Конспект занятия по программе Экология на тему Осенний перелет птиц
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Нижневартовска
«Центр детского творчества»
Конспект занятия
по дополнительной общеразвивающей
образовательной программе «Экология»
2 год обучения
ТЕМА:
«ОСЕННИЙ ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»
Педагог: Сапрыкина А.Р.
Нижневартовск
ТЕМА: «ОСЕННИЙ ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»
Цель: Расширять и обогащать представления учащихся о перелетных птицах.
Задачи:
познакомить с причинами отлета птиц осенью, упражнять в классификации птиц по определенным признакам;
развивать память, воображение, логическое мышление;
воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
компьютер, проектор, картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, презентация, видеофильм «Перелетные птицы» (Шишкина школа, урок №39), видеофильм «Полет птиц».
Раздаточный материал:
цветные карандаши (зелёный и синий), инструктивные карточки: сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка и тучки.
Ход занятия
Организационный момент.
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Спина? – ПРЯМАЯ.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в этот замечательный день! Давайте улыбнемся, друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие. Мы сегодня будем вспоминать, рассуждать, объяснять и выполнять задания.
А чтоб занятие пошло вам впрок,Активно в работу включайся, дружок!
II. Повторение ранее изученного материала
Игра “Убери лишнюю картинку”. Среди насекомых находится паук-крестовик. Уч-ся необходимо его убрать.
Почему вы его считаете лишним? (Здесь все насекомые, а паук – не насекомое)
Какой главный и верный признак всех пауков? (8ног)
А насекомых? ( шесть ног)
Почему насекомых так назвали?
III. Изучение нового материала
1. Введение в тему занятия.
Ребята, а вы любите тайны и загадки? Отгадайте загадку
Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку:Длинный клюв и два крыла.Прилетит – плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это…
Почему пауки и насекомые боятся птиц?
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы узнаем много нового из жизни птиц, тема нашего занятия так и называется “Осенний перелет птиц”
3. Знакомство с новым материалом.
1. Постановка проблемной ситуации.
Ребята, а как вы думаете, есть ли у птиц секреты? Какие секреты могут быть у птиц?
Совершенно верно. И сегодня на занятии мы попробуем разгадать некоторые птичьи секреты. Но сначала послушайте, что произошло однажды в осеннем лесу.
Чтение сказки Н. Сладкова «Осень»
Жители леса!- закричал раз утром мудрый Ворон. – Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?
Как эхо донеслись голоса из леса:
Готовы, готовы, готовы…
А вот мы сейчас проверим! – каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холоду в лес напустит – что делать станете?
Мы, перелетные, в теплые края улетим!
Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнет!
Пусть сдирает! – откликнулись птицы. – Ягоды видней будут!
Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищелкнет!
Откликнулись птицы:
А мы, дрозды, на рябину навалимся!
А мы, дятлы, шишки начнем шелушить!
А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Четвертым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, день ускорит, солнце за пазуху спрячет!
Пусть себе донимает! – дружно откликнулись птицы. – Нас скукою не проймешь. Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! А мы будем сытыми – не заскучаем!
Вопросы для обсуждения:
Когда птицы улетают в теплые края?
Какие изменения происходят в это время в неживой природе?
Могут ли они найти корм в холодное время года?
Чем птички будут питаться, когда выпадет снег?
Правильно! Каждую осень многие птицы совершают длительные перелеты, так как зимой им нечем будет питаться. Таких птиц называют перелётными. Давайте познакомимся с ними.
Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц и закрепление их названий.
Просмотр видеофильма «Перелетные птицы» (Шишкина школа, урок №39)
Беседа по просмотренному фильму:
Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать?
Каких птиц вы видели в природе?
А теперь возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые сейчас будут вашими помощниками. Сейчас мы будем работать в парах. О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом?
Вежливо обращаться друг к другу.
Выслушивать мнение товарища.
Доказывать свои версии, не перебивая.
Быть внимательным друг к другу.
Умеешь сам – научи другого.
Работа по инструктивной карточке (работа в парах)
Задание: найти изображения только перелетных птиц, вписать номера их названий в кружочки.
Дети находят изображения перелётных птиц, вписывают номера их названий в кружочки. Проверка под руководством педагога
- Все завершили? Давайте проверим.
