Урок географии в 7классе Тема: Евразия. Географическое положение, исследования Центральной Азии. Практическая работа: Работа с контурной картой. Форма урока: урок-исследование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Ручьи
Урок географии в 7классе
Тема: Евразия. Географическое положение, исследования Центральной Азии.
Практическая работа: Работа с контурной картой.
Форма урока: урок-исследование
Учитель
Дорошенко Лариса Николаевна
Учебно-воспитательные цели и задачи:
Уметь определять географическое положение Евразии, описывать элементы береговой линии материка, объяснять влияния размера и ГП материка на его природные особенности, находить и показывать географические объекты на карте, сравнивать материки и находить сходство и различия в ГП, наносить на контурную карту географические объекты, знать имена путешественников своей Родины и других стран. Воспитывать у учащихся чувство гордости и любви к Отечеству, к родному краю.
Оборудование и наглядность:
Физическая карта полушарий, карта Евразии, портреты путешественников, картины "природные зоны", компьютер, интерактивная доска, контурные карты, атласы.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, проверить рабочие место и подготовку к уроку.)
Девиз урока: Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
Основная часть урока:
Учитель: 1) Какой материк мы с вами изучили?
Уч-ся - Северная Америка.
Учитель: 2) А какие материки мы еще изучили?
Уч-ся - Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Учитель: 3) Сколько же материков мы изучили?
Уч-ся - 5
Учитель: 4) А сколько всего материков на Земном шаре?
Уч-ся - 6
Учитель: 5) А какой материк нами не изучен?
Уч-ся - Евразия
Учитель: Совершенно верно, молодцы!
Учитель: Кто же покажет его место нахождения на карте?
Уч-ся - (выходит к доске и показывает на карте)
Учитель: А теперь вам задание: Назвать самостоятельно тему урока.
Уч-ся - Евразия. Географическое положение, исследования Центральной Азии. Практическая работа с контурной картой.( тему урока учащиеся записывают в тетрадь)
Учитель - записывает тему урока на доске.
Мы с вами изучили 5 материков, цели и задачи урока сообщала я, а
сегодня вы определите их сами.
Уч-ся – называют цели и задачи.
Определить ГП Евразии
Описать элементы береговой линии
Подписать географические объекты на контурной карте
Запомнить путешественников материка и частей света.
Физ. минутка №1:
(для снятия утомления туловища)
И. п – стойка ноги врозь, руки за голову.
а)- резко повернуть таз направо
б)- резко повернуть таз налево.
Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
( для улучшения мозгового кровообращения)
Сидя на стуле на 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад,
3-4 голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Учитель: И так, что вы знаете о материке Евразия?
Уч-ся – ( они сообщают все данные, которые знали о материке. Учащиеся делятся на 5 групп. У каждой группы самостоятельная работа.)
Учитель: Самостоятельная работа. №1 Описание ГП Евразия(план на стр. 311 уч. Задание получает группа №1
Уч-ся – (устно отвечают у доски по карте, ответ учащихся должен быть таким.)
Пересечен материк Непересечен материк
Экватором Сев. тропиком Юж. Тропиком
Сев. Полярным кругом, Юж. Полярным кругом
Начальным меридианом
Учитель: Самостоятельная работа. №2 Найти крайние точки.( выполняет 2 группа)
Уч-ся – С- м.Челюскин
Ю- м.Пиай
З- м. Рока
В- м. Дежнева
Учитель: Самостоятельная работа №3 Игра «Вокруг света» Задания: совершить путешествие вокруг материка, определить сколько океанов и морей омывают территорию Евразии. (выполняет работу группа 3) Сделать вывод как изрезанна береговая линия материка.
Уч-ся – Работают с картой устно, отвечают у доски.
Океаны Бассейн С. Ледовитого океана Бассейн Атлантического океана Бассейн Тихого океана Бассейн Индийского океана
Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточносибирское, Чукотское, Гренландское, Норвежское моря. Северное, Балтийское, Среднеземное, Черное, Азовское моря. Берингово, Охотское, Японское, Желтое моря, Южно-Китайское, Филиппинское. Красное и Аравийское моря, Тимурское.
Вывод: Береговая линия изрезанна больше на Западе и Востоке
Учитель: Выполнить самостоятельную работу №4. «Климатические пояса» Выяснить, сколько климатических поясов на материке.(выполняет работу группа № 4)
Уч-ся – Определяют по карте, дают ответ.
Учитель: Сравните с другими материками. Почему на материке большое количество климатических поясов?
Уч-ся – Потому что он самый большой.
Учитель: Самостоятельная работа №5. Как материк Евразия расположен по отношению к другим материкам. (выполняет группа №5)
Уч-ся – ( отвечают устно)
Материк приближен Материк удален
Сев. Америке, Африке, Австралии. Юж. Америке, Антарктиды.
Физ. Минутка№2:
1)Для снятия утомления туловища.
