Презентация Виртуальный школьный историко — краеведческий музей г.Шебекино Белгородской области
Виртуальный школьный ИСТОРИКО- КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙГ. Шебекино Белгородской области
Первые следы пребывания древних людей на территории Шебекинского района относятся к началу эпохи позднего (верхнего) палеолита - примерно к 35-му тысячелетию до н. э. Более плотно край был заселен по мере отступления ледника 10-12 тысяч лет назад.Верхний палеолит был периодом становления современного типа человека - кроманьонца. Человеческое общество в то время представляло собой родоплеменную организацию. Основными занятиями были охота и собирательство. Орудия труда и оружие (наконечники, ножи) изготавливались из камня и кости. Эпоха неолита (7-5 тысяч лет назад) характеризуется дальнейшим развитием процесса изготовления каменных орудий труда. Важную роль в жизни человека стали играть земледелие и скотоводство. Стоянки эпохи неолита на территории Шебекинского района были обнаружены в Шебекино, Масловой Пристани, Купино, Артельном, Белом Колодезе.На смену каменному в IV - III тысячелетии до н.э. пришел медный век. А в конце III тысячелетия до н.э. люди изобрели способ плавки руд и научились получать из меди и олова бронзу. В этот период на территории Шебекинского района проживали племена катакомбной культуры. В середине II тысячелетия до н.э. она сменяется срубной. Селища эпохи бронзы выявлены археологами в селах Большое Городище (срубная культура), Крапивное (катакомбная культура), Чypaeвo, Доброе, Нежеголь, Неклюдово, Пенцево, Протопоповка, Ржевка.В начале I тысячелетия до н.э. наступает железный век. В этот период на территории Белгородчины находилась северо-восточная окраина Скифского мира.На протяжении I - IV вв. н.э. на территории Шебекинского района проживали праславянские племена, сарматы и готы. Следующие два столетия степями и частично лесостепью Причерноморья владели гунно-болгары и авары, которые вели кочевой образ жизни и воевали со своими осёдлыми соседями.Древняя история Шебекинского района
К VI-VII вв. относится зарождение Древнерусского государства.Осваивая верховья Северского Донца, славяне вплотную приблизились к границам Хазарского каганата. В VIII - IX вв. северо-западные рубежи Хазарии проходили по территории Белгородчины вдоль рек Короча и Нежеголь на Волчанск и Верхний Салтов (Волчанский район Харьковской области). Здесь проживали алано-болгарские племена, входившие в состав каганата. Характерным местом проживания аланов является территория Дмитриевского археологического комплекса, расположенного вблизи с. Дмитриевка Шебекинского района.Еще одним крупным археологическим памятником Шебекинского района является Крапивенское городище. Впервые славяне-северяне поселились на берегу реки Корень вблизи современного села Крапивное Шебекинского района еще в VIII столетии. К XI веку Крапивенское городище превратилось в крупный древнерусский город. Он относился к Курскому уезду Черниговского, затем Новгород-Северского княжества и был самым крайним на юго-востоке Руси. Крапивенское городище являлось центром ремесла, торговли и грамотности. Гарнизон крепости защищал границы государства от набегов печенегов, затем половцев.Весной 1237 года в причерноморские степи вторглись татаро-монголы. Под удар попали половецкие кочевья, поселения аланов и других народов. Затем армия монголов двинулась на русские земли. В 1239 году поселения вдоль рек Северский Донец и Оскол, в том числе Крапивенское городище, были разрушены. В 1243 году образовалось огромное по территории монгольское государство - Золотая Орда. Белгородчина стала "диким полем" - территорией, на которой все поселения были уничтожены, а земли оставались незаселенными. На территории нашего края вели кочевое хозяйство татаро-монгольские племена.В том же XIII веке сложилось Великое княжество Литовское и Русское. Спустя столетие оно стало крупнейшим государством Восточной Европы. Литовские князья вступают в борьбу с ордынскими ханами и одерживают ряд побед.
Орудия труда и быта 8-12 вв.
