Программа пришкольного оздоровительного лагеря


«Утверждаю»

Директор школы:
______________ С.Ф.Бунет

МБОУ Новоромановская СОШ





Программа
пришкольного оздоровительного лагеря «Я и планета»
на базе МБОУ Новоромановская СОШ


Название программы
МИР ВОКРУГ НАС
(направление деятельности - экологическое)






Автор-составитель:
Алгазина Н..В.- учитель начальных классов






с. Новороманово, 2013 г.



Паспорт программы.

Полное название программы
Программа по реализации летнего отдыха учащихся МБОУ «Новоромановская СОШ» «Я и планета»

Название проводящей организации
МБОУ «Новоромановская СОШ»

Срок реализации
18 дней

Направление программы
Экологическое

Авторы программы
Алгазина Н.В.

Цель программы
Реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятельности экологической направленности и формирование экологического сознания подрастающего поколения, экологической культуры.

Основные  задачи программы
-создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала, стимулирования самопознания и самовоспитания членов детской организации;
- воспитание эстетического отношения к миру, чувства любви к природе, роль которой в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе;
-воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой, стремления к гармонизации отношений личности с социоприродным окружением;
- формирование экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды, предполагающие заботу об её состоянии, рациональное использование природы в сочетании с любовью к каждому её проявлению; осознание экологической опасности, угрожающей здоровью людей в результате загрязнения окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов и формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде;
-воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности, практическому решению экологических проблем родного края;
-формирование гражданской позиции юного гражданина, реализация им своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своим близким, родному краю, Отечеству, планете Земля;
-воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.


Ожидаемые результаты реализации Программы
- совершенствование личности и раскрытие ее творческого потенциала;
- развитие личностных качеств: эстетического отношения к миру, к природе;
- гармонизация отношений личности с социоприродным окружением, понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- повышение экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды;
- умение находить решение по устранению экологических проблем родного края; умение реализовывать свои права и обязанности по отношению к самому себе, своим близким, родному краю, Отечеству, планете Земля;
- понимание и осознание ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.

Система организации контроля над исполнением программы
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря.




Пояснительная записка Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой, актуальной и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.
Несколько лет на базе нашей школы работает пришкольный оздоровительный лагерь, где учащиеся занимаются изучением среды территории своего хутора. По итогам исследовательской работы (изучение природного комплекса) выявлена экологическая проблема - потребительское отношение к природе, флоре. В решение данной проблемы включена работа школьного лагеря, где создаются условия для разностороннего воспитания - эстетического, этического, научного, а это главное условие для формирования экологической культуры. Учащиеся приобретают уникальный опыт, формируются информационные, коммуникативные и социальные компетенции; овладевают различными способами деятельности, приобретают активную жизненную позицию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что экологическое воспитание рассматривается сегодня как один из важнейших аспектов социализации личности, т.е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе.
Процесс социализации включает:
1.Формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон.
2. Развитие определённых оценочных суждений, норм и социально – значимых мотивов поведения.
3. Сформированность «критического мышления», умения предвидеть последствия своего поведения, действий, экологическая рефлексия.
Программа позволяет использовать для формирования экологической культуры наиболее благоприятный период жизни, охватывающий детские годы.
Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения природы. Понятно, что стихийно подобные знания не могут стать достоянием человека даже в том случае, если он располагает высоким уровнем воспитания и культуры. Тут необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным особенностям. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Программа рассчитана на учащихся 1-7 классов. Срок реализации программы 18дней 1 смены (июль) пришкольного оздоровительного лагеря на базе МБОУ Новоромановской СОШ 2012-2013 учебного года. Цель: реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятельности экологической направленности и формирование экологического сознания подрастающего поколения, экологической культуры.
Задачи:
-создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала, стимулирования самопознания и самовоспитания членов детской организации;
- воспитание эстетического отношения к миру, чувства любви к природе, роль которой в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе;
-воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой, стремления к гармонизации отношений личности с социоприродным окружением;
-формирование экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды, предполагающие заботу о её состоянии, рациональное использование природы в сочетании с любовью к каждому её проявлению, осознание экологической опасности, угрожающей здоровью людей в результате загрязнения окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов, и формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде;
-воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности, практическому решению экологических проблем родного края;
-формирование гражданской позиции юного гражданина, реализация им своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своим близким, родному краю, Отечеству, планете Земля;
-воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.
Программа экологической деятельности детской организации рассчитана на разновозрастные группы ребят.

