Программа летнего оздоровительного лагеря Радуга твоих открытий

Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения Заболотновской общеобразовательной школы
«Георгиевская начальная общеобразовательная школа»
городского округа Сокольский, Нижегородской области


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник лагеря Директор школы:
Н.Ф.Ермакова А.К.Комаров _____________ ___________


















Автор программы:

Гусева Елена Михайловна, воспитатель
с. Георгиевское 2015 год


Оглавление

Содержание
Страницы

1
Титульный лист
1

2
Паспорт программы
2-4

3
Пояснительная записка
4-5

4
Этапы реализации программы
5-6

5
Механизм реализации программы
6-7

6
Участники программы
7

7
Цели и задачи
7-8

8
Принципы программы
8-9

9
Содержание деятельности
9-12

10
Организация взаимодействия
13

11
Условия реализации
14-15

12
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
16-19

13
План-сетка мероприятий
20-21

14
Мониторинг воспитательного процесса
22-27

15
Приложения
27

16
Список литературы
28




Программа летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Радуга твоих открытий»
филиала «Георгиевская начальная общеобразовательная школа»
городского округа Сокольский, Нижегородской области.

Паспорт программы

Структура программы
Содержание компонентов

Руководитель
Ермакова Наталья Федоровна-начальник лагеря

Разработчики
Ермакова Наталья Федоровна-начальник лагеря;
Гусева Елена Михайловна-воспитатель

Название и адрес образовательного учреждения
Филиал МКОУ Заболотновской ООШ
«Георгиевская начальная общеобразовательная школа»
с. Георгиевское, ул. Центральная, д.1, городского округа Сокольский, Нижегородской области

Возраст детей
от 7 до 10 лет

Продолжительность смены
14 дней

Количество детей в смене
11

Основание для разработки программы
Основное назначение программы заключается в организации единой образовательной среды, развития личности ребенка, приобретение им необходимых знаний, умений, навыков, жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.


Цель программы
Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развитие их творческого потенциала.

Основные задачи
- содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей;
- создание педагогической воспитательной среды;
- организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и прежде всего, активного общения с природой;
- развитие коммуникативных универсальных действий;
-профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.


Принципы
1. Принцип гуманных отношений.
2. Принцип сотрудничества ребёнка и взрослого.
3. Принцип демократичности.
4. Принцип дифференциации воспитания.
5. Принцип творческой индивидуальности .



Краткое содержание программы
Программа содержит:
- пакет нормативно-правовых документов;
- мероприятия, реализующие Программу;
- ожидаемые результаты и условия реализации;
- приложения.

Кадровые условия
Начальник лагеря , воспитатель, медицинский работник, обслуживающий персонал

Условия реализации
Лагерь организуется на базе филиала МКОУ Заболотновской школы «Георгиевская НОШ». Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный зал, технические средства, игровые комнаты, медицинский кабинет).

Ожидаемые результаты реализации программы
Сохранение и укрепление здоровья детей;
формирование мотивации здорового образа жизни;
обогащение социального опыта ребнка;
развитие индивидуальных, творческих способностей детей;
формирование новых знаний, умений, навыков;
повышение уровня физической подготовки, поддержка социально-незащищенных семей, укрепление дружбы между детьми.


Пояснительная записка.
Летний оздоровительный лагерь “Радуга твоих открытий” находится при филиале МКОУ Заболотновской ООШ «Георгиевская начальная общеобразовательная школа» Сокольского района, Нижегородской области.
   Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Да и не нужна здесь пышность фраз, когда частичка края, в котором ты родился и вырос, дает тебе силы. Драгоценной россыпью светятся солнечным блеском окна домов, чистой улыбкой встречают тебя миллионы цветов на клумбах... И все это - твоя родимая сторонка.
   Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.
    Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов  старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов.
   Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.
Жизнь человека – бесценное, уникальное явление во Вселенной. Человечество своей деятельностью и развитием привело в движение величайшие созидательные силы. Но прогресс науки и техники разработал  и гигантские средства разрушения, как мира, так и самого себя. Не случайно в третьем тысячелетии на первый план главным условием жизнеспособности любой страны выступает человеческий фактор.
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самореализации, творчества и самоуправления. Поэтому работа летнего школьного лагеря рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.
Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей.
Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
При определении названия программы - "Радуга твоих открытий "- мы руководствовались истинными и символическими значениями терминов "открытие " и "радуга". « Открытие» - это возможность совершать уникальные открытия в различных направлениях деятельности, создавать пространство, в котором каждый ребенок может реализовать себя в меру своих возможностей.
  Слово "Радуга" ассоциируется с цветами солнечного спектра, солнцем, теплом, радостью. Ведь в слове "РАДуга" есть частичка слова "РАДость".
Таким образом, данная программа направлена на создание условий, при которых каждый ребенок, получает радость от ежедневных открытий.
Именно в лагере самореализация каждого ребенка, осуществляется в приобщение его к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом, сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья. Именно это предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря.
Данная программа по своей направленности является комплексной,
т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап
   Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
   1.  Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке к летнему сезону;
   2.  Издание приказа по школе о проведении летнего оздоровительного лагеря;
3.  Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей;
   4. Подготовка методического материала для работников лагеря;
 5.  Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей ;
   6. Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, должностные обязанности, инструкции и т.д.).
Организационный этап
   Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
  1. Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских. организаторских и творческих способностей.
   2. Запуск программы.
3. Формирование органов самоуправления.
4. Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап
1. Реализация основной идеи смены.
   2. Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.
Заключительный этап
   1. Подведение итогов смены, диагностика результатов работы по программе.
   2. Выработка перспектив деятельности.
   3. Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Механизм реализации программы

