Методическая разработка открытого урока- виртуальной кскурсии А.П. Чехов. Сведения из биографии
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский торгово-экономический колледж»
Методическая разработка открытого урока литературы с использованием Интернет-ресурсов на тему «А.П. Чехов. Сведения из биографии»
Краснодар, 2016
Автор: Беженова И.Н., преподаватель русского языка и литературы государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Рецензенты:
Живора Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №42, заслуженный учитель РФ
Газарова М.Ю., преподаватель русского языка и литературы государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Методическая разработка отрытого урока литературы с использованием Интернет-ресурсов на тему «А.П. Чехов. Сведения из биографии». Основная цель методической разработки – поделиться опытом проведения занятия с применением современных ТСО и метода мини-проектов.
утверждена на заседании цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
№ __ от _____________ 2016 г.
председатель ЦМК _____________________ Дуброва И.Г.
Методическая разработка открытого урока по литературе с использованием Интернет-ресурсов на тему «А.П. Чехов. Сведения из биографии» представляет собой обобщение опыта преподавателя в проведении уроков с использованием современных ТСО и метода мини-проектов.
Цели методической разработки – показать вариант проведения занятия, основывающийся на работе преподавателя и самостоятельной работе студентов в форме виртуальной экскурсии с использованием Интернет-ресурсов
Методическая цель урока: показать варианты использования он-лайн ресурсов при проведении виртуальной экскурсииДидактические цели урока:образовательная: вызвать у студентов интерес к личности и творчеству А.П. Чехова;
познакомить с его творческой биографией;
расширить и углубить представление о ранее изученных произведениях писателя; развивающая: развивать умение студентов делать выводы; воспитательная: повысить уровень культуры студентов; развивать их творческое воображение и эстетическое восприятие
Тип урока: урок изучения нового материалаВид учебного занятия: урок-экскурсияСредства обучения: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, интерактивная доска, он-лайн ресурсы
Межпредметные связи: история, МХК
Ход урока:
Организационный момент
(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)
(1 минута)
Сообщение темы и целей занятия (2 минуты) (объявление темы урока, постановка целей: познакомимся с основными этапами в жизни и творчестве А.П. Чехова, узнаем много нового о нем, побываем на виртуальной экскурсии в доме-музее Чехова в Ялте)
Актуализация опорных знаний (2 минуты).
Назовите основное литературное направление 19 века, основанное на изображении типичного героя в типичных обстоятельствах (реализм)
Дайте определение эпическому роду литературы
Перечислите основные жанры эпоса (эпопея, роман, рассказ, повесть)
Начальная мотивация учебной деятельности
(5 мин.)
Как вы думаете, творчество каких русских писателей 19 века вошло в мировую сокровищницу литературы, чьё творчество оказало наибольшее влияние на развитие всей мировой культуры? Это Достоевский, Толстой, Чехов.
О роли Чехова в мировой культуре можно судить по различным параметрам:
создал т.н. «новую драму»,
считается предшественником европейского «театра абсурда»,
сделал наиболее популярным жанром маленький рассказ (миниатюру),
оказал влияние на творчество таких писателей, как Горький, Бунин, Ионеску,
опережает всех писателей по количеству экранизаций произведений,
ему принадлежат самые известные афоризмы современности:
«Краткость - сестра таланта»
«Искусство писать - это искусство сокращать»
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
«Человек - это то, во что он верит»
«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги»
Изучение нового материала (20минут)
Давайте вспомним важнейшие моменты жизни, творчества писателя.
Просмотр презентации о жизни и творчестве А.П. Чехова, составление биографической карточки писателя в тетради.
1) Сообщение студента о семье Чехова (2 мин.)
2) Сообщение студента о псевдонимах писателя (2мин.)
3) Сообщение студента о периодизации творчества А.П. Чехова (2 мин.)
4) Сообщение студента об О.Л. Книппер-Чеховой.(2 мин.)
5) Сообщение студента о работе Чехова в журналах (2 мин.)
А теперь у нас есть возможность побывать в доме-музее А.П. Чехова в Ялте. Именно там он провел последние 5 лет своей жизни, создал шедевры драматического искусства, встречался с выдающимися деятелями русской литературы. Давайте познакомимся с домом писателя, пройдем по его комнатам, узнаем о личности самого Чехова.