И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову 1-3- круговые движения тазом в одну сторону. 4-6- тоже самое, в другую сторону. 7-8- руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2)Для гимнастики глаз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4 раза.
3)Для улучшения мозгового кровообращения:
И.П. – сидя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2-и.п, 3-4- тоже правою рукой повторить 4 раза, Темп медленный.
Учитель: И так, обобщим полученные знания о материке, с презентацией выступит Поляков. А.
Евразия - крупнейший и наиболее сложно устроенный материк нашей планеты. Ее площадь с островами составляет 54,9 млн. км2, то есть более 1/3 всей суши Земли. Евразия состоит из двух частей света - Европы (1/5 общей площади) и Азии (4/6). Название "Европа" происходит от древнегреческого слова "эреб", означающего запад, а "Азия" - от ассирийского слова "асу" - восток. Границу между ними проводят по восточным предгорьям Урала, затем по реке Эмбе, северу Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине (или по осевому водоразделу Большого Кавказа), далее по Азовскому и Черному морям, проливам Босфор и Дарданеллы. От Африки Евразия отделена Гибралтарским проливом и Суэцким каналом, а от Северной Америки - Беринговым проливом.На севере границы материка уходят далеко за полярный круг, а на юге опускаются до экватора. Протяженность материка с севера на юг достигает 8000 км, с запада на восток - в два раза больше - 16 000 км. Огромные размеры Евразии обусловили необычайное разнообразие и контрастность природных условий. Не случайно здесь расположены: полюс холода Северного полушария (Оймякон) и один из самых жарких районов мира (в Аравии), одно из самых засушливых мест (юг Аравийского полуострова - 44 мм в год) и самое влажное место планеты (Черрапунджи у подножия Гималаев - 12000 мм осадков в год), самая высокая вершина (г. Джомолунгма, или Эверест - 8848 м) и глубочайшая впадина суши (глубина котловины Мертвого моря достигает 405 м). Евразия омывается водами всех четырех океанов, расположена во всех климатических поясах и природных зонах (от арктических пустынь до влажных экваториальных лесов).
Береговая линия материка сильно расчленена, особенно его западная часть. На западе моря (Северное, Норвежское, Балтийское, Средиземное, Черное, Азовское и др.) и заливы (Бискайский и др.)
Учитель: Следующий вопрос Исследование материка и Центральной Азии, выступит с презентацией Бурматова Екатерина.
Родился 12 апреля 1839 года в деревне Кимборово в семье отставного поручика Михаила Кузьмича Пржевальского.
По окончанию в 1855 году курса в Смоленской гимназии Пржевальский определился в Москве унтер-офицером в Рязанский пехотный полк; получив офицерский чин, перешёл в Полоцкий полк, затем поступил в школу Генерального штаба. С 1867 года совершал экспедиции по Уссурийскому краю и Центральной Азии. Окончив обработку четвёртого путешествия, Пржевальский готовился к пятому. В 1888 году он двинулся через Самарканд к русско-китайской границе, где во время охоты в долине реки Кара-Балта, выпив речной воды, заразился брюшным тифом. По дороге в Каракол Пржевальский почувствовал себя плохо, а по прибытии в Каракол он совсем слёг. Через несколько дней он скончался. Похоронен на берегу озера Иссык-Куль. Выполняя последнюю волю покойного, место для его праха выбрали ровное, на восточном обрывистом берегу озера, между устьями рек Каракол и Карасу, в 12 км от города Каракол. Из-за твёрдости грунта могилу копали солдаты и казаки в течение двух дней; два гроба: один деревянный, а другой железный — для внешней стороны. В 1871 году Пржевальский предпринял первое путешествие в Центральную Азию. Из Пекина он двинулся к северному берегу озера Далайнор, потом, отдохнув в Калгане, исследовал хребты Сума-Ходи и Инь-Шань, а также течение Жёлтой реки (Хуанхэ), показав, что она не имеет разветвления, как думали прежде на основании китайских источников; пройдя через пустыню Ала-Шань и Алашанские горы, он вернулся в Калган, проделав за 10 месяцев путь в 3500 верст (около 3700 километров). В 1872 году он двинулся к озеру Куку-Нор, намереваясь проникнуть на Тибетское нагорье, затем через пустыню Цайдам он вышел к верховью Голубой реки (МУР-Усу). После неудачной попытки пройти Тибет, в 1873 году, через центральную часть Гоби Пржевальский возвращается в Кяхту через Ургу. Результатом путешествия стало сочинение «Монголия и страна тангутов». В течение трёх лет Пржевальский прошёл 11000 верст (около 11700 км).
Учитель: О нашем земляке Афанасии Никитине сделал презентацию Ишанкулов С.
Уч-ся – презентация о Афанасии Никитине.