В XV веке Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных государств. Одним из них стало Крымское ханство. А в конце XV - начале XVI вв. образуется единое Российское государство. К середине XVI столетия его границы продвинулись до современной Белгородчины.Становится очевидной необходимость строительства на полевой окраине сплошной укрепленной линии, пересекающей пути татарских вторжений, где будут сосредоточены регулярные войска.Белгородская засечная черта, получившая свое название по военно-административному центру - Белгороду, была создана в середине XVII века. Она представляла собой сплошную укрепленную линию, состоявшую из 28 городов-крепостей, разнообразных инженерных сооружений из земли и дерева, естественных препятствий - лесов, рек, крутосклонных меловых обнажений. Одна из крепостей Черты - Нежегольск - была построена в 1654 г. на правом берегу реки Нежеголь вблизи современного с. Нежеголь Шебекинского района.В 1658 г. был сформирован Большой Белгородский полк. В том же году был образован Белгородский разряд - крупный приграничный военно-административный округ с центром в Белгороде.При Петре I границы государства постепенно закрепляются далеко на юге.Под защитой крепостей на Белгородчине возникают поселения, развиваются земледелие и ремесла. Первыми селами и деревнями на территории Шебекинского района были Крапивное, Никольское, Устинка, Чураево, Доброе, Пристань, Ртельное (Купино), Новиково (Дмитриевка). 17 -18 века
Территория края заселялась выходцами из различных областей России и Украины. Близкое соседство двух народов привело не только к возникновению тесных экономических связей, но и к смешению, взаимопроникновению бытовых и культурных традиций. Результатом этого процесса стало формирование особой народной культуры местного населения, которая получила название южно-русской. Она представляла собой синтез традиционной русской и украинской культур.Основным занятием местного населения в XVII - XIX вв. было земледелие. Было развито скотоводство. Большую роль в экономике играло также садоводство. В период после сбора урожая и до начала посевной у крестьян появлялось время для занятий ремеслами.Самым распространенным видом жилища на территории Шебекинского района в XVIII - XIX вв. была хата-"мазанка". Ее сооружали из плетня с глиняной обмазкой. Крыша у большинства домов была соломенная или камышовая, полы - земляные. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбары, конюшни, погреба, овины. Территорию усадьбы обносили деревянным тыном.В каждой избе обязательно была большая русская печь. По диагонали от печи располагалось главное место в избе - красный (святой) угол, где висели иконы. Мебели в крестьянской избе было немного. Возле святого угла стоял обеденный стол. Вдоль стен располагались широкие лавки, над окнами вешали полки для домашней утвари. Ближе к передней стенке ставили ткацкий станок. Одежда хранилась в сундуках или в чулане.Важное место в жизни русского человека занимала религия. Еще в первой четверти XVII в. на территории Шебекинского района появились Нифонтова и Кореньская пустыни (монастыри). Кореньская пустынь находилась вблизи села Устинка и прославилась тем, что долгое время в ней хранилась главная святыня нашей земли - чудотворная икона Николая Ратного.Первые храмы появились на территории Шебекинского района в XVII в. До наших дней сохранилось лишь пять старинных церквей в селах Зимовеньки, Муром, Булановка, Чураево и Неклюдово. Все они являются памятниками архитектуры и находятся под охраной государства.
История костюма Шебекинского районаТрадиционный женский костюм южного региона Бедгородчины: По сохраненным данным бытовали комплексы русской женской одежды с поневой, сарафаном, домотканой юбкой.Основу традиционного костюма составляла рубаха, которая служила нательной и одновременно выходной одеждой. Она состояла из верхней части - «стана» и нижней - «подставы», «подола». Уже на этом примере мы видим крайнюю практичность народного костюма – эти части легко отпарывались и менялись взамен испачканных или изорванных – качество, не представляемое в современном обществе. Изготавливали рубаху из конопляного («замашного») холста, со второй половины XIX века «стан» начали делать из более тонких покупных тканей – ситца, миткаля, сатина. Еще одна функция рациональности традиционного женского наряда – верхняя, видная из поневы или сарафана часть рубахи более красочна и более дорога, нижняя, менее важная – наоборот. Конечно же, материалы, из которых изготавливали традиционный женский костюм – природные. Даже в конце XIX века при обилии фабричных изделий значительную часть костюма изготавливали из домотканого полотна. Кроме практичности, это значительно помогало укрепить или сберечь здоровье нашим предкам. В «Современной энциклопедии лекарств» читаем, что, например, домашняя шерсть уникальна, обладает обезболивающими, антибактериальными, противовоспалительными свойствами, помогает предупредить и излечить аллергию. Тоже самое можно сказать о льне и конопле – самых распространенных в прошлом материалах для изготовления нитей. К сожалению, о современных тканях подобного мы сказать совсем не можем.
Рушник Строение рушника Шебекинского края обычно было таково: зачин; кружева, дорожки; символы земли; мережка или дорожка; дом; мережка или дорожка; венец.Самым простым способом шебекинской вышивки являлся простой «росшив» серебром, реже золотом. Не обязательно это был настоящий драгоценный металл, чаще всего встречалась имитация. Могли расшивать и канителью – это те же нити, только скрученные по длине. Простыми нитками – льняными, шерстяными – «росшив» практически не делали.Мотивы для вышивки были двух видов – растительные и геометрические. Но все они несли смысловое, символическое значение. Самым популярным мотивом вышивки являлся ромб – показ иллюстрации. Это знак лучезарного солнца. Все палочки и крючочки означают лучи. Постепенно с течением времени этот знак стал означать жилище молодой семьи, родник.Если в середине этого квадратика были точки или кружки, то он являлся изображением засеянного поля.Крест тоже очень часто применялся при вышивке рушников и одежды. Он обозначал мужчину и являлся символом храбрости, смелости, решительности, защиты Семиконечная или восьмиконечная звездочка означала большую семью, что почиталось за великое счастье у наших предков.Изображение спирали - это змея, олицетворение мудрости и смекалки. Если человек хотел изобразить зерно, то использовал вот такой значок: точку -–. А уже выросшие растения рисовались вот галочкой. Круг с более маленьким кружком посередине напоминал нашим предкам о том, что наряду с добром, существуют и силы зла. Символы древа плодородия, а в прошлом - славянских богинь Рожаниц.Позже появившиеся мотивы – петухов (кочетов), цветов, человеческих фигур – не несли символической нагрузки.
В презентации использованы материалы, предоставленные Шебекинским Историко- краеведческим музеемСпасибо за внимание