Разработка уроков по русской литературе на тему А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»
Дата: _________________
Класс: ________________
Уроки № 46-47-48
Тема уроков: А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Значение мотива евангельской притчи. Герои произведения. Трагедия Вырина.
Цель:
Обучающая: изучить содержание повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», её сюжетно – композиционные особенности, охарактеризовать образы произведения, попытаться проникнуть в их внутренний мир, задуматься о вечных проблемах, поднятых в произведении.
Развивающая: развивать умения и навыки анализа текста, составления вопросов к характеристике образов, устного рассказывания, размышления.
Воспитательная: воспитывать уважение к родителям, сознательное отношение к библейским заповедям, ответственность за свои поступки, сочувствие к людям.
Тип урока: комбинированный; комплексный анализ текста.
Методы: наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.
Оборудование:
«Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.
Тема урока № 46: А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Значение мотива евангельской притчи.
Цели урока:
сопоставить евангельское решение темы «блудного сына» и Пушкинского переосмысления этой тематики;
совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов путём проникновения в художественную «ткань» произведений;
воспитание любви к родителям, способности признания своих ошибок.
…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Библия
ХОД УРОКА № 46
I. Организационный момент.
II. Этап осмысления.
1. Прослушивание песни про семью.
Какую роль играет эта музыкальная композиция на нашем уроке?
Выделите ключевое слово этой песни.
2. Задание классу.
Составить кластер: семья – это ….. (единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость интересов).Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей?
(Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.)
Какую притчу мы изучали о взаимоотношениях детей и родителей?
Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе – к повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина, проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с евангельской притчей и извлечем свои уроки нравственности. А сопровождать нас на этом уроке будут романсы на слова А.С.Пушкина из кинофильма Сергея Соловьева «Станционный смотритель».
III. Беседа по вопросам.
Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин). Индивидуальное домашнее задание. Давайте совершим экскурсию в единственный музей литературного героя, история возникновения которого занимательна и по сей день. (Сл.2-10).
Музей «Дом станционного смотрителя»
Путешествия по почтовым трактам становились для современников Пушкина настоящим событием, тему дороги можно встретить у Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. А.С. Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, не менее 13-ти раз бывал поэт и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести «Станционный смотритель» Пушкин дал от названия этой станции – древнерусского села Выра.
История Вырской почтовой станции берет свое начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. Типичная почтовая станция, отнесенная по «Табелям о рангах» к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей), она имела два корпуса: северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине. Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, пожарная каланча и колодец. Северный корпус станции служил также жилищем смотрителя, за ним и сохранилось название – «Дом станционного смотрителя». Полосатый верстовой столб с цифрами «69» на тракте официально зафиксировал расстояние до Петербурга.
«Дом станционного смотрителя» – первый в нашей стране музей литературного героя, где сделана попытка исторически достоверно воссоздать образ и подобие той обстановки, которую видел каждый, «входя в бедное его жилище», и которую описал Пушкин.
…Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечой, – вход на «чистую половину для приезжающих», интерьер которой воспроизводит «смиренную обитель» станционного смотрителя и его дочери. На стене при входе правила, указы и постановления: «Какому чину и по скольку выдавать лошадей», «О подорожных и сборе с оных». Здесь же расписание: «В какое время, и по скольку лошадей, и в какие экипажи запрягать должно».
В «красном» углу – стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, ящик для денег, чернильница с гусиным пером, две шнуровые книги.
Когда-то существовала злая эпиграмма, подчёркивающая ничтожное положение чиновника 14 класса: «Коллежский регистратор – чуть-чуть не губернатор».
А вот и комната за перегородкой. Убранство ее воссоздает светелку девушки: диван, сундук для приданого, столик для рукоделия с пяльцами; на комоде портреты отца, зеркало, а рядом – портрет Дуни.
Всюду – приметы «смиренной, но опрятной обители»: дорожные сундуки, чемоданы, «кровать с пестрой занавеской», на окнах «горшки с бальзамином», лубочные картинки – «История блудного сына»,– всё это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.Вы только что прослушали историю «Музея станционного смотрителя», она нам поможет ответить на вопрос: А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного смотрителя называет «диктатором». Какова жизнь смотрителя на самом деле? («…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергами человеческого рода»?) Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор?
Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?
Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?
Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват? На эти вопросы мы попытаемся ответить подробнее. Найдите самый яркий по эмоциональному накалу эпизод первой встречи Вырина и Минского. Прочитайте его выразительно. (стр. 220 «Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок»).
Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? («…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть…»)
Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца. (Происходит психологическая схватка между Минским и станционным смотрителем. Минский хотел купить свое благополучие и заглушить работу проснувшейся совести. Деньги, мятые и небрежно врученные смотрителю, оскорбляют его (Вырина) человеческое достоинство. Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение «маленький человек»). «Маленький человек» – это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.
Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)
Как живет его дочь в Петербурге? («Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”») (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)
Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе – контакта «глаза в глаза» не получилось…)
IV. Работа с евангельской притчей.
(Краткий поучительный иносказательный рассказ – притча.) Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников. (Напомним ее содержание…)
Составление таблицы. (Сл. 11).
Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Докажем это.
Притча История Дуни
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. 1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
2. Никто не ищет его. 2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации
3. Ведет разгульный образ жизни. 3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
4. Радостная встреча сына с отцом. 4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном. 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына. 6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.
V. Аналитическая работа (Сл. 12).
Прокомментируй картину А.В Венециана. Какой эпизод изображен на картине?
Почему Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как Рембрандт свою картину?
Кто оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь?
ей отец оказался счастливее: блудного сына или блудной дочери? Сравните историю отца блудного сына с историей Самсона Вырина.
История Самсона Вырина. История отца блудного сына.
Сам отправляет Дуню в поездку.
Разыскивает и оплакивает бедную дочь.
Живет в труде, а потом в нищете.
Терпит предательство от близкого человека.
Теряет всякий интерес и смысл жизни.
Не дожидается возвращения дочери.
Предпочитает свести счеты с жизнью.
VI. Беседа по просмотренному кинофильму. Кадры из фильма. (Сл. 13)
Получил ли ты удовольствие от просмотра кинофильма? А от чтения повести?
Совпадают ли твои представления о киногероях с образами, которые присутствуют в повести?
Озаглавьте каждый кадр в отдельности. К какому эпизоду он относится?
Помог ли фильм лучше понять драматическую историю Самсона Вырина?
Если была бы возможность обратиться к литературному или киногерою, что бы ты им сказал или написал?
VII. Итог урока.
Подведение итогов урока. Работа с эпиграфом. Уроки нравственности сегодня и в прошлом.
Итак, ребята, наш урок по изучению повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” подходит к концу. Давайте еще раз прочитаем наш эпиграф.
Откуда взяты строки нашего эпиграфа?
Как вы понимаете их смысл?
Давайте посмотрим на священное писание и выберем те высказывания, которые подходят нам в качестве выводов.
У святителя Тихона Задонского отдельно выделены в писании «Обязанности детей по отношению к родителям»:
Дети должны испытывать чувство благодарности к своим родителям за то, что они дали им жизнь и воспитали их.
Быть послушными.
Словом и делом показывать родителям своё почтение.
Наказания принимать от родителей как благо и не роптать на них, а, признавая свои ошибки, просить прощения.
В нужде и старости родителей питать и со всяким усердием служить им.
Детям, которые родителей своих не почитают, Господь законом своим определяет страшные казни.
Какие выводы мы можем вынести из этого произведения?
Главные сюжетные линии: дочь и отец.
Основной прием – противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить контрастность в судьбах героев. Почему же несчастен ее отец? Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житье. Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение – рассуждение на тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом».
УРОКИ № 47-48
Тема уроков: Герои произведения «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина.
Цель уроков: Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни.
Задачи:
Образовательные:
раскрыть идейно – художественное своеобразие повести;
совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами;
формировать навыки анализа художественного текста.
Развивающие:
развивать логическое мышление, аналитическое мышление учащихся;
совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;
развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к родителям;
воспитывать бережное отношение к слову;
воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.
Тип уроков: уроки анализа художественного произведения.
Методы: наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.
ХОД УРОКОВ № 47-48
I. Организационный момент.II. Проверка знаний учащихся.
1. Фронтальный опрос.
Творчество какого писателя мы изучаем?
Какую повесть прочитали на прошлом уроке?
С чего начинается повесть «Станционный смотритель»? (чтение фрагмента повести)
Что обозначало слово «Станция» во времена Пушкина? Кого называли станционным смотрителем? Что входило в его обязанности?