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

1.Конвенцией ООН о правах ребёнка;
2.Конституцией Российской Федерации;
3. Законом РФ «Об образовании».

4. Приказ отдела образования администрации городского округа Сокольское от 10.04.2015г №134 «Об открытии лагерей с дневным пребыванием.
5. Приказ об организации летнего отдыха и занятости обучающихся;
6. Приказ о зачислении в лагерь с дневным пребыванием и формировании отрядов;
7. Заявления родителей (законных представителей) на имя руководителя ОУ о зачислении в лагерь дневного пребывания,
8. Должностные инструкции работников.
9. Договор с «ЦРБ городского округа Сокольское»
10. Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
11.Положением о лагере дневного пребывания.
12. Правилами внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
13. Правилами по технике безопасности, пожарной безопасности.
14.Инструкциями по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
15.Актом приемки лагеря.
16. Планом работы.


УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
1. Участниками программы « Радуга твоих открытий» лагеря дневного пребывания «Дружба» являются учащиеся филиала МКОУ Заболотновской ООШ «Георгиевская начальная общеобразовательная школа» Сокольского городского округа, педагогические работники, библиотекарь сельской библиотеки,
2. Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием «Радуга твоих открытий» - 7- 10 лет.
3. Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, оплаты путёвки в бухгалтерии школы.
4. Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
5. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в объеме возложенных на них обязанностей.

Цели и задачи программы
Цель: создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развитие их творческого потенциала, обретения каждым ребенком социально значимых качеств.

Задачи:
Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
Укрепление здоровья, закаливание организма детей;
Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);
Организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и, прежде всего, активного общения с природой.
Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагере;
Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.

Формы и методы работы

Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

Основные принципы организации летнего отдыха.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманных отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип сотрудничества ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
Активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Основное содержание программы по направлениям

Спортивно–оздоровительное направление
1 БЛОК «В здоровом теле - здоровый дух » осуществляется через:

1. вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
2. выработку и укрепление гигиенических навыков;
3. расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:


1. утренняя гимнастика (зарядка) на свежем воздухе под ритмичную музыку;
2. спортивные игры на спортивной площадке во дворе школы (футбол, волейбол);
3. подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Белые медведи», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Часики», «Вышибалы», «Цепи»;
4. эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Спортивная эстафета »);
5. поход;
6. часы здоровья;
7. закаливающие процедуры ;
8. солнечные ванны (ежедневно);
9. воздушные ванны (ежедневно).

В летнем оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом помещении. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.
В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью продолжает реализовываться программа «Здоровье», тесно сотрудничаем с фельдшером и специалистами из медицинских учреждений . Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка – основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах». Ежедневно проводится конкурс «Чистая тарелочка».
Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: закаливание, воздушные ванны, солнечные ванны. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит во дворе школы .
Художественно – эстетическое направление
2 БЛОК «Цветик - Семицветик» осуществляется через:
1. изобразительную деятельность (конкурсы рисунков «Мы за безопасное движение», «Наша школьная страна», «Лето – это », «Все обо всем», «Мой край родной»);
2. игровые творческие программы;
3. концерты;
4. праздники;
5. выставки рисунков отчетов «Мой лагерный день»

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсе «Мой лагерный день» дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.

Общественно-полезное направление
3 БЛОК   «Трудовой десант» осуществляется через:
1. выполнение трудовых обязанностей (дежурство в отряде, работа на школьной клумбе);
2. коллективные трудовые дела.
Работа направлена на развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.