ФИЗМИНУТКА
Стая птиц летит на юг,Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)Чтоб скорее прилетать,Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)В небе ясном солнце светит,Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)А внизу леса, поля –Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)Птички начали спускаться,На поляне все садятся.Предстоит им долгий путь,Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)И опять пора в дорогу,Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)Вот и юг. Ура! Ура!Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Как вы думаете, куда могут улетать птицы?
Просмотр презентации «Куда улетают птицы?»
ВЫВОД: учёные узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, где зимуют перелетные птицы. Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии. /Показ на карте путей перелётов птиц/.
ФИЗМИНУТКА
Утром птичка проснулась,Потянулась, улыбнулась.Раз – росой она умылась,Два – изящно покружилась,Три - нагнулась и присела,На четыре полетела.
И на веточку присела.
Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние - нет?/ответы учащихся/
ВЫВОД: зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля – снегом. Поэтому птицы и улетают в тёплые края, где нет снега, льда, где всегда есть корм. Птицы не остаются на юге на всё лето, потому что летом им там будет очень жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв. О времени отлёта птицы судят не по погоде, которая может измениться за один день, а по длине светового дня. Это так называемые биологические часы.
Сообщение педагога: Есть ещё одна загадка, по поводу которой учёные спорят до сих пор: как же ориентируются птицы в полёте, ведь им приходится лететь на огромные расстояния. Когда птицы летят днём, они могут ориентироваться по виду местности, а ночью отдыхают. Есть птицы, которые летят ночью. Они, скорее всего, ориентируются по звёздам. Но вот ещё загадка: у кукушек первыми улетают в тёплые края молодые птицы, а через несколько дней - старые. Молодым птицам, родившимся в данном году, никто дорогу не показывает. Вот это до сих пор не разрешённая загадка. ( Некоторые учёные считают, что у кукушек есть свой “компас” - магнитное поле Земли.)
Ребята, а видели ли вы как летят птицы? /ответы учащихся/
Некоторые птицы во время полёта выстраиваются в определённом порядке, например, журавли, утки, гуси косяком или клином. Летящей впереди птице приходится труднее всех – она рассекает воздух. Впереди всегда летят взрослые самые сильные птицы, а за ними молодые и слабые. Когда летящая впереди птица устаёт, она уступает место другой птице. Мелкие птицы и грачи летят большими скученными стаями.
Посмотрите, как летят птицы.
Просмотр видеофильма «Полет птиц»
Игра “Узнай, какая птица”.
А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Узнай какая птица". Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх и два раза хлопнуть, если я назову зимующую птицу, вы должны присесть.
Грач, поползень, дятел, цапля, стриж, ворона, воробей и т.д..
4. Закрепление нового материала
Многие птицы на юг улетают,Многие зиму у нас коротают,Галка, ворона, снегирь, воробей.Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Я предлагаю вам провести викторину о наших пернатых друзьях - птицах.
ВИКТОРИНА “Угадай, кто – я?” (
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец)
Всех прилётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица ... ( Грач)
Угадайте, что за птица-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)
5. Проверка усвоения новых знаний.
Тест
А сейчас я предлагаю вам выполнить тест
1. Птицы делятся на две группы: зимующие и …(перелётные, прилетающие)
2. Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края называются____________ .
3. Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются_________________ .
4. Когда перелётные птицы к нам вернуться? _________________________.
5. По какой причине улетают перелётные птицы? ________________________________________________________________.
6. Выдели лишнюю птицу в этой группе:
дятел, синица, ласточка
7. Выдели лишнюю птицу в этой группе:
цапля, ворона, скворец
Проверка под руководством учителя
Итог занятия
Какие птичьи секреты узнали на занятии?
Улетели птичьи стаиЛес в сугробах до ветвей.Трудная пора настала
Для пернатых для друзей.Зимний лес не спит, а дремлет,Серебром окутан весь.Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Как мы будем заботиться о птицах зимой?
Правильно, приготовим им кормушки и будем подкармливать их всю зиму. Таким образом, мы сможем помочь птицам пережить суровую зиму.
Возьмите карточки-настроения: если вам было интересно, и вы узнали много нового на занятии, то прикрепите солнышко, если было скучно, занятие не понравилось, то возьмите тучку.Инструктивная карточка по программе «Экология» 2 гол обучения
Тема: «Осенний перелет птиц»
Задание: найти изображения только перелетных птиц, вписать номера их названий в кружочки.