Родился в семье крестьянина Никиты (таким образом, «Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). Совершил путешествие в 1468—1474 (датировка Л. С. Семёнова[1], ранее И. И. Срезневским датировалось 1466—1472 годами) по Персии, Индии и Турции; составил описание этого путешествия в книге «Хождение». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.
Памятник А. Никитину в Твери, (вид с противоположного берега Волги)
Никитин отправился в путь из Нижнего Новгорода, будучи в свите ширванского посла. Ограбленный астраханскими татарами в устье Волги, Никитин решил не возвращаться восвояси с пустыми руками, поскольку задолжал, и решил пробраться в Индию где надеялся выгодно продать жеребца, и, купив нужных на Руси товаров, возвратиться домой. Неизвестно, откуда он взял средства на последующее путешествие, так как Ширваншах не пожертвовал и двух монет, чтобы помочь пострадавшим от морских разбойников. Никитин пишет: «А я пошёл в Дербент, а из Дербента в Баку». Тяжело стало Никитину на чужой дальней стороне среди 84 вер: Наконец Никитин выбрал путь домой — через Персию и Трапезунд к Чёрному морю и далее в Кафу (Феодосию). До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском (на территории Великого княжества Литовского) осенью 1474 года. В 1475 году его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырёва, и текст её был внесён в Летописный свод 1489, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также сохранились записки Никитина в Троицком сборнике XV века. Текст, вошедший в летопись, подвергнут был сокращению; более полный текст (но сильнее отредактированный составителем) имеется в Троицком сборнике.
В новое время записки были обнаружены Н. М. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкого сборника. Карамзин опубликовал отрывки в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского». Полностью сочинение опубликовал П. М. Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи.
В 1955 в Калинине (ныне Тверь) был поставлен памятник Никитину (скульпторы С. М. Орлов, А. П. Завалов, архитектор Г. А. Захаров, бронза, гранит).
В 1958 году вышел фильм «Хождение за три моря» (производство киностудии Мосфильм), роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов.
Учитель: Ребята, о нашем земляке Афанасии Никитине много интересного можно найти в интернете. Заходите в кабинет географии за новыми знаниями. О других путешественниках узнайте самостоятельно.
Уч-ся – (заполняют таблицу во время презентации)
Ф.И.О путешественника Достижения и открытия
Н.М. Пржевальский (1839-1888) Исследовал Центральную Азию, открыл дикую лошадь, азиатского верблюда, собрал гербарий и коллекцию горных пород.
Афанасий Никитин Открыл путь в Индонезию.
Физ. Минутка:
Для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
И.п – сидя, руки вверх. 1-сжать кисти в кулак. 2- разжать кисти. Повторить 5-6 раз, затем руки опустиь вниз и потрясти кистями. Темп средний.
2) Для снятия утомления с туловища:
И.п- стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3- круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 – в другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 раза. Темп средний.
3) Для гимнастики глаз:
Крепко зажмурить глаза, считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 раза.
Учитель: Отдохнули, молодцы! Приступаем к практической работе. Наша цель: все географические объекты, находящиеся вокруг материка подписать на контурную карту. Проведем эту работу в форме соревнования « Самый быстрый и внимательный».
Уч-ся – работают самостоятельно с контурной картой и атласом.
Учитель: выбирает 2 ученика и дает индивидуальное задание.
ЗАДАНИЕ: кто быстрее из них найдет на материке самое, самый, самая…..
Уч-ся – высокие горы Гималаи
Большой полуостров Аравия,
Большая по S страна Россия,
Глубокое озеро Байкал,
Самый большой материк по S…
Называют и показывают на карте у доски.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Учитель: назвать самый большой материк на Земле
Уч-ся – Евразия.
Учитель: А чем он отличается от других материков?
Уч-ся – его омывают 4 океана, состоит из 2 частей света, он самый населенный, самый большой полуостров Аравия, самое глубокое озеро…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п.59, выполнить п,р(доделать контурную карту ), индивидуальное задание 2 учащимся: « Рельеф Евразии» и «Полезные ископаемые»
ИТОГ УРОКА:
Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока?
Уч-ся – Евразия. Географическое положение, исследования Центральной Азии. Практическая работа.
Учитель: Ребята, вам понравился или нет урок? Почему? Что бы хотели ещё включить в урок?
( Учитель объявляет оценки, выставляет в дневник.)
Учитель: БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК. ДО СВИДАНИЯ.
приложение 1.
Задания для групп.
Группа №1. Описание ГП Евразия(план на стр. 311 уч.
Группа №2 Найти крайние точки.
Группа №3 Игра «Вокруг света» Задания: совершить путешествие вокруг материка, определить сколько океанов и морей омывают территорию Евразии. Сделать вывод как изрезанна береговая линия материка.
Группа №4. «Климатические пояса» Выяснить, сколько климатических поясов на материке
Группа №5. Как материк Евразия расположен по отношению к другим материкам.