«Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве поэта».


Конспект урока по литературе в 7 классе
«Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека» в повести».
Форма урока: урок-беседа, дискуссия,путешествиеОборудование: слайд-презентация, портрет Пушкина, репродукции картин.
Цели урока:
Образовательные:
-раскрыть идейно-художественное своеобразие повести;
-совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами;
-формировать навыки анализа художественного текста.
Развивающие:
-развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
-совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;
-развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к родителям;
-воспитывать бережное отношение к слову;
-воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.
Приемы обучения: виртуальная экскурсия; слово учителя, цитирование, выборочный пересказ, выразительное чтение, сопоставительный анализ эпизодов, работа со смежными видами искусства.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Творчество какого писателя и поэта мы изучаем? С чем мы познакомились на прошлом уроке? Когда были написаны «Повести Белкина»? Что представляет собой этот сборник? Кто такой Иван Петрович Белкин? Почему Пушкин пишет от его имени? Какие слои русского общества показаны в «Повестях Белкина»?
А.С.Пушкин очень любил путешествовать, свыше 34 тысяч километров проехал он по дорогам России.
И мы сегодня совершим небольшую виртуальную экскурсию на станцию, на которой Пушкин останавливался не менее 13 раз. Теперь это первый в нашей стране музей литературного героя «Домик станционного смотрителя».
Историческая справка: во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кто отвечал за эту работу называли станционными смотрителями.
Здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. К 40-м годам XIX в. Станция представляла собой комплекс построек: два каменных дома, соединенных по фасаду стеной с воротами и калиткой, две деревянных конюшни, сараи, кузница, амбар, колодец. Все это располагалось по краям мощеного двора, образуя замкнутый квадрат.
Представить обстановку нам помогут экспонаты музея. Например, один из интереснейших экспонатов – стол станционного смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, шкатулка, рядом –треугольные шляпы смотрителя и копия подорожной А.С.Пушкина.
Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. ». Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.
Целеполагание.
Учитель: о каком произведении мы сегодня будем говорить? Как вы догадались?
Речь пойдет о повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», которая вошла в цикл «Повести Белкина».
Откройте тетради и запишите число и тему урока:
«Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека» в повести».
Обратите внимание на эпиграф (заранее написан на доске). Как он связан с темой урока?
Что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести?
Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? (А.С. Пушкин)
Предполагаемые ответы детей: Кто из героев воплотил в себе образ «маленького человека»?
Цели сообщает учитель, подводя итог сказанному:
-познакомиться с понятием «маленький человек» в литературе;
-определить идею произведения и нравственные проблемы, поставленные в повести.
Содержательный этап.
Прошло почти два века с момента написания повести, и поэтому там встречаются устаревшие слова и выражения, непонятные вам сегодня. Дома вы должны были выписать такие слова и найти их значение в толковом словаре или Интернете.
Устаревшие слова и их значение.
Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса.
Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси
Фельдъегерь - правительственный курьер.
Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.
На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.
Прогоны - плата за пользование лошадьми.
Учитель: К своей повести А.С.Пушкин взял эпиграф из стихотворения П.А.Вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин в дореволюционной России. Откройте текст и прочитайте эпиграф к произведению. А как он еще назвал смотрителя? (диктатором). Ребята, кто такой диктатор? (Диктатор – правитель, пользующийся неограниченной властью).
Давайте выясним, подходит ли это определение станционным смотрителям.
Работа в парах: Отметьте в тексте ключевые слова, характеризующие смотрителей:
«сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».
Какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей?
Работа с текстом:
1ряд: Каким мы увидели Вырина впервые? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»).
2ряд: Найдите в повести другой портрет этот героя. Вырин через 4 года. Что изменилось в этом портрете? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»). Какой литературный прием здесь использует автор?
Антитеза (от греч. antithesis - противоположение) - одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы, черты характера действующих лиц.
-Чем вызваны были эти перемены? (Отъездом Дуни).
Какую роль играла Дуня в жизни Вырина? Подтвердите цитатами. (Ею дом держался…)
- С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? Подтвердите цитатой.
(«Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте»).
- Как живется Дуне с Минским? (Она счастлива).