Досуговое  направление
4 БЛОК   «Веселые ребята»  осуществляется через:
1. вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга;
2. организацию деятельности творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Научно-познавательное направление
5 БЛОК   «Умники и умницы» осуществляется через:
1. проведение интеллектуальных игр;
2. посещение музеев;
3. проведение тематических библиотечных часов;
4. игровая программа;
5. викторины, интеллектуальные марафоны;
6. организация игр «Что? Где? Когда?».
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа  направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
В отряде существует свой уголок, где размещены:
название отряда;
девиз отряда;
гимн отряда;
достижения отряда;
законы отряда;
поздравления;
численность (список отряда)
график дежурств;
режим дня.





















ФОК
Сокольское
библиотека

Дом
культуры
























Условия реализации программы

Мотивационное условие предусматривает:
 
Основное назначение деятельности заключается в организации единой образовательной среды развития личности ребенка, приобретение им необходимых знаний, умений, навыков, жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
Практическая воспитательная деятельность включает в себя:
Проектно- проблемный  тип деятельности.
1.     Проектно- ориентированная форма организации  деятельности ребенка.
2.     Развитие мотивации личности к познанию, приобретению жизненного опыта.
3.     Организацию и проведение занятий.
4.Проведение занятий по планам творческих секций.
5.Организацию и проведение совместных воспитательных мероприятий отрядов лагеря с учреждениями социума.
6.Выступление для родителей, воспитанников других оздоровительных лагерей.
Разнообразная деятельность делает пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Достаточно высокий уровень освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка выбранным делом, достижение результатов, поощрение. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна соответствовать индивидуальным возможностям ребенка.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, иногда негативного, стереотипа поведения.

Методическое и информационное обеспечение предусматривает:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами.
- проведение мероприятий в форме коллективных творческих дел;
- индивидуальная работа;
- деловые и ролевые игры.
Материально-технические условия предусматривают:

Финансовое обеспечение

1. Питание детей осуществляется за счет средств бюджета города и частично за счет родительских средств;
2. Досуговые мероприятия оплачиваются за счет родительских средств.
3. Канцелярские принадлежности для отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов частично за счет родительских средств.

Смета расходов
1.     Организация питания:

- обеспечение двухразового питания воспитанников – 11чел. x 90 руб x 14 дней = 13860 руб.
3 Организация оздоровительной и досуговой деятельности:
Выезд в музей, культурные центры.
- приобретение канцелярских принадлежностей.

При работе летнего оздоровительного лагеря используются:
Классные кабинеты;
Спортивный зал;
Спортивная площадка;
Библиотека;
Школьный музей;
Столовая;
Аппаратура: мультимедийная установка; музыкальный центр; магнитофоны;
-телевизор; видеомагнитофон; цифровой фотоаппарат;
Спортивный инвентарь;
Развивающие настольные игры;
Канцелярские товары;
Призовой фонд (олимпийский венок, призы, награды, грамоты, медали, сувениры);
Медицинская аптечка.

Педагогические условия.
1.     Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2.     Организация различных видов деятельности.
3.     Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4.     Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.

Ожидаемые результаты работы лагеря:
- воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к миру природы, культуре, традициям родного края.
- расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов;
- создание благоприятных условий для оздоровления детей;
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом, привитие навыков здорового образа жизни;
развитие лидерских и организаторских качеств, участвуя в деятельности лагеря, приобретение новых знаний во время бесед и интеллектуальных игр, в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов), развитие творческих способностей, участвуя в конкурсах рисунков и кружках творческого характера, детской самостоятельности;
- получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности;
- расширение социального опыта, пополнение жизни детей интересными социо- культурными событиями;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира;
- личностный рост участников смены.

Критерии эффективности реализации программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, но также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
В качестве критериев оценки эффективности и успешности реализации Программы применяется следующий инструментарий:
1. анкетирование;
2. экран настроения;
3. карта наблюдения за состоянием здоровья детей (школьный врач).

Показатели эффективности работы по программе:

1.Состояние здоровья детей, восстановление физических и психологических сил, укрепление детского организма. 
2.Уровень развития и саморегуляции. Дети должны обладать собственным оригинальным подходом к решению различных проблем, способны к адаптации в современном обществе, умению находить выход из экстремальных ситуаций. 
3.Социализация. В процессе деятельности, КТД, спортивных мероприятий, сотрудничестве с учреждениями микросоциума осуществляется усвоение и активное воспроизведение социального опыта.

