Сценарий литературно — музыкальной композиции России верные сыны.
Сценарий литературно-музыкальной композиции: «России – верные сыны».
1-в. Добрый день дорогие друзья!
2-в. Мы рады вас приветствовать на нашей литературно-музыкальной композиции, которая посвящена 66 – летию освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.
1-в. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему , что уменьшается в одном слове – Родина!
2-в. С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире складывается у ребенка представление о Родине. И чувство это прорастает как все большое из малого зернышка.
1-в. Этим зернышком в детстве, могла быть речушка, улица, дом в котором ты родился и вырос или, школа в которой прошли самые счастливые годы.
2-в. Школа многим людям она дала путевку в жизнь, научила их писать, читать, любить свою родину. Сегодняшняя композиция называется «России верные сыны».
(Выходит чтец)
Чтец: Что значит Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебя навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных
Потом пшеничные поля
От края и до края
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
Звучит песня : С чего начинается Родина.
Монтаж. 6 человек
Чтец Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только, что развернулась
В скверах ее сирень
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
И вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова……
(Звучит голос И. Левитана)
2-чтец Зловещим заревом, объятый
Грохочет длинный небосвод
Мои товарищи – солдаты
Идут вперед за взводом взвод
И от ромашек тонконожек
Мы оторвать не в силах глаз.
Для нас они, быть может
Цветут сейчас в последний раз.
3-чтец :Слепящий дым и пыль густая,
И зной нависший тяжело,
Над нами плыли нарастая,
Бойцам измученным назло
Горело все- цветы и клены
Былинки не было живой,
Вокруг кустарник запыленный
Шуршал обугленной листвой.
4- чтец: Направо глянешь дорогая
Пшеница гибнет на корню
Налево- нет конца и края
Просторам отданным огню
Земля, казалось, до предела
Была в огне накалена
И вся иссохшая, гудела:
«Да будет проклята война!»
5- чтец: Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и убивая все на своем пути. В смертельной схватке с врагом закалялась и крепла у советских воинов Любовь к родной Земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.
6- чтец: Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим.
Не отдадим прекрасную Россию,
НЕ отдадим!
5- чтец: Насмерть стояли защитники Отечества, защищая каждую пядь земли. В битвах с захватчиками звучало в сердцах бойцов чувство любви к Родине.
6 – чтец: От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой
Чтобы громить врага под эту песню
Защищая Родину собой.
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она
И счастье разбивает у людей
Любимых разлучая и друзей
Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая сама,
Что веру в разум убивает
И души пламенем отчаянья сжигает.
2-Чтец: Чем оправдать детей невинных муки
Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,
Надежд, ласкавших жизнь, крушенье
И мира варварское разрушенье
3–чтец: Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающие насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль . Всюду боль, грязь, ненависть и смерть. Все это и есть война.
4-чтец: Я познакомился с тобой , война. У меня на ладонях большие ссадины. В моей голове- шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебя беспрекословно?
Крик командира- беги, исполняй, оглушительно рявкай : «Есть», падай, ползи, засыпай на ходу.
Как многому я уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жаль.
5- чтец: Войны остаются в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый ее день был длиннее жизни.
6-Чтец: Проснемся, уснем ли - война, война.
Ночью ли, днем ли – война, война
Сжимает нам горло, лишает нас сна.
Путает имена
О чем ни подумай – война, война.
Наш спутник угрюмый – она одна.
Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней,
Тем горше с ней.
Ксения читает стихотворение
Сотни тысяч заживо сожженных
К нам взывают сквозь года
Загляните же в глаза тех обреченных,
Что ушли из жизни навсегда.
Как же перед ними оправдаться?
Как же объяснить, что вновь
Дети перестали улыбаться
И невинных рядом льется кровь?
Неужели память коротка так наша
И уже забыли все о том,
Как же крик предсмертный страшен
Дитя терзаемого палачом?
Звучит песня
Сцена-3: Выходят ведущие. На фоне слайдов они говорят.
Ведущий: Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война .1418 дней. Почти 27 миллионов человеческих жизней унесла она. Потоками крови и слез была омыта земля наша.
Ведущий : Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Мы должны с великим уважением относиться к тем людям, которые пережили войну.
Ведущий: Много сражений прошло за годы Великой Отечественной войны. Но для нашего города самым важным является битва за Воронеж.
- ведущий: Воронеж…! Родина. Любовь
Все это здесь соединилось.