- А можно ли назвать это счастье безоблачным? (Нет. Она думает об отце. При его появлении падает в обморок. Ее мучает совесть. Это подтверждает сцена на могиле.)- Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми - родителями).
Поднимите руки, кто из вас обвиняет Дуню в ее поступке? А кто защищает? Распределитесь на группы: обвинители и защитники. Докажите свое мнение, опираясь на текст. Вся команда работает, но отвечать будет 1 человек.
Физкультминутка:
Сейчас я перечислю вам произведения А.С.Пушкина, написанные Болдинской осенью. Вы приседаете, если я называю одну из «Повестей Белкина», если другое произведение – встаете.
Барышня-крестьянка, Скупой рыцарь, Метель, Дон Жуан, Гробовщик, Пир во время чумы, Выстрел.
Учитель: давайте вернемся к первой части повести.
Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил внимание? (На картинках, изображающих историю блудного сына).
- Как вы понимаете слово «блудный»? (Заблудший, ошибившийся, впавший в заблуждение.) А вам знакома притча о блудном сыне? В чем заключается ее сюжет? А на каких уроках вы с ней знакомились?
Сейчас Валерия и Руслан напомнят вам ее сюжет, а я продемонстрирую репродукции картин, иллюстрирующих притчу.
Выразительное чтение библейской «Притчи о блудном сыне». (Слайды)
Евангельская притча
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
- В чем заключается ее смысл?
Для чего в повесть введена тема «блудного сына»?
- Найдите в повести «Станционный смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке. («Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою»).
- Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы). Это явное отличие мы видим, рассматривая картины А.Венецианова «Дуня на могиле отца» и Рембранта «Возвращение блудного сына». Слайды
Какие чувства вызывает картина немого горя Дуни?
Учитель: глядя на картину А.Венецианова, раскрываешь еще одну тему этой повести – тема одиночества, как одинок Вырин после отъезда дочери, так и дочь одинока после смерти отца.
Пробовал ли Вырин вернуть Дуню? Как?
Почему его попытки не увенчались успехом? (Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь, но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский – богач и аристократ, а Вырин – «маленький чин, бедный смотритель почтовой станции». У него нет прав и связей, он беззащитен.)За что корил себя Вырин до самой смерти? Что состарило его? (Состарило одиночество, сам отдал Дуню в руки Минского. Не уберег.)Чего боится Вырин? (Что Дуня будет несчастной. Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью.Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя «маленьким».)
Благодаря Пушкину, Самсон Вырин открыл длинный ряд «маленьких людей».
Попробуем сформулировать понятие «маленький человек». Запись в тетради (записывать по ходу версий детей).
Каково его происхождение? Характер? есть ли цели в жизни? Как он относится к жизни?
Что у нас получилось? Прочитайте, что вы записали.
Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, без целей, испытывающий страх перед жизнью, но при этом добрый, никому не делающий зла.
Встречаются ли «маленькие люди» в нашей жизни?
Чему вас научила история с Дуней?
Аналитический этап.
Учитель: именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
Домашнее задание на выбор:
1.Напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»
2.Ответьте на вопрос: какая мысль мне кажется главной в повести?
2.Создайте проект «Домик станционного смотрителя».
Оценки:
Самооценка
Покажите пантомимой результаты своей работы: руки вверх – довольны собой, голову вниз – недовольны, закрыть лицо руками – безразличны.
Выставление оценок
Самоанализ
урока литературы, проведенного в 7 классе по теме: «Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека» в повести».
В этом классе я преподаю литературу первый год.
В классе 8 человек:  7 мальчиков и 1 девочки. Уровень обученности учащихся по данному предмету        (согласно диагностике успешности обучения за предыдущий учебный год): высокий – 3 человека (30%), средний – 5 человек (50%),
Согласно тематическому планированию по УМК В.Я Коровиной, данный урок входит в раздел «Русская литература ХIХ века». Творчеству А.С.Пушкина я отвела 4 часа. Это 4-й урок в системе изучения творчества Пушкина.
Тип урока – комбинированный.
Форма урока: урок-беседа, дискуссия,путешествиеОборудование: слайд-презентация, портрет Пушкина, репродукции картин.