В основу программы положены следующие идеи:

1.Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
2.Сохранение и укрепление собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.
3.Приобщение детей к социальному опыту, опыту сотрудничества с учреждениями дополнительного образования.
4.Разнообразная общественно-значимая досуговая деятельность, общение с природой, укрепление здоровья.
5. Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического, психического здоровья, умения адекватно вести себя в экстремальных ситуациях.



Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей позволяет создать условия для полноценного отдыха.

Режим дня

9-00 – 9-30 - Горн трубит: пора, пора! С добрым утром, детвора!
Эй, ребята, не ленись! На линейку становись! ( подъём государственного флага РФ, звучание Гимна. И тотчас же по порядку все ребята - на зарядку!
09-30 – 10-00 - Все за стол! Узнать пора, чем богаты повара. Завтрак.
10-00 – 11-30 - Кто куда: кто в поход, кто в цветник, на огород!
(отрядные дела)
Все сумеем сделать сами и сюрприз подарим маме, (кружковые занятия)
11-30 – 12-30 - Раз пришел веселый час, здесь играют все у нас.
(общие мероприятия)
12-30 – 13-00 - За столом серьезный вид, за обедом виден сразу наш ребячий аппетит. Обед.
13.00- 14.00 – Работа по программе.
14.00-14.30 – За собой всё убери, итоги подведи, а потом домой иди! День завершён.
Правила жизни в лагере

Лагерь – наш дом, мы – хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от самих себя.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Игра – это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще.




Законы лагеря.
Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье.
Закон «Чистота и красота» Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
Закон «Уважение» Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
Закон «Территория» Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Закон «Зелень» Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
Закон «Правая рука» Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.
Закон «Рука молчания» Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
Закон «За свой отряд» Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
Закон «00» Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон «Распорядок дня» Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы)
Закон «Мотор» Долой скуку!
Закон «Выносливость» Будь вынослив.
Закон «Дружба» Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Закон «Творчество» Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Главный закон «Все новое узнай и в лагерь передай».



План-сетка мероприятий
 01.06.2015
«Здравствуйте, это я!»
Утверждение правил поведения в лагере.
Рождение отрядов, (придумать эмблему, название, девиз). 
Минутки здоровья «Твой режим дня на каникулах»
Летний праздник «Когда мои друзья со мной»
Театрализованное представление «Как черные братья решили мир завоевать»
05.06.2015
Встреча с А. С. Пушкиным
«Сказочный мир Пушкина»
Конкурс рисунков «По страницам сказок» Минутки здоровья «Укусы насекомых»
«Ивашкины кармашки» Игры.
11.06. 2015
День России
Беседа «Я гражданин России»
Презентация «Государственные символы России»
Викторина «Две столицы»
Игры детей мира



18.06.2015
День ума и красоты.
Золушка лагеря.
Конкурс актерского мастерства.
«Наш славный рыцарь» - конкурсная программа для мальчиков.
Игра «Сладкое дерево»



02.06.2015
День Здоровья и спорта.
 Спортивно-исследовательская игра-путешествие.
«Ай да мы».
Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию»
Подготовка к открытию лагерной смены.
Подвижные игры на свежем воздухе.

 03.06.2015
День Волшебных сказок
Конкурс юных сказочников «Жили-были» (сочиняем сказки сами).
Интеллектуальная игра-путешествие «В гостях у сказки»
Минутки здоровья «Гигиена тела»
Веселые старты.
 
08.06. 2015
День Туриста.
«Как на речке на реке»
Игра «В поисках сокровищ»
Минутки здоровья «Зеленая аптечка»
Игровая программа на свежем воздухе «Веселый понедельник»




09.06. 2015
День безопасности. Разговор на острую тему:
 инструктажи по ПДД, ПЭБ, ППБ, антитерроризма
Путешествие по станциям «Школа безопасности».
КТД «Летний калейдоскоп»
Игры на свежем воздухе
15.06. 2015
День народных умельцев.
Мастер класс «Народные умельцы».
Презентация «Промыслы нижегородской области»
Развлекательная игра «Крестики нолики»
Игра «Стрелки»




16.06. 2015
День малых олимпийских игр.
Проведение «Малых олимпийских игр» .
Конкурс «Самый, самый, самый»
Минутки здоровья: «Друзья Мойдодыра и наше здоровье».
«Волшебная сила земли» КВН.
 
19.06.2015
До новых встреч, друзья!
Линейка «День памяти и скорби»
Презентация «Начало ВОв»
Минутки здоровья «Солнце, воздух  и вода наши лучшие друзья»
Закрытие лагерной смены: анкетирование, подведение итогов и награждение.

