Внеурочная деятельность Гимнастика для ума 10 занятие Омографы
МБОУ "Белоколодезянская СОШ им. В.А.Данкова
Шебекинского района Белгородской области"
Внеурочная деятельность "Гимнастика для ума"
Занятие 10
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Колесникова С.В.
Октябрь, 2015
Содержание работы: знакомство с омографами, упражнения в разгадывании и создании омографов, разлибук, ребусов, все задания читают дети
Планируемые результаты:
Личностные : готовность и способность обучающихся к саморазвитию. навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, строить монологические высказывания. владеть диалогической формой речи;
Познавательные УУД: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Ход занятия:
I Организация на занятие:
- Чтобы правильно разговаривать на родном. русском языке, нужно...
Ответы детей: изучать русский язык не только на уроках, но и в игровой познавательной деятельности
- Да, ребята, русский язык очень многогранен. Он помогает нам в овладении и других предметов. Мы постараемся на наших занятиях стать более эрудированными, узнаем красоту и многообразие "русского слова"
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в нашей нелёгкой работе.
- В 1 классе нам встречались такие слова:" косит трусишка (зайчишка)" и "косит косец". Чем отличаются одинаковые слова? Правильно, ударением.
- А кто помнит, как называются такие слова?
- Какая же тема нашего занятия?
II. Целеполагание Какая возникает проблема?
Ответы детей: не зная ударения. мы не сможем определить значение слова
Кто сможет сформулировать цель нашего занятия?
Ответы детей: научиться различать слова, написанные одинаково, находить их значение
Слайд 1.
III. Работа с омографами. Работа в парах
- Нарисуйте отгадки на вопросы
Если слог второй ударный -
И врезной я, и амбарный
Переставишь ударение -
Мощное сооружение
Слайд 2.
Замок Замок
Ударенье скачет в слове!
Коль оно на первом слоге -
Это книга, только в ней
Карты суши и морей.
Слог второй ударный? Глянь,
Это гладенькая ткань.
Слайд 3.
Атлас Атлас
Первый слог под удареньем? -
Это ватное растенье.
Слог второй? Пугает кошек
Звук, когда ты бьёшь в ладоши.
Слайд 4.
Хлопок Хлопок
Физминутка с прыжками и хлопками
IV. Творческое задание Лингвистические сочинялки:
Мои Омографы. Работа в группах.
Подберите свои слова - омографы и запишите их в своих рабочих тетрадях.
V. Закрепление изученного.
Разлибуки - Что такое разлибуки?
Ответы детей: это слова. которые отличаются одной буквой - однобуквые отличники.
Слайд 5
1. С "П" - картофельная каша,
С "К" - священник. да не наш он.
Слайд 6.
Пюре Кюре - католический приходской священник во Франции, Бельгии
2. С буквой "З" - подружка эта
Вдруг слетает на поэта.
Примостится на плечо
В ухо шепчет горячо:
"Хватит перья очинять,
Начинай-ка сочинять!"
С "К" - сухой - то порошок
не полезен для кишок.
Нужно тесто сделать - ради
Пирогов. блинов, оладий.
С "Х" - гляди: сидит в кастрюле,
Ручки вымыла чистюля.
Раскорячилась, кивает
И вареньем набивает
Позолоченное брюшко...
Я шарах её хлопушкой.
Слайд 7.
МузаМукаМуха
3. Творческое задание "Ответь на вопросы и собери пазлы"
(Ученикам раздаются заранее подготовленные разрезные картинки-ответы)
С "В" питает корешки,
А живут в не червячки.
С "Т" - и летом и зимой
Носит письма нам домой.
С "К" - весною на берёзе
И на дубе их не счесть.
Но не только у деревьев -
И у нас две штучки есть.
Слайд 7.
Почва Почта Почка
4. С "К" - мелка и глубока
Нил и Темза и Ока.
С "П" - кругла, желта, хвостата
Любят грызть её ребята
Слайд 8.
Река Репа
5. С "Н" - на Масленицу он
Главным блюдом приглашён.
С "К" - вон-вон по стенам скачет
От стекла весёлый зайчик.
Блин Блик
6. С "Р" - грохочет очень страшно.
С "Н" - с букашку старикашка
Слайд 9.
Гром Гном
Физминутка "Солнце и дождь"
7. За словом с "Ф" в болото лезть вонючее,
И ты на топком дне найдёшь горючее.
А слово с "Т" - любимое ребятами:
Оно покрыто кремом и цукатами.
Слайд 10.
ТорфТорт
Ребусы
Работа в парах.
Внимательно рассмотрите ребусы в рабочих тетрадях, подумайте над ответом и запишите его.
VI. Рефлексия
Вот и подошло к концу наше увлекательное занятие. Дайте оценку своей работе и работе всего класса
Мне было....
Я узнал...
У меня получилось... и т.д.
- Спасибо за работу!