Обобщение
Что по вашему, тяжелее всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому описанию, которое дает Пушкин.(унижение, бесправие, беззащитность)
Обратите внимание на эпиграф. Как вы его понимаете? Находится ли он в соответствии с пушкинским описанием? Почему Пушкин использовал слова князя П. Вяземского? (Чина «губернский регистратор » нет горькая ирония автора)
2. Постановка темы, задач урока.
Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. На далекой станции, на почтовом тракте, умер с горя станционный смотритель Самсон Вырин. Кто виноват в этом Дуня или он сам? Сегодня и на следующем уроке нам предстоит ответить на этот и другие вопросы. Мы проведем анализ повести «Станционный смотритель», поговорим о художественных и композиционных особенностях произведения, проследим историю жизни главных героев повести. Выясним, в чем же заключается трагедия Самсона Вырина. Ответим на главный вопрос, какой нравственный урок даёт нам Пушкин?
III. Анализ художественного текста с использованием приемов развивающего обучения.
(сл. 2) Перед вами литография К.И.Кольмана «Завтрак путешественников на почтовой станции». Деревянный навес, выпряженные из дорожной кибитки лошади. Богатая дама сидит на бревне, перед нею — смотритель с женою уговаривают барыню отобедать; молодой офицер, явно желающий обратить на себя внимание. Все изображенное на картине — знак времени. Для путешественников почтовая станция — лишь очередная остановка в пути, где можно отдохнуть, выпить чаю, сменить лошадей, а для станционного смотрителя — дом, где живет его семья, растут дети...
(сл. 3) На пути из Петербурга в Москву третья почтовая станция – Выра. А.С. Пушкин 13 раз проезжал через эту станцию. Жители Выры уверены, что история, описанная Пушкиным в «Станционном смотрителе», произошла на их тракте, что фамилия Вырин происходит от названия места.
Понятие об образе «маленького человека» в литературе (сл. 4).
Эпиграфом к повести «Станционный смотритель» взяты слова Князя Вяземского
Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
Этими словами Пушкин хотел выразить иронию над своим героем. Несмотря на то, что данная повесть окрашена грустью, в ней есть ироничные моменты.
Во времена Пушкина, как вы знаете, основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель.
Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение «маленький человек»). «Маленький человек» — это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.
Работа со словом «диктатор».
— Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя?— Почему?
(«Диктатор» — правитель, пользующийся неограниченной вла¬стью. Вырин же слабый, робкий, бедный человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие.)Работа со значением имени героя: Самсон Вырин.
Здесь также мы видим иронию в имени главного героя: «маленький», бессильный человек назван именем библейского богатыря.
Герой Пушкина — ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется нам странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.
По существу, с Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы — темы «маленького человека».
(сл. 5-7) Самсон (в Библии) - древнееврейский богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленная филистимлянка Далила (Далида) остригла у спящего Самсона волосы и позвала филистимлянских воинов, которые ослепили его и заковали в цепи. В плену волосы у Самсона отросли; почувствовав былую силу, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне и Самсон.
Сила Самсона Вырина заключалась в его любви к собственной дочери. В начале повести Самсон – «бодрый мужчина», а теперь «хилый старик. Перед нами горькая история угасания одной разбитой жизни. Самсон – доблестный герой античного мира. Наш же Самсон Вырин – воплощение бессилия».
Чтение библейской притчи о Самсоне
Библейское повествование о Самсоне
Мальчик с детства владел необыкновенной силой. Когда он возмужал, то надумал жениться на филистимлянке. Сколько ему не напоминали его родители, что закон Моше (Моисея) запрещает жениться на идолопоклонницах, Самсон отвечал, что каждое правило имеет исключение, и женился на своей избраннице.
Однажды он пошел в город, где жила его жена. По дороге встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но Самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, как козленка.