Виртуальный тур он-лайн по дому-музею А.П. Чехова в Ялте «Белая дача».
Закрепление полученных знаний (5 минут)
Перечислите важнейшие этапы в творчестве писателя.
Использовал ли Чехов псевдоним?
Какие из них вам больше всего запомнились?
Перечислите самые известные произведения Чехова.
Какие темы поднимал в них писатель?
Обобщение и систематизация изученного материала(8 мин.) Тест по творчеству А.П. Чехова.
Итак, сегодня мы познакомились с основными моментами из жизни и творчества А.П. Чехова, узнали о своеобразии его произведений, побывали в виртуальном доме-музее писателя в Ялте. На следующих уроках мы продолжим чтение и анализ его прозаических и драматических произведений.
Итоговая часть занятия(1 мин.)
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание (1 мин.)Написать сочинение-рассуждение на тему «Путь духовной деградации доктора Старцева» по рассказу «Ионыч».
Приложение 1
Тест по произведениям А.П. Чехова
Прочитайте приведенный фрагмент текста и выполните задания A1 – A5; B1 – B4.
Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным: «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в «Обществе взаимного кредита» говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит:
– Это кабинет? Это спальня? А тут что?
И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот.
У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч едет?» или: «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?»
Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом:
– Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!
Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.
За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает. Ему прислуживает лакей Иван, самый старый и почтенный, подают ему лафит №17 , и уже все – и старшины клуба, и повар, и лакей – знают, что он любит и чего не любит, стараются изо всех сил угодить ему, а то, чего доброго, рассердится вдруг и станет стучать палкой о пол.
Ужиная, он изредка оборачивается и вмешивается в какой-нибудь разговор:
– Это вы про что? А? Кого?
И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:
– Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?
Вот и все, что можно сказать про него.
А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым. Провожая их на вокзале, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:
– Прощайте пожалуйста!
И машет платком. (А. П. Чехов «Ионыч»)
При выполнении заданий А1 – А5 запишите номер, которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) роман; б) притча; 3) очерк; 4) рассказ.
A2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией любовного сюжета; 4) играет роль вставного эпизода.
A3. Главной темой данного фрагмента является 1) тема внутреннего раскрепощения личности; 2) вызов «маленького человека» обывательскому миру; 3) тема духовной деградации человека; 4) тема оскудения «дворянских гнёзд».
A4. Что определяет образ жизни и поведение главного героя на данном этапе развития сюжета? 1) желание вытравить из памяти драму несостоявшейся любви; 2) стремление к новым профессиональным достижениям; 3) забота о бедных и нуждающихся; 4) потеря духовных ориентиров и стремление к обогащению.
A5. С какой целью автор сравнивает героя с языческим богом? 1) выявляет отсутствие в герое человеческого начала; 2) наделяет его героическими чертами; 3) отмечает его внешнюю привлекательность; 4) подчёркивает масштабность личности героя.
При выполнении заданий В1-В4 ответ необходимо дать в виде слова, словосочетания или цифр.
B1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («тонкий», «резкий», «тяжелый», «раздражительный», «неприятный»).
Ответ: ____________________.
B2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (1 – 6 строки фрагмента).
Ответ: ____________________.
B3. Из абзаца, начинающегося со слов «У него много хлопот» выпишите сочетание слов, в котором открыто выражена авторская позиция по отношению к герою.
Ответ: ____________________.
B4. В абзаце, начинающемся со слов «А Туркины?..» найдите слово, повтор которого указывает на неподвижность застойного быта семейства Туркиных.
Ответ: ____________________.
В5. Установите соответствие между персонажами рассказа "Ионыч" и их занятиями, увлечениями.
