебрями окружена,С болотами и журавлями,И с мутным взором колдуна,Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводыПод заревом горящих сел.Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на поляхИ ведьмы тешатся с чертямиВ дорожных снеговых столбах.Где буйно заметает вьюгаДо крыши утлое жилье,И девушка на злого другаПод снегом точит лезвее.Где все пути и все распутьяЖивой клюкой измождены,И вихрь, свистящий в голых прутьях,Поет преданья старины...Так я узнал в моей дремотеСтраны родимой нищету,И в лоскутах ее лохмотийДуши скрываю наготу.Тропу печальную, ночнуюЯ до погоста протоптал,И там, на кладбище ночуя,Подолгу песни распевал.И сам не понял, не измерил,Кому я песни посвятил,В какого бога страстно верил,Какую девушку любил.Живую душу укачала,Русь, на своих просторах ты,И вот она не запятналаПервоначальной чистоты.Дремлю и за дремотой тайна,И в тайне почивает Русь.Она и в снах необычайна,Ее одежды не коснусь.
1906 г.
Приложение 1.
Русь. А.А. Блок.Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю и за дремотой тайна,И в тайне ты почиешь, Русь.Русь, опоясана рекамиИ дебрями окружена,С болотами и журавлями,И с мутным взором колдуна,Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводыПод заревом горящих сел.Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на поляхИ ведьмы тешатся с чертямиВ дорожных снеговых столбах.Где буйно заметает вьюгаДо крыши утлое жилье,И девушка на злого другаПод снегом точит лезвее.Где все пути и все распутьяЖивой клюкой измождены,И вихрь, свистящий в голых прутьях,Поет преданья старины...Так я узнал в моей дремотеСтраны родимой нищету,И в лоскутах ее лохмотийДуши скрываю наготу.Тропу печальную, ночнуюЯ до погоста протоптал,И там, на кладбище ночуя,Подолгу песни распевал.И сам не понял, не измерил,Кому я песни посвятил,В какого бога страстно верил,Какую девушку любил.Живую душу укачала,Русь, на своих просторах ты,И вот она не запятналаПервоначальной чистоты.Дремлю и за дремотой тайна,И в тайне почивает Русь.Она и в снах необычайна,Ее одежды не коснусь.
1906 г.
13PAGE 15
13PAGE 14615