Этапы реализации программы

 Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
-  издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-  разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей;
-   подготовка методического материала для работников лагеря;
 - отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей ;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (рабочая программа, план - сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).

Организационный этап
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
-    встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы;
- формирование органов самоуправления;
-  знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап
- реализация основной идеи смены;   
- вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел экологического направления;

Заключительный этап   
- подведение итогов смены;  
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Формы работы
Основными формами экологической работы в лагере являются: беседы (вступительные на эстетические и этические темы, связанные с охраной природы), инструктаж, консультации; экскурсии (краеведческие, природоведческие, музейные), природопознавательная прогулка, практические занятия, встречи на походном привале, экологические игры, природоохранные ритуалы и атрибуты, создание уголков охраны природы, выставки, демонстрация кинофильмов и видеофильмов, праздники природы, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера, интеллектуальные игры, конкурсы, проведение Дня друзей леса.





РЕЖИМ ДНЯ


Время


Мероприятия


8.30 – 8.45
Встреча детей.

8.45 – 9.00
Зарядка. «Минутки здоровья» (беседы).

9.00- 9.15
Утренняя линейка (объявление плана работы на день).

9.15 – 10.00
Завтрак.

10.00 – 13.00
«Твори! Выдумывай! Пробуй!» (занятия в кружках по интересам с воспитателями и педагогами школы, работниками дополнительного образования, подготовка и проведение творческих мероприятий, КТД, познавательные игры, праздники, беседы, экскурсии).

13.00 – 13.40
Обед.

13.40 – 14.10
Игры, конкурсы, соревнования.

14.00 – 14.30
Подведение итогов дня. Уборка лагерной комнаты. Операция «Уют». Уход детей домой



Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря:
- сформированность и эффективная работа органов ученического самоуправления как результат создания условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия ее творческого потенциала, стимулирования самопознания и самовоспитания;
- реализация проектов, эколого–агитационных выставок, декоративно – прикладного творчества;
- декларирование составленного перечня норм и правил взаимодействия личности с социоприродным окружением;
- применение навыков безопасной жизнедеятельности в целях поддержания экологического состояния окружающей среды;
- накопление опыта применения на практике умения находить решение по устранению экологических проблем через реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе, своим близким, родному краю, Отечеству, планете Земля;
- разработка и внедрение здоровье сберегающего режима дня и установление традиций здорового образа жизни;


Формами подведения итогов реализации программы являются:
- анкета на «входе» (стартовая), анкета на «выходе», антропометрические исследования детей, выставки фотографий, сочинений, рисунков о природе родного края, презентаций, сбор лекарственных трав нашего края











Основные программные мероприятия

Направление деятельности
ожидаемый результат

Мероприятия, направленные на экологическое просвещение:
проведение лекционных, практических учебных занятий, экскурсий, работа с научной и учебной литературой.

- усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися;
- формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу;
- развитие и расширение кругозора учащихся;
- формирование экологической культуры

Мероприятия, направленные на формирование трудовой практики:
проведение трудовых десантов на прилегающих к школе территориях.

- приобретение трудовых навыков, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.

Мероприятия, направленные на формирование здоровьесберегающих традиций:
Проведение утренней зарядки, физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр

- пропаганда и формирование здорового образа жизни;
- улучшение физического состояния учащихся;
- увеличение двигательной активности;
- укрепление физического здоровья детей

Мероприятия, направленные на реализацию эколого-агитационных проектов:
проведение конкурсов рисунков, плакатов, песен, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, поделок, сочинений.
- развитие творческих способностей учащихся;
- оформление композиций из природного материала;
- защита презентаций;
- использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях;
- издательство публикаций в местной газете



Календарный план работы лагерной смены.

День

Мероприятия


Первый день –

«Лето, здравствуй».


Организационное мероприятие-собрание
Операция «Уют», благоустройство и оформление лагерной комнаты.
Ярмарка идей» (обсуждение плана работы лагерной смены предложения и пожелания).
Праздничная программа, посвященная открытию лагерной смены « Сказка леса»
Конкурс рисунков на асфальте «Природа глазами детей »

Второй день –
«Друзья природы»
1. Минутки здоровья «Друзья Мойдодыра и
наши друзья»
2. «Друзья природы» - праздник посвящения в друзей природы.
3. Игра «расскажи мне о себе». Минутки здоровья «Мой вес и мой рост»
4.Знакомство с техникой безопасности (дорога, лес, водоем, территория лагеря )
5. Подвижные игры «Сказочные эстафеты»


Третий день –
«Я житель планеты Земля».