ПЕРСОНАЖИ
ИХ ЗАНЯТИЯ, УВЛЕЧЕНИЯ
А)
Екатерина Ивановна
Б)
Вера Иосифовна
В)
Иван Петрович
1)
Пишет повести и рассказы
2)
Любит шутить, ставит спектакли
3)
Играет в винт, служит земским врачом
4)
Играет на рояле, много читает
Приложение 2
Антон Павлович Чехов в портретах современников
Портрет А.П. Чехова работы Исаака Ильича Левитана
Исаак Ильич Левитан был близким другом А.П. Чехова. И хотя Левитан-художник прославился, прежде всего, как блестящий мастер пейзажа, но написанный им портрет Чехова занимает достойное место в его творческом наследии. Работа Левитана представляет собой оставшийся незавершенным акварельный этюд. Но художнику удалось пронзительно передать в нем черты мудрости, суровости, волевого духа будущего знаменитого писателя.
Портрет А.П. Чехова кисти Осипа (Иосифа) Эммануиловича Браза.
Единственным прижизненным законченным портретом А.П. Чехова является работа Осипа (Иосифа) Эммануиловича Браза – живописца, гравера-офортиста, литографа. И.О. Браз был учеником И.Е. Репина. В 1897 г., когда П.М. Третьяков заказал ему портрет А.П. Чехова, Бразу было всего 23 года. Молодому художнику пришлось писать портрет классика русской литературы два раза. Первая работа была выполнена в Москве в 1897 году, но она не понравилась ни писателю, ни самому художнику. И тогда в 1898 году, в Ницце, Браз пишет новый портрет.
Изображение Чехова кисти художника Петра Александровича Нилуса
Еще одно дошедшее до нас живописное изображение Чехова принадлежит кисти сегодня малоизвестного художника Петра Александровича Нилуса. Портрет А.П. Чехова Нилус начал писать по просьбе И.А. Бунина, с которым поддерживал тесные отношения. Писатель и художник приехали к Чехову в Ялту для проведения сеансов. Но работу пришлось прервать, поскольку в Крым привезли тяжело больную жену Чехова – Ольгу Книппер. П.А. Нилус вспоминал: «Я уехал, и только несколько лет спустя, уже после смерти Антона Павловича, почел своим долгом, как мог, закончить начатое по наброску и фотографиям». Сегодня работа Петра Нилуса в скупой иконографии А.П. Чехова занимает не последнее место. Портрет находится в Доме-музее А.П. Чехова в Москве.
Портрет А.П. Чехова работы Валентина Александровича Серова
В последние годы жизни А.П. Чехова, когда к писателю все ближе подступала болезнь, с ним близко общался Валентин Александрович Серов. Серов очень хотел написать портрет Чехова, так как они были схожи. Но из-за болезни Чехова сеансы позирования несколько раз откладывались. Зная состояние здоровья писателя, Серов не стал задумывать большого портрета. Он начал писать акварельный рисунок, работа над которым шла в несколько этапов. И хотя художник не создал большого законченного портрета Чехова, но его рисунок, по мнению критиков, остался лучшим отображением проникновенной психологической глубины чеховской души.
Карандашный портрет А.П. Чехова работы Николая Захаровича Панова.
В 1903 году был создан карандашный портрет А.П. Чехова. Его автор – почти забытый сейчас художник Николай Захарович Панов. Сеанс позирования состоялся 10 августа в Ялте. Панов подарил свою работу Чехову с надписью: «Оригиналу от автора». Портрет очень реалистичен: он отобразил внешность больного туберкулезом писателя за год до его смерти. Свои впечатления от общения с Чеховым Панов изложил в очерке «Сеанс. К портрету А.П. Чехова»
Портрет А.П. Чехова кисти Николая Павловича Ульянова
Из воспоминаний Н.П. Ульянова: «С А.П. Чеховым я познакомился в 1904 году, в год его смерти. Я зашел к нему на московскую квартиру, чтобы поговорить о сеансах. Мне казалось, что для выражения духовной личности Антона Павловича многоцветность и внешние живописные задачи едва ли будут нужны. Чехов согласился позировать, но просил отложить сеансы до осени, обещая к тому времени быть более бодрой и терпеливой моделью. Летом того же года он умер. Сеансы наши не состоялись. Но отказаться от мысли написать его портрет я уже не мог и потому решил изобразить хотя бы некоторые черты, хотя бы намек на тот ускользающий его духовный облик, который волновал меня все время. Почти все в портрете было сделано мною по памяти: отсюда те недочеты, которые я сам всегда ясно сознавал и исправить которые я был не в силах».