В мой краткий век,
Что так суров.
Я принимаю, словно милость
Твоей листвы звенящий кров
Согрей меня скупою лаской,
Загладь печальные следы.
И приведи на мост Чернавский
К раскатам солнечной воды
1-в:22 июня 1941 года Воронеж был объявлен на военном положении.
Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР мобилизации в армию подлежали граждани родившиеся в 1905- 1918.
2-вед.: Охваченные патриотическим подъемом трудящиеся Воронежской области создавали отряды народного ополчения. Командиром добровольческого полка стал М. Е. Войцеховский,
Комиссаром ректор ВГУ Н. П. Латышев. Добровольческий полк прошел славный путь от Воронежа до Вены.
Вед. : В июне Воронеж стал подвергаться вражеским налетам, а 28 июня 1942 года началось наступление фашистов на Воронежском направлении.
Звучат раскаты орудий, взрывы, шум самолета.
Идет сцена в бомбоубежище.
Действующие лица: Оптимист, пессимист, профессор истории, две подружки комсомолки,
Старушка с внучкой.
Старушка: Уже какую неделю бомбят и бомбят наш Воронеж. Говорят немцы уже на подступах к городу. И чем все это закончится.
Профессор: Слышали, объявили мобилизацию, призываются все граждане с 1905 по 1918 год. Создан добровольческий полк. Командующим назначен М . Е. Войцеховский.
Пессимист: Вчера с немецкого самолета сбросили листовки. Я вот одну подобрал.
Профессор: И что же там написано.
Пессимист: Солдаты! За два года войны вся Европа склонилась перед вами. Ваши знамена прошелестели над городами Европы. Вам осталось взять Воронеж. Вот он перед вами. Возьмите его, заставьте склониться. Воронеж это конец войне. Воронеж это отдых. Вперед!»
Подружка с бантом: Ой ,что же теперь будет. Неужели немцы возьмут Воронеж. Они же нас всех расстреляют.
Подружка в косынке: Что за ерунду ты говоришь? А еще комсомолка. Как может наша доблестная Красная Армия сдать город.
Оптимист: Правильно говоришь девочка. Я слышал сообщение по радио, что на Волге начинается мощное контрнаступление советских войск. Не сегодня, завтра немцы капитулируют.
Профессор: Правильно говорите молодой человек. Немцам не удалось взять Березовую Рощу. А главное в руках советских войск остался плацдарм на правом берегу Воронежа в районе Чижовки. Я сам видел как на левом берегу происходит скопление советских войск.
Не пройдет и несколько дней как наши войска начнут наступление.
Пессимист: Где же они силы возьмут. Вы же сами сказали, что основное наступление будет на Волге.
Оптимист: Да вы посмотрите, как героически сражаются советские люди. Мой друг Костя Феоктистов регулярно переправляется на левый берег и сообщает советскому командованию сведения о расположении немцев в городе.
Девочка с бантом: Да немцы не могут долго продержаться в Воронеже. Они очень жестокие. Я сама ,видела как они расстреливали в песчаном логу раненых и больных людей. Они не могли сами идти , а они стреляли им в грудь. Это было ужасное зрелище.
Старушка: А что они сотворили с проспектом Революции, ведь ни одного целого дома нет. Кругом одни осколки от мин валяются, а то еще хуже бомбы не разорвавшиеся. Словом город разрушен полностью. И на душе у мня так тягостно.
Поэтесса: Не волнуйтесь. Бомбежка скоро закончится. А сейчас давайте я вам стихи почитаю.
Девушка в косынке: Конечно почитайте. Я всегда любила поэзию.
Поэтесса: На улице полночь Свеча догорает
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен! К переднему краю
Прорвется такая любовь
Девушка в косынке: Не волнуйтесь товарищи. Я видела, как в небе наши самолеты сражались с немецкими. Немецкие самолеты были сбиты. А ученик , нашей школы Георгий Шаталов один , закрывшись в своем танке прикрывал отход советских войск не давая немцам переправиться на наш берег. Я об этом сама прочитала в газете.
Профессор: Да , вы правы товарищи . Я думаю, что не сегодня, так завтра начнется контрнаступление советских войск и нам не придется больше прятаться по подвалам. А фашисты за свои злодеяния получат по заслугам.
Старушка: Ой вот кажется и бомбежка прекратилась. Можно идти домой.