Целью урока стало продолжение знакомства с творчеством Пушкина;знакомство с понятием «маленький человек», обучение анализу художественного произведения. В реализации поставленных целей помогали следующие задачи:
1..Образовательные:
развивать умение формулировать определение понятий;
развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
развивать критическое мышление;
развивать внимание;
развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развивать творческие, речевые способности учащихся;
формировать логическое мышление;
развивать  умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;3..Воспитательные:
воспитывать интерес и уважение к литературе;
воспитывать ценностное отношение к слову;
развивать коммуникативные УУД:
создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
В процессе обучения формировались следующие УУД:
Личностные ( внутренняя позиция учащегося, учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке) ;
Коммуникативные (умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы, аргументировать);
Познавательные ( поиск и выделение необходимой информации, умение воспроизводить простые логические действия);
Регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование).
А также реализовывались следующие принципы системно-деятельностного подхода:
-принцип психологической комфортности;
-принцип деятельности.
На данном уроке мною применялся комбинированный метод обучения, реализующийся в различных видах деятельности: учебной, учебно-аналитической, познавательной и творческой.
Для достижения поставленной цели на уроке применялись различные технологии: ИКТ (компьютерная презентация), здоровьесберегающие (физкультминутки, своевременная смена деятельности), технология критического мышления и речевого развития и реализовывался системно-деятельностный подход.
В качестве подготовки к уроку учащимся нужно было прочитать повесть «Станционный смотритель»,а также выписать встречавшиеся архаизмы, историзмы и узнать их значение. Индивидуальное задание- выразительное чтение притчи.      
Первый этап урока – подготовка к погружению в текст. Для актуализации знаний был, проведен фронтальный опрос, в ходе которого учащиеся вспомнили о месте повести в творчестве Пушкина.
Начало урока было нацелено на то, чтобы дети сами определили тему и цели урока, в этом учащимся помогла виртуальная экскурсия и эпиграф к уроку. Этот этап способствовал формированию регулятивных УУД – умению самостоятельно формулировать цель, планировать и прогнозировать.
В начале этапа погружения в текст мною был применен прием «Осмысление эпиграфа», В ходе использования данной технологии реализовывалась одна из поставленных задач – развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, а также формировались личностные и коммуникативные учебные действия: внутренняя позиция, умение объяснять свой выбор, аргументировать
На данном этапе реализовывались образовательные задачи – дети обогатили свой словарный запас, а также формировались познавательные УУД –умение искать и выделять необходимую информацию.
В ходе применения здоровьесберегающих технологий было проведена физкультминутка, представленная упражнением для улучшения мозгового кровообращения. Дети размялись, сменили положение тела и с новыми силами включились в работу что способствовало улучшению качества дальнейшего изучения темы урока.
На этапе получения знаний и первичного закрепления знаний использовался прием «толстых» и «тонких» вопросов. Благодаря внедрению такого приема анализировать текст могли не только учащиеся с высоким показателем в учебе, но и более слабые дети. Этот этап работы способствовал формированию личностных ( собственный интерес к учебному материалу), коммуникативных ( умение строить фразы, отвечать на поставленные вопросы) и познавательных универсальных учебных действий.
В ходе работы учащиеся проявляли активность, стремились отвечать, каждый ученик мог выявить тот вопрос, ответ на который его не вводит в затруднение. Учитель выступал в роли организатора, консультанта и лектора-эксперта. Дети находили себя с разных позиций: информаторы, мыслители, творцы, слушатели.
Этот прием способствовал интеграции урока литературы с уроками ИЗО, ОПК, МХК, формированию эстетических качеств у учащихся.
Закрепление темы урока проходило с …
Урок достиг своей главной цели –учащиеся подробно ознакомились с повестью А.С.Пушкина, понятием «маленький человек» . Достижению поставленной цели способствовало выполнение поставленных задач: была создана благоприятная атмосфера поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; развивалось умение формулировать определение понятий и выражать свои мысли; формировалось логическое мышление и умение опираться на уже известное.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей детей.
На уроке особенно удалось…
Этот вопрос не пошел…