Во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, Самсон загадал свадебным гостям загадку. Ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости не смогли отгадать и угрозами вынудили жену Самсона выпытать у того правильный ответ. Ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответ загадке и утром сообщила его своим соплеменникам. Самсону ничего не оставалось, как уплатить проигрыш. Для этого он пошел в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BD" \o "Ашкелон"Ашкелон, устроил драку с 30-ю филистимлянами, убил их, снял одежду и рассчитался за проигрыш. Был седьмой день свадебного пира. Тесть, не предупреждая Самсона, отдал его жену молодому парню, который был другом Самсона. И ответил им Самсон:
Теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им зло (Суд.15:3)
Он начал мстить всему филистимлянскому народу. Однажды он поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил лисиц на филистимские поля во время жатвы. Весь хлеб на полях сгорел. Сам Самсон скрылся в горах. Позже филистимляне, узнав о причине мести, пошли к тестю Самсона и сожгли его вместе с дочерью. Они посчитали, что это смягчит гнев Самсона. Но он заявил, что его месть направлена против всех филистимлян и эта месть только начинается. Вскоре Самсон "открыл охоту" на жителей Ашкелона. Весь этот гордый город боялся одного Самсона, боялся так, что никто не решался выходить из города, жители были так напуганы, словно город осадило могучее войско. Позже филистимляне, с целью прекратить этот террор, напали на владения соседнего колена Иудина.
Однажды к Самсону в его убежище в горах пришло три тысячи соплеменников. Евреи начали укорять Самсона, говоря, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать.
Ну что ж, — сказал Самсон,- свяжите мне руки сильно и отдайте меня нашим врагам. Таким образом они дадут вам покой. Только пообещайте, что не убьете меня.
Самсону связали руки крепкими веревками и вывели из ущелья, где он скрывался. Но когда подошли филистимляне, чтобы взять его, он напряг свои силы, разорвал веревки и убежал. Не имея при себе оружия, он по дороге поднял челюсть мертвого осла и убивал ею насмерть встречавшихся филистимлян:
Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек.
(Суд.15:15)
Вскоре Самсон заночевал в филистимском городе Газа. Жители узнали об этом, заперли городские ворота и решили рано утром поймать богатыря. Но Самсон, встав в полночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столбами и запорами отнес их на вершину горы напротив Хеврона.
Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле, обещавшей филистимским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.
И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его (Суд.16:19)
Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.
Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своё божество - Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем, волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже!» (Суд.16:28)
И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей
(Суд.16:30)
Работа над композиционными особенностями текста.
Аналитическая беседа
Определяем, что текст можно разделить на три части.
1 часть – встреча автора с Самсоном Выриным и его красавицей дочерью.
2 часть – рассказ Самсона Вырина о судьбе Дуни.
3 часть – литератор узнал о смерти станционного смотрителя и дальнейшей жизни его дочери.
Работа над текстом повести.
Ваша задача – внимательно вглядеться в текст, ищите меткие пушкинские характеристики, описания, разъяснения. Отвечайте на вопросы только пушкинским текстом.
Каким предстал Самсон Вырин перед автором в первой встрече? («Вижу как теперь , самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».)
Как выглядело жилище станционного смотрителя?
Как относился Самсон Вырин к дочери?
Какой была Дуня?
Счастлив ли Самсон Вырин? Почему жизнь «маленького человека» кажется ему счастливой?
Да, ребята, у них была семья
Ассоциация со словом «семья»
Делаем вывод:
Рядом со станционным смотрителем живет маленькое солнышко, которое преображает убогое жилище, есть любовь и преданность, что цены не имеет.
Давайте вспомним, что такое притча?
А что за история представлена в картинках, украшающих комнату?
Давайте эту историю пронаблюдаем в цитатах.
Запись тезисов по ходу беседы.
История блудного сына
1. «… Старик отпускает беспокойного юношу…»
2. «…изображено развратное поведение молодого человека…»
3. «…в лице раскаяние…»
«…в рубище пасет свиней и разделяет с ними трапезу…»
4.«…возвращается к отцу стоит на коленях…»
ТЕМА ИДЕЯ О чем? Чему учит? К чему призывает?
История блудного Всепрощение
сына родителями
своих детей
А что было под каждой картинкой?
Какая меткая пушкинская характеристика бросается в глаза?
Как вы думаете, для чего Пушкин ввел в сюжет повести «Притчу о блудном сыне»? Это как – то касается Дуни и ее отца? Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы).Образ Дуни отчетливее вырисовывается из ее дальнейшего поведения.
Какой поступок девушки нагнетает чувство тревоги? (Поцелуй)
Прошло три года. Судьба вновь забрасывает автора на забытую богом станцию.
Ищем цитаты ответы.
Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете?
(«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).
Как изменилось его жилище?
Чем вызваны были эти перемены? О Ком спросил автор Самсона?
Записи в тетради выход на понятие – антитеза.