Минутки здоровья «Как попасть в страну здоровичков?».
2. «Я – житель планеты Земля» -день защиты окружающей среды, создание флага Земли из кусочков материи с рисунками и подписями в защиту планеты.
3.Конкурс рисунков и сочинений «Книги в моей жизни»
4. Концерт «Ромашка».

Четвертый день–
«В гостях у сказки»

Минутки здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге».
2. «В некотором царстве» - театрализованное представление на экологическую тему
3. «Экологическая сказка» - конкурс сочинений (растительный мир)
4.Игры на свежем воздухе
5.Выпуск экологической газеты.

Пятый день –
«В мире животных»

Минутки здоровья «Путешествие по Глазограду».
«Разнообразие животного мира»- экологический ликбез.
«Зов джунглей» - игра .
4.Музыкальные состязания «Я начну, вы продолжайте, хором дружно подпевайте»


Шестой день –

«День цветов»

Минутки здоровья «Первая помощь при небольших травмах».
«День цветов»- выставка букетов.
« Поле чудес»- интеллектуальная игра эколого-биологического содержания .
« Цветик – семицветик »- выпуск листовок


Седьмой день –
«День воды ».

Минутки здоровья «Путешествие по зубограду »
2.Познавательный конкурс, посвященный всемирному дню океанов «Вода, вода, кругом вода».
3.Игра. «Турнир вежливости»
4. Беседа «Чистая вода – основа жизни на Земле»

Восьмой день-
1. Малые Олимпийские игры «Да здравствует страна Спортландия!» .
2.Беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся».
3. Чемпионат лагеря по настольным играм.
4. Музыкальная программа «Минута славы»


Девятый день –
«В мире природы»

Минутки здоровья «Путешествие в страну Витаминию».
« Лучший знаток природы» - экологический турнир .
Экскурсия в сельскую библиотеку.
4. «Книга рекордов природы». Экскурсия «Разнообразие
лекарственных растений родного края»
5. Сбор лекарственных трав.


Десятый день –

« День здоровья»

Минутки здоровья «Спортивная разминка».
2. « Найди клад»- спортивно-экологическая игра.
3. «Быстрее, выше, сильнее!» - конкурс рисунков
4. « По законам сказки» - праздник для младших детей.


Одиннадцатый день –
«Мой край родной»

1.Минутки здоровья «Первая помощь при переломах».
2. « Люблю тебя, мой край родной!»- конкурс стихотворений.
3. Практическое занятие «Использование
лекарственных растений».
4.Конкурс поделок из
природного материала «Природа и фантазия».


Двенадцатый
день –
«Красная книга Алтайского края»

Минутки здоровья «Зеленая аптечка».
« В согласии с природой»- КВН
3.SOS-составление жалобной книги природы.
4.Конкурс рисунков на асфальте.
5. Просмотр презентации «Красная книга Алтайского края».

Тринадцатый день –
«День экологического творчества».

1.Минутки здоровья «Закаливание водой».
2.Спортивные состязания «Богатырские потехи»
3. Выпуск экологической газеты.
5.Просмотр мультфильмов.


Четырнадцатый день –
«День растений»
1.Беседа «Съедобные и ядовитые растения, ягоды и
грибы »
2. Березкин праздник «Троицыно утро».
3. Конкурс неоконченнного рассказа.
4. Игры наших бабушек и дедушек.

Пятнадцатый день –
«Иван Купала"
1. «Страничка народного календаря».
2. Праздник Ивана Купалы.
3. Рассказы Водяного. Рыбацкая викторина.

Шестнадцатый день –
«День птиц»
1.КВН «Наши пернатые друзья».
2.Игра «Загадочный калейдоскоп».
3. Операция «Птичкин дом».
4.Минутка тишины «О чем говорят птицы?».


Семнадцатый день-
«Экологический
светофор»

1.Викторина «Экологический светофор».
2. Беседа «Загрязнение окружающей среды и
экологические проблемы на Земле».
3 Экскурсия с элементами исследовательской работы «Оценка
загрязнения почвы».
4.Конкурс рисунков «Природа кричит SOS!».
5. Минутки здоровья «Закаливание».


