Презентация Поэма А.А.Блока Двенадцать.
“Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью»… А.Блок. «Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты». А. Блок. Поэма «Двенадцать» (1918) «… одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». В. Маяковский « Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе - крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее». Л. Троцкий «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!» А. Блок. Революционный отряд. « Как пошли наши ребятаВ красной гвардии служить-В красной гвардии служить-Буйну голову сложить!» Черновики А.Блока Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в Сибири. 1919 год. Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…» Плакат с текстом из поэмы «Двенадцать» 3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский. «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский. Спасти мир от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы. «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» Из статьи Блока) История создания поэмы.“3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)”.“8 января. Весь день “Двенадцать””.“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое)?”“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец исторического процесса”…”“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет”. “25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)”.“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. “Двенадцать””.“28 января… “Двенадцать””. “29 января… Сегодня я – гений!”“18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”. Основные образы – символы поэмы: стихия (ветер, метель, «черное небо», «белый снег»; старый мир (б уржуй, «товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель-вития»); «маленький человек» (старушка, бродяга);Завязка поэмы – появление 12 красногвардейцев. Развитие действия – 8 глава. Уж я семячки Полущу, полущу…Уж я ножичком Полосну, полосну!..- Падение человеческое. 9 -12 гл. – появление новых образов:Буржуй на перекрёстке (перекресток – символ «распутья», на котором оказалась Россия. «паршивый пес» - старое и новое ещё неразрывны. двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п ритму, стилистике, содержанию, несёт самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку;двенадцать – это полночь, граница , рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового;двенадцать – это символ цикличности;двенадцать – это красногвардейцы, непосредственно связанные с названием поэмы, крестоносцы, насаждающие веру в светлое будущее «огнём и мечом». 12апостолов Христа- разносчики учения Христа. III.Жанр: поэма - лиро-эпический жанр. IV.Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. V.Проблема: 1 )ВРЕМЯ- ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ; 2 )проблема СВОБОДЫ; 3 )БУДУЩЕЕ РОССИИ II.Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей. «Двенадцать» - эпическая поэма. Она какбудто составлена из отдельных зарисовок,картинок с натуры, быстро сменяющих однадругую. Динамичность и хаотичность сюжета,выразительность эпизодов передают неразбе-риху, которая царила и на улицах, и в умах. Композиция, отражающая стихию революции,определяет стилевое разнообразие поэмы. Полемика: «Своей поэму считали и красные и белые…» «12» «+» «-»1.Соловьев В. 1. И. Бунин «вульгарное, безобразное, больше ничего».2.Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа»«дневниковая запись революционных дней».3.Луначарский «Первое произведениео революции». Художественные средства: 1 глава Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете! Завивает ветер Белый снежок. Под снежком — ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка! От здания к зданию Протянут канат. На канате — плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается — плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий — раздет, разут... Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб. — Ох, Матушка-Заступница! — Ох, большевики загонят в гроб! Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. А это кто? — Длинные волосы И говорит вполголоса: — Предатели! — Погибла Россия! Должно быть, писатель — Вития... А вон и долгополый — Сторонкой — за сугроб... Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ? Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: — Ужь мы плакали, плакали... Поскользнулась И — бац — растянулась! Ай, ай! Тяни, подымай! Ветер веселый И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат: «Вся власть Учредительному Собранию»... И слова доносит: ... И у нас было собрание... ... Вот в этом здании... ... Обсудили — Постановили: На время — десять, на ночь — двадцать пять... ... И меньше — ни с кого не брать... ... Пойдем спать... Поздний вечер. Пустеет улица. Один бродяга Сутулится, Да свищет ветер... Эй, бедняга! Подходи — Поцелуемся... Хлеба! Что впереди? Проходи! Черное, черное небо. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Товарищ! Гляди В оба! Глава 2Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом — огни, огни, огни... В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та!Холодно, товарищи, холодно! — А Ванька с Катькой — в кабаке... — У ей керенки есть в чулке!— Ванюшка сам теперь богат... — Был Ванька наш, а стал солдат!— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй, Мою, попробуй, поцелуй!Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Катька с Ванькой занята — Чем, чем занята?...Тра-та-та! Кругом — огни, огни, огни... Оплечь — ружейные ремни...Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую!Эх, эх, без креста! Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить! Эх ты, горе-горькое, Сладкое житье! Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови! Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит — Елекстрический фонарик На оглобельках... Ах, ах, пади!..Он в шинелишке солдатской С физиономией дурацкой Крутит, крутит черный ус, Да покручивает, Да пошучивает...Вот так Ванька — он плечист! Вот так Ванька — он речист! Катьку-дуру обнимает, Заговаривает...Запрокинулась лицом, Зубки блещут жемчугом... Ах ты, Катя, моя Катя, Толстоморденькая... У тебя на шее, Катя, Шрам не зажил от ножа. У тебя под грудью, Катя, Та царапина свежа! Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши! В кружевном белье ходила — Походи-ка, походи! С офицерами блудила — Поблуди-ка, поблуди! Эх, эх, поблуди! Эх, эх, поблуди! Сердце екнуло в груди! Помнишь, Катя, офицера — Не ушел он от ножа... Аль не вспомнила, холера? Али память не свежа? Эх, эх, освежи, Спать с собою положи! Гетры серые носила, Шоколад Миньон жрала, С юнкерьем гулять ходила — С солдатьем теперь пошла? Эх, эх, согреши! Будет легче для души! ... Опять навстречу несется вскачь. Летит, вопит, орет лихач...Стой, стой! Андрюха, помогай! Петруха, сзаду забегай!..Трах, тарарах-тах-тах-тах-тах! Вскрутился к небу снежный прах!..Лихач — и с Ванькой — наутек... Еще разок! Взводи курок!..Трах-тарарах! Ты будешь знать, ........................................................................Как с девочкой чужой гулять!..Утек, подлец! Ужо, постой, Расправлюсь завтра я с тобой!А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова!Что Катька, рада? — Ни гу-гу... Лежи ты, падаль, на снегу!Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! И опять идут двенадцать, За плечами — ружьеца. Лишь у бедного убийцы Не видать совсем лица... Все быстрее и быстрее Уторапливает шаг. Замотал платок на шее — Не оправиться никак...— Что, товарищ, ты не весел? — Что, дружок, оторопел? — Что, Петруха, нос повесил, Или Катьку пожалел?— Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил... Ночки черные, хмельные С этой девкой проводил... — Из-за удали бедовой В огневых ее очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча, Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча... ах!— Ишь, стервец, завел шарманку, Что ты, Петька, баба что ль? — Верно, душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! — Поддержи свою осанку! — Над собой держи контроль!— Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой! И Петруха замедляет Торопливые шаги... Он головку вскидавает, Он опять повеселел... Эх, Эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, Смертная! Ужь я времячко Проведу, проведу... Ужь я темячко Почешу, почешу... Ужь я семячки Полущу, полущу... Ужь я ножичком Полосну, полосну!.. Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку...Упокой, Господи, душу рабы Твоея... Скучно! Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина!Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес.Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. .
Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюга́, ой, вьюга́! Не видать совсем друг друга За четыре за шага!Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся...— Ох, пурга какая, Спасе! — Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво — Али руки не в крови Из-за Катькиной любви? — Шаг держи революцьонный! Близок враг неугомонный!Вперед, вперед, вперед, Рабочий народ! .. И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... Их винтовочки стальные На незримого врага... В переулочки глухие, Где одна пылит пурга... Да в сугробы пуховые — Не утянешь сапога... В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот — проснется Лютый враг...И вьюга́ пылит им в очи Дни и ночи Напролет... Вперед, вперед, Рабочий народ! ... Вдаль идут державным шагом... — Кто еще там? Выходи! Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди...Впереди — сугроб холодный, — Кто в сугробе — выходи!.. Только нищий пес голодный Ковыляет позади... — Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу! ... Скалит зубы — волк голодный — Хвост поджал — не отстает — Пес холодный — пес безродный ... — Эй, откликнись, кто идет?— Кто там машет красным флагом? — Приглядись-ка, эка тьма! — Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все дома? — Все равно, тебя добуду, Лучше сдайся мне живьем! — Эй, товарищ, будет худо, Выходи, стрелять начнем! Трах-тах-тах! — И только эхо Откликается в домах... Только вьюга долгим смехом Заливается в снегах... Трах-тах-тах! Трах-тах-тах...... Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!” Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечения» 1.Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. 2.Блок широко использует приём контраста. Резкое противопоставление двух миров – «чёрного» и «белого», старого и нового – выявляется в первых двух главах поэмы. В одной – сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуа», писателя- «витии», «товарища- попа», «барыни в каракуле»). В другой – коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни». 4. С одной стороны ,это люди, сознающие свой высокий революционный долг («Революцьонный держите шаг!// Неугомонный не дремлет враг!»). С другой - в их психологии ещё живы и отчётливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»(«Запирайте етажи,//Нынче будут грабежи!). 5. Блок видел в революции не только величие, но и её «гримасы». Но главным для него было показать «октябрьское величие» бури революции. Это утверждает автор в финальной главе поэмы, где впереди красногвардейцев – «апостолов» новой жизни возникает образ Иисуса Христа. 6. Поэт сумел отобразить «музыку» тех дней: марш, городской романс, частушку, народную, революционную песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, сниженную, «уличную» лексику. (По А. В. Терновскому) Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции.Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры. Поэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России 1. В поэме отображён не романтический подъём, а глубоко переживаемая поэтом духовная пустота, осознание нецелостности мира, невозможности достижения гармонии. 2. Разрушителей старого ведёт дух некой истины во имя каких-то высоких целей. Но объективно Блок с гениальной прозорливостью показал, что никаких высоких общечеловеческих целей у двенадцати красногвардейцев нет. Они оказываются обыкновенными хулиганами, неизвестно во имя чего совершающими лишь одно действие – убивают Катьку. 3. Все абстрактные цели во имя чего-то нового сродни гибельному ветру, крутящему Россию. Что будет за метелью, за гибельным ветром, поэт не знает. Не знают и красногвардейцы, ради чего и куда они идут.4. Иисус Христос в поэме как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом».5. Революция оказывается ложной Незнакомкой, отсюда – мрачность, двусмысленность поэмы. (По С. В. Ломтеву) Викторов. Александр Блок. «Двенадцать». “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”… К.И.Чуковский