Делаем вывод? Через три года рассказчик не узнал станционного смотрителя, потомучто солнышко его закатилось, жизнь потеряла смысл. Солнышко теперь освещает жизнь другого - молодого гусара, поклявшегося смотрителю, что Дуня будет счастливой. Давайте историю Дуни пронаблюдаем в цитатах.
Запись тезисов по ходу беседы.
История Дуни
«…Дуня со станции отправилась с гусаром…»
«…прекрасная барыня ехала в карете в шесть лошадей…»
«…одетая со всею роскошью моды…с нежностью смотрела на Минского»
«…легла здесь (на могилу отца) и лежала долго…»
(сл. 8) Перед вами репродукция Венециана «Дуня на могиле отца», а это репродукция с картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какая история производит более тяжкое впечатление и почему?
Делаем вывод: раскаяние Дуни более мучительное, ведь она застала вместо отца могилу, и некому было сказать: «Прости!».
Дочь вернулась слишком поздно. До конца жизни нести ей тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти. Дуня предала отца.
А как вы думаете, простил бы отец Дуню?
Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня? (Почитай отца своего и мать свою).
Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми – родителями).
Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (возможна дискуссия)
Найдите в повести «Станционный смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке. («Авось,- думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою»).
ТЕМА ИДЕЯ О чем? Чему учит? К чему призывает?
1.Судьба Самсона Вырина Сочувствие тем, кто угнетён и страдает
2. Любовь к детям Дети должны помнить своих родителей, помогать им и не бросать
3. Взаимоотношения
родителей и детей
План сравнения
1. Тема.
2.Основная мысль.
3. Авторство.
4. Развязка.
Похожи ли судьбы блудного сына и Дуни?
ДИАГРАММА ВЕННА
Притча о блудном сыне «Станционный смотритель» А.С.Пушкина
На первом месте
судьба Самсона Вырина.
Автор – Пушкин.
Невозможность встречи, покаяния и прощения.
Вырин сам отправляет Дуню из дома и сам же отправляется разыскать и вернуть ее. Дуня не вернулась, побывала только на могиле отца.
1. На первом плане история
блудного сына.
2. Нет автора. Уход из дома
3. Блудный сын вовремя детей. Идея
покаялся и получил всепрощения
прощение. родителями
4. Возвращение к отцу. своих детей.
ОБЩЕЕ
Синквейн (родительская) любовь.
Родительская любовь беспредельна. (сл. 9) Это мы видим на картинке Рембрандта. Блудный сын и Дуня поняли, что родительская любовь – это то, без чего нельзя жить на свете. Дуне можно что – либо исправить? (сл. 10)
Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (возможна дискуссия)
IV. Проверка правильности решения проблемы. Рефлексия.
Запишем в тетрадях: «Почитать родителей – это:
1. Любить их истинно и чистосердечно.
2. Говорить о родителях уважительно.
3. Вставать перед ними.
4. Стоять перед сидящими родителями.
5. Предоставлять им лучшее место.
6. Не перебивать родителей в разговоре и не говорить одновременно с ними.
7. Не начинать никакого дела без согласия на то родителей.
8. Не делать ничего, что может повредить доброму имени родителей и за что им будет стыдно.
V. Итог уроков.Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
Как вы думаете, актуально ли это произведение в наши дни?
Чем оно актуально? (прослушивание криминальной хроники по бродяжничеству)
Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?
Каким высказыванием вы бы закончили урок (высказывания на слайде):
(сл. 11) «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)
«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)
Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.
Проверочный тест по повести «Станционный смотритель»
1.К какому роду литературы относится произведение «Станционный смотритель»?
А) эпос;
Б) лирика;
В) драма.
2.В какой сборник входит «Станционный смотритель»?
А) повести Белкина;
Б) рассказы Стрелкина;
В) романы Пушкина.
3.Как звали главного героя?
А) Александр Минский;
Б) Самсон Вырин;
В) Савелий Лаптев.
4. О ком идёт речь?
«Человек лет 50-ти, свежий и бодрый, и его длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»?
А) рассказчик;
Б) Самсон Вырин;
В) ротмистр Минский.
5. Как звали дочь главного героя?
А) Маша;
Б) Дуня;
В) Татьяна.
Ответы: 1-А; 2-А; 3-Б; 4-Б; 5-Б.
VI. Домашнее задание.
1 вариант. Напишите рассказ – предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?».
2 вариант предполагает написание развёрнутого ответа на вопрос «Будет ли Дуня счастлива?».