Восемнадцатый день день –

«До свидания лагерь!».

1.Минутки здоровья «Мы веселые ребята».
2. «По дорогам войны»- экскурсия в школьный музей, возложение цветов к памятнику.
3. «До свидания лагерь»- торжественная линейка с подведением итогов, просмотр презентации «Лучший сезон!»
4. « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» -праздник, посвященный закрытию лагерной смены, награждение.









Методическое обеспечение программы
- наличие программы лагеря, плана-сетки; должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ Новоромановской СОШ ; проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены; подбор методических разработок в соответствии с планом работы; проведение ежедневных планёрок; разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов;
- для проведения занятий, мероприятий используется следующий методический материал: методические пособия Кулинич Г.Г. «Сценарии школьных праздников», «Внеклассные мероприятия», «Классный час», сборники Сухина И. Г. «Человек и природа», «Растения леса и луга», Жиренко О.Е. «Праздник – ожидаемое чудо», авторские разработки внеклассных мероприятий учителей МБОУ Новоромановской СОШ , практическое пособие «Воспитательная работа в школе»;справочники по подготовке к походам, экскурсиям; сборники игр, песен, ноты,иллюстрации, таблицы.
Ресурсное обеспечение программы: 1. Кадровое обеспечение.
Для успешной реализации программы в первую очередь необходимо кадровое обеспечение: - начальник лагеря, обеспечивающий общее руководство и отвечающий за организацию блок-программы;
- педагог-организатор, отвечающий за реализацию досуговой деятельности программы; - педагоги (вожатые, воспитатели), повара, физрук, медик.
2. Материальное обеспечение. Каждый работник лагеря должен четко знать и выполнять свои обязанности. В помещении, где находится лагерь, должны быть: столы, стулья ( по количеству детей), аптечка, канцелярские товары, настольные игры, детская литература, детские журналы. Привлечение к работе лагеря школьной и сельской библиотек.
3. Программно-методическое обеспечение:
- разработка программы и ее апробация;
- календарный план массовых мероприятий лагеря; - календарный план работы отрядов;
- привлечение к работе лагеря школьной и сельской библиотек
4. Технические средства:
- видео- и магнитофоны;
- телевизор-
- диски с муз. записями;
- видеокассеты;
- компьютер с проектором и интерактивной доской;
-цифровой фотоаппарат ;
5. Музыкальные инструменты:
6 Спортивное оборудование:
- мячи
- скакалки
- обручи
- кегли
- настольные игры






Литература:
  1.Анисимова Т.Б. 100 замечательных идей для детских праздников. / Т.Б. Анисимова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 . - 320 с. - (Мир вашего ребенка)
2. Балашова Т.Д.В помощь организатору детского оздоровительного лагеря./ Т.Д. Балашова - Москва – 2000.- 112 с.  
3.Бузырева Л.М. Копилка вожатских премудростей: Методическое пособие. /Л.М. Бузырева - Изд-во ЦГЛ, 2003. - 128 с.
4.. Григоренко Ю.Н. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и дома. / Ю.Н. Григоренко - «Кипарис»-1999.- 166 с.
5.Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
6.Газета: «Последний звонок» за 2000-2009 год.
7.Елжова Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах. /Н.В. Елжова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
8. Коган М.С. С игрой круглый год./ М.С. Коган - Сибирское университетское Издательство: Новосибирск, 2006. – 136 с.
9.Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе. / С.А.Кувватов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с. - (Мир вашего ребенка)
10.Никульников А.Н. Школьная площадка./ А.Н. Никульников-Новосибирск - 2006. – 187 с.
11.Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
12.Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения. Учебное пособие. / И.В.Руденко - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 128 с.
13. Сысоева М.С. Организация летнего отдыха детей./ М.С. Сысоева -  Москва – 1999. 14.Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико- Принт». 2007. – 136 с.
15. Соколова Л.Необычные праздники домаё в школе и во дворе./ Л. Соколова – Новосибирск, 2007. – 165 с.
16.Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. / С.В.Титов - Волгоград: Учитель, 2004. - 132 с.
17.Тимофеев Ю.Н.Игротека вожатого. / Автор-составитель Ю.Н.Тимофеев. - М., 2001.- 125 с.


Рисунок 54ђ Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6ђ Заголовок 715