 04.06. 2015
День талантов
Открытие лагерной смены «Свистать всех на верх»
Конкурс художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты!».
3. Игры на свежем воздухе.

 10.06.2015
День путешествий.
Поездка в краеведческий музей и парк отдыха г.о.Сокольский, пожарную часть.
Викторина «Золотое кольцо России»

17.06. 2015
День юного эколога.
Экологическая сказка: «Природы жалобная книга»
Праздник цветов.
Конкурсная программа: «Удивительный мир животных»
«Экологический калейдоскоп» (игра-путешествие)
Спортивный турнир.


 







Мониторинг воспитательного процесса

Авторы: А. Н. Лутошкин Л. М. Фридман М. И. Рожков.

Приложение 1
Анкета
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1.Твои первые впечатления от лагеря?
Плохие
Хорошие
Не очень хорошие
Не очень плохие
Другое _____________________________
2.Что ты ждешь от лагеря?
Хорошего настроения
Весёлых игр
Познавательных занятий
Новых знакомств
Спортивных соревнований
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
3. В каких делах ты хочешь участвовать?
Спортивное направление
Художественно-прикладное
Начально-техническое направление
Трудовая деятельность
Познавательная деятельность
4. Что тебе нравиться делать?
Играть
Соревноваться
Принимать участие в выставках
Подготавливать задания для других детей
Заниматься декоративно-прикладным творчеством
5. Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Да
Нет
Не знаю
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Кто твои друзья в лагере?
- Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что _____________________________________
__________________________________________________________________
Я не хочу, чтобы __________________________________________________
__________________________________________________________________
Я хочу, чтобы _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Я боюсь, что ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Пожалуйста, напиши также:
Имя_______________________ Фамилия _____________________________
Приложение 2
МЕТОДИКА ОПРОСА
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
Приложение 3
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
3. У нас хорошие вожатые.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
4. Ко всем воспитателям в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
5. У меня есть любимый воспитателям в нашем лагере
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
Обработка полученных данных
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен
3 - согласен
2 - трудно сказать
1 - не согласен
0 - совершенно не согласен
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
Приложение 3
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
3. У нас хорошие вожатые.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
4. Ко всем воспитателям в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
5. У меня есть любимый воспитателям в нашем лагере
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
совершенно согласен
согласен
трудно сказать
не согласен
совершенно не согласен
Обработка полученных данных
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен
3 - согласен
2 - трудно сказать
1 - не согласен
0 - совершенно не согласен
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
Приложение 4
АНКЕТА (в конце смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующу* смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
- Закончи предложения:
Я рад, что__________________________________________________________
Мне жаль, что______________________________________________________
Я надеюсь, что_____________________________________________________
Твое имя, фамилия и автограф на память_______________________________
Приложение 5
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя.______________________________________________________
1. Самое яркое впечатление за эти дни у меня ...
2. Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось ...
3. Несколько слов о нашем отряде ...
4. Мои впечатления о лагере.





Эмоциональный настрой детей на последействие

Каждый ребенок индивидуально на отдельном листе продолжает фразу: "Когда я приеду домой, я обязательно расскажу самым близким мне людям, что лагерь - это:".
Затем все без исключения записки детей наклеиваются на большой лист ватмана. Полученный "сборник" - хороший повод для разговора на последнем огоньке.

Приложение 6

МОЛОДЕЦ


























Приложение 7

В завершении лагерного дня дети заполняют экран настроения, рисуя смайлики.

Ф.И.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14


















































































































Список литературы:
1.Мазепина Т.Б. «Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. – Феникс, 2002 –32с.
2.Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.
3.Иванова Л. «Забота об окружающей среде – забота о здоровье». Воспитание школьников № 10, 2003 г
4.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. Начальная школа, № 4, 1997 г
5.Маврина И. Художественная литература о природе
6.Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
7.Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
 
 








13PAGE \* MERGEFORMAT14415



Пожарная часть городского округа Сокольский



Сельская

Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей
«Радуга твоих открытий»



Районная детская библиотека


ФАП


Краеведческий музей


Дом
Культуры



Программа оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
« Радуга твоих открытий"
Arial BlackОрганизация взаимодействия летнего пришкольного
лагеря с дневным пребыванием детей
Arial BlackЉђ Заголовок 1Љђ Заголовок 2Љђ Заголовок 3Љђ Заголовок 4Љђ Заголовок 5Љђ Заголовок 6Љђ Заголовок 7Љђ Заголовок 8Љђ Заголовок 915