Выходят ведущие:
1 ведущий: 212 дней и ночей шла битва за Воронеж. Стойкость и мужество наших солдат были поразительны. Бойцы стояли насмерть.
2 ведущий: В декабре 1942 года советские войска провели операцию «Малый Сатурн» в результате, которой, Воронеж был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков.
На сцену выбегают люди.
Профессор : Вы читали сводку совинформ бюро.
Пессимист: нет не читал .
Оптимист; Послушайте! 25 января Войска Воронежского фронта перейдя в наступление в районе Воронежа , опрокинули части немцев и полностью овладели городом Воронеж. Восточный берег реки дон в районе юго-западнее города очищен от немецко-фашистских захватчиков.
Все кричат УРА !!!
Профессор: Древние римляне говорили:- « Хочешь мира готовься к войне». А я так скажу «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его заново» Поэтому надо помнить героев той войны, чтобы она не повторилась.
Девочка с бантом: Да неисчислимые бедствия принесла война всему советскому народу.
Девочка в косынке; В одном только Воронеже было разрушено 43840 зданий, 1382 школы, 298 поликлиник. Город лежит в руинах.
Старушка: Миллионы советских людей погибли.
Имена которых мы будем помните вечно.
Звучит песня ; От героев былых времен.
Выходят ведущие.
Ведущий: Свыше 27 миллионов человек погибло в той войне. Язык цифр скуп. Но все же вслушайтесь и представьте…. Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания. То нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, это 40 с лишним лет поминальных мгновений.
Среди живых не осталось тогда ни одного человека, который не ведал горечи потери.
В книге памяти записаны имена учащихся нашей школы, которые ушли на фронт инее вернулись. Давайте вспомним некоторые имена.
Звучит музыка Аве Мария. Участники сцены уходят.
На сцену по одному выходят герои войны.
Катя Зеленко: Выпускница 5-й образцовой школы Екатерина Зеленко с первый дней войны участвовала в боевых действиях. По приказу командования в 1941 году была направлена с разведывательным заданием в район Сумы. Там в небе вступила в бой с тремя атаковавшими ее немецкими самолетами. Два из них были сбиты. Но самолет Зеленко был тоже подбит и рухнул на земле. Екатерине Зеленко посмертно присвоено звание героя Советского Союза.
Борис Толоконцев: В 1941 году закончил 5 –я образцовую школу, Ушел добровольцем на фронт.
Обучался в разведывательной школе. Готовился по специальности радист. Был заброшен в тыл к немцам. Во время высадки десанта был расстрелян в воздухе.
Братья Шаталовы. До войны Шаталовы жили большой и дружной семьей на улице Карла Маркса.
Когда началась война отец и дав брата Шаталовы ушли добровольцами на фронт.
Тоня Мельчикова; Тоня Мельчикова училась в 10 «Б» классе 5-й образцовой школы. В 1941 году закончила школу и ушла на фронт. Высокая, светловолосая , чрезвычайно общительная и озорная. Глаза детские и чрезвычайно наивные. Красивые редко бывают счастливыми. Тоня оставила свою мать и пошла сражаться за свою Родину. 1943 году во время налета немецкой авиации Тоня погибла.
Валентин Соковых: Мама Вали работала в 5-й образцовой школе учителем химии. Все ребята ему немного завидовали. Считали, что он хорошо учится благодаря своей маме. Но Валя не обижался на своих одноклассников. Когда, началась война- Валентина призвали на фронт. Он героически сражался и прошел со своей частью до Берлина. Погиб Соковых Валентин в 1945 году, в последние дни войны.
Костя Стецевич. Закончил 5-ю образцовую школу. Ушел добровольцем на фронт. Участвовал в бою в составе 193-стрелковой дивизии, которая удерживала натиск немецкой пехоты, 60 танков, 1700 самолетов. Стецевич подбивал танки из противотанкового пулемета. Когда кончились патроны, он взял две бутылки с зажигательной смесью и пошел навстречу танку. Но подбив немецкий танк герой был расстрелян из автомата фашистским пулеметчиком.
Участники стоят со свечами . По центру проходит девушка и читает стихи:
Чтобы снова на земной планета
Не повторялось той беды
Нам нужно
Чтобы наши дети
Об этом помнили.
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память- наша совесть
Она
Как сила нам нужна.
Почтим память павших героев минутой молчания. Прошу всех встать.
Звучит песня : Журавли.