Урок производственного обучения по технологии механизированных работ на тему Трогание вождение трактора по прямой на I, II и III передачах и остановка в обозначенных местах
План урока.
Тема: Трогание и вождение трактора по прямой на I, II и III передачах и остановка в обозначенных местах.
Цель урока: Сформировать у студентов умения и навыки в плавном трогании с места, плавном переключении передач, торможение и остановка трактора.
Методы проведения: Беседа, рассказ, личный показ приемов, самостоятельная работа.
Материально-техническое оснащение: Колесный трактор ДТ-75, набор инструментов, заправочный инвентарь, оптирочный материал, планирующий материал, журнал по ТБ.
Место проведения: Учебный полигон
Ход урока.
1) Вводный инструктаж 20 мин
Сообщить тему и цель урока.
Изложение нового материала и показ приемов работы.
Инструктаж по технике безопасности.
Довести до сведения студентов маршрут движения.
2) Самостоятельная работа и текущий инструктаж 60 мин
Упражнения учащихтся.
Проведение Е.Т.О
Вождение трактора по заданному маршруту.
Выполнение операций по троганию трактора с места , по переключению передач, торможению и остановке.
Текущий инструктаж.
1. Наблюдение за выполнением задания.
2. Предупреждение и исправление ошибок.
3. Контроль за выполнением правил ТБ.
Заключительный инструктаж 10 мин
Анализ выполнения задания.
Сообщить оценки, комментирования
Задание на дом.
Трогание трактора с места и остановка его.
Мастер обязательно напоминает студентам, что приводить трактор в движение можно только после достаточного подогрева двигателя, т.е. при температуре воды в системе охлаждения не ниже 50 градусов, а давление масла 2,5-3,5 кгс/см кВ. При повышении температуры воды до 75 градусов жалюзи должны быть открытыми. Мастер объясняет и затем показывает технику трогания с места и остановки трактора.
Для трогания трактора с места необходимо проделать следующее.
Выжать до отказа педаль муфты сцепления, дать возможность валу муфты остановится ( сделать выдержку 15-20 с); включить требуемую передачу.
Включить передачу нужно плавно, без рывков; если шестерни сразу не входят в зацепление, рычаг переключения передач снова поставить в нейтральное положение, слегка отпустить педаль муфты сцепления, и вновь выжав сцепление, включить нужную передачу;
Увеличить подачу топлива, передвигая рычаг подачи топлива вниз, плавно отпустить педаль муфты сцепления. Трактор начинает двигаться. Выполняя эти действия, обучающийся должен наблюдать за дорогой, следить за показаниями контрольно измерительных приборов.
Для остановки трактора необходимо:
- Уменьшить подачу топлива;
- Выключить муфту сцепления (выжав педаль до отказа);
- Перевести рычаг перемены передач в нейтральное положение;
- Выключить муфту сцепления.
Обучающийся упражняется в трогании трактора с места и остановке его до полного усвоения последовательности.
Более длительное повторение данного вида упражнений не рекомендуется, так как студент может потерять интерес. Кроме того, при последующем обучении неоднократно приходится выполнять эту операцию, в результате происходит закрепление и совершенствование навыка.
Вождение трактора по прямой на I, II и III передачах и остановка в обозначенных местах.
Мастер объясняет и показывает технику вождения трактора по прямой (на ориентир) с переключением передач (I, II и III), останавливая для этого трактор в обозначенном месте.
Обучающийся выполняет данное упражнение на полигоне.
Мастер объясняет и демонстрирует технику вождения с переключением передач на ходу в восходящем порядке.
Для бесшумного переключения передач при переходе с низшей на высокую передачу используют прием двойного включения муфты сцепления.
Для этого необходимо:
- Дать разгон трактору (путем увеличения передачи топлива).
- Нажать на педаль сцепления, одновременно отпуская педаль подачи топлива (уменьшить подачу), перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение;
- Быстро отпустить педаль сцепления и сразу нажать на нее вторично, а затем включить высшую передачу.
Переход с высших передач на низшие осуществляется с помощью промежуточной подачи топлива.
Для этого необходимо:
- Выключить сцепление, отпустить педаль подачи топлива (уменьшить подачу);
- Перевести рычаг в нейтральное положение;
- Увеличить подачу топлива, включить сцепление; последующие включения передач в нисходящем порядке выполняется аналогично.
Длина участка полигона выбирается в соответствии с величинами оптимальных длин пробегов на одной и той же передаче. Оптимальной является длина пробега, обеспечивающая вхождение двигателя в состояние установленного режима на данной передаче. Такому режиму соответствует равномерное движение трактора. Преждевременная остановка с целью переключения передач вызывает неравномерную работу двигателя, повышенный износ его деталей. Для колесного трактора длина пробега выбирается равной 20-30м. Таким образом, минимальная общая длина участка выбирается равной 60м. После проезда участка мастер возвращает трактор в исходное положение.
Вождение трактора по прямой и с поворотами на I,II и III передачах.
Мастер объясняет и показывает приемы выполнения поворотов трактора в следующей последовательности:
- Произвольные повороты на право и налево;
- Повороты направо под углом в 90 градусов к направлению движения; отрабатываются в первую очередь, так как в правую сторону лучше обзорность;
- Повороты налево под углом 90градусов к направлению движения;
- Повороты под углом 180 градусов к направлению движения для следования в обратном направлении, без применения заднего хода – беспетлевой, петлевой, грушевидный.
- Повороты под углом 90-180 градусов, наиболее характерны для выполнения полевых работ.
Студент приступает к выполнению каждого из приемов непосредственно после показа его мастером и тренируется до без ошибочного действия. После выполнения тренировки по каждому из упражнений в отдельности следует перейти к комплексной тренировке, т.е. выполнению последовательно всех упражнений. В качестве контрольной целесообразно предложить задачу, которая не повторяла бы тренировочные упражнения:
движения по прямой (на ориентир) вдоль загонки;
перекрестно – петлевой поворот на поворотной полосе;
прямолинейный проезд загонки в обратном направлении;
Повороты отрабатывать на I, II и III передачах и различной крутизны. Во время выполнения поворотов не допускать остановок трактора. Приводить в движения рычаги можно только после трогания трактора с места.
Обучающийся во время вождения трактора должен внимательно следить за работой контрольно-измерительных приборов; прислушиваться к работе двигателя и трансмиссии с целью усвоения характера шумов и стуков (трактор должен быть исправным); изменять подачу топлива как рычагом так и педалью, чтобы научиться пользоваться ими.
Контрольное задание: Движение по прямой вдоль загонки с переключением передач по восходящей линии (с I до III) и нисходящей (с III до I); перекрестно-петлевой поворот на поворотной полосе, прямолинейный проезд загонки в обратном направлении, остановка трактора:
Нарушение правил безопасности при пуске двигателя и вождение трактора;
Нарушение техники вождения трактора;
Остановка дизельного трактора по вине студента;
Рывок при трогании с места;
Скрежет шестерен при переключении передач;
Несвоевременное изменение подачи топлива при трогании с места;
Нарушение последовательности включения передач;
Отклонение трактора от прямолинейного движения (на ориентир), заезд на ограничители при выполнении поворотов.
Домашнее задания:
Изучить правила техники безопасности при вождении трактора.