Мероприятие по теме Азбука правовой культуры
Мероприятие по теме "Азбука правовой культуры"
Цели:
Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.
В предлагаемой ниже игре участвуют три команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.
ХОД мероприятия
Сегодня наше мероприятие мы посвятим теме “Права ребенка”.
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.
Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.
Выступление учащихся
Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей.
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.
ученик: Только ты на свет родился
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.
ученик:
Очень трудно самому, жить на свете одному.Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.
ученик:
Есть еще такое право помнить, думать и творитьИ другим свои раздумья, если хочешь подарить.
ученик:
Если жар, все тело ломитИ совсем не до игры, то позвать врача на помощьТоже право детворы.
ученик:
Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой рукеПравом пользуюсь - учиться на родном мне языке.
ученик:
Подросла, взяла я книжки и пошла в седьмой я класс.В школу ходят все детишки - это право есть у нас.
ученик:
Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.Ты родился быть счастливым - Это право всем дано.
И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)
Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).
Права детей в России регулируются законами:
Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года. Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).Семейный кодекс РФ.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Федеральный закон об образовании.
Закон об основных гарантиях прав ребенка в ФРФ РРФ.
Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Практическая часть классного часа
Викторина:
Вопросы 1 тура КАПИТАНЫ-Вперед!!
Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?
Ответ: Союз, объединение.
Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.
Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.
Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
Главные защитники прав ребенка (родители)
Человек, защищающий интересы подсудимого в суде (АДВОКАТ)
Учреждение, которое занимается охраной порядка и безопасности граждан (ПОЛИЦИЯ)
Кара за совершенное преступление (НАКАЗАНИЕ)
То, что принадлежит лично человеку или его семье (ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ)
Опасное для общества деяние, нарушающее закон (ПРЕСТУПЛЕНИЕ)
Передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, нормы поведения (ТРАДИЦИЯ)
Предмет или обстоятельство, доказывающее чью – нибудь виновность в чем – либо (УЛИКА)
Специалист по правовым вопросам, по правоведению (ЮРИСТ)
Одинаковые права людей в обществе (РАВЕНСТВО)
Вопросы 2 тура. «Словесный портрет»
1. Его имя известно всему миру. Им восхищаются многие, особенно его друг. Он справился с огромной и ужасной собакой. Игра на скрипке подчеркивает его интеллигентность. Увлекается химией, имея собственную лабораторию, проводит опыты.
2. Мужчина 57 лет, но выглядит моложе. Невысокого роста, худощав. Политический деятель России, занимается горными лыжами, владеет боевыми единоборствами (самбо, дзюдо). Свободно изъясняется на немецком языке.
3 Молодой человек, прибывший из французской провинции в большой город, мечтающий покорить столицу доблестью и отвагой. Вооружён шпагой, прекрасно ею владеет. Одет в плащ, широкополую шляпу с пером, высокие сапоги. Передвигается на лошади.
4 Мужчина в самом расцвете лет. Хорошо упитанный. Особые приметы: кнопка на животе, пропеллер на спине. Проживает на крыше, не имея прописки.
Вопросы 3 тура. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намёк…»
Вы должны угадать название сказочного героя и название сказки. 2 балла за правильный ответ.
Команда №1
В какой сказке главный герой, несовершеннолетний, гуляя по берегу моря, нашёл сосуд. Нарушив технику безопасности при обнаружении неустановленных предметов, вскрыл данный сосуд. Его действия привели к несанкционированному появлению, в виде густого дыма, старейшего жителя Востока, который, обладая магическими способностями, может выполнить любое желания.
Команда №2
Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек («Колобок»).
Команда №3
В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё заканчивается благополучно? («Красная шапочка»).
Команда №1
В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк и семеро козлят»).
Команда №2
В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
Команда №3
Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его.
Команда №1
В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.
Команда №2
В этой сказке криминальная личность завладела жилищами двух братьев. Но братьям удалось укрыться в доме у своего младшего брата, дом которого был выстроен с соблюдением всех норм техники безопасности и строительства жилых помещений, благодаря чему братья сохранили жизнь и личную неприкосновенность.
Команда №3
В этой сказке управляющий развлекательным заведением эксплуатировал несовершеннолетних, жестоко обращался с животными. За свою противоправную деятельность он был наказан подростком, уклоняющимся от учёбы, мерой, не оговоренной в УК – лишение свободы передвижения. В это же время два мошенника обманным путём завладели капиталом, который подросток получил от отца на приобретение учебной литературы.
4 тур «Шкатулка».
Нужно угадать, что находиться в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходи к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.
* Вопрос команде «1»
У халифов он был желтым, у албанцев- без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел) слайд 36, 37
Вопрос команде «2»
В шкатулке находиться книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ) слайд 38.39
* Вопрос команде «3»
Во время «сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашей шкатулке находиться то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. (Соль). слайд 40,41
5 тур «В шутку о серьезном».
За отведенное время (5 минут) необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ получаете по 1 баллу.
Команды отвечают письменно: время, отводящееся на конкурсе, 5 минут, за каждый правильный ответ - 1 балл.
вопрос ответ
1 Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука». Черт побери2 У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Билета
3 Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»
4 Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Сорока
5 Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. Буратино
6 Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? Глеб Жиглов7 В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» Кавказская пленница
8 «Избави Бог и нас от этаких судей!»-восклицал
А. Крылов. Кто же был героем басни? Осел
9 Как появилось выражение: «Написано на лбу»? Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника
10 Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. Шапка
Вопросы 6 тура. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ» Слайд43
Распределить в два столбика права и обязанности школьника:
1 бесплатное образование
2 активность в приобретении знаний
3 уважать мнение всех учащихся и учителей
4 удобное рабочее место
5 посещать школу в предназначенное для этого время
6 защита личной собственности
7 посещение школьных мероприятий
8 не пропускать занятия без уважительных причин
9 вести себя корректно на переменах и уроках
10 деловое сотрудничество с учителем
11 соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
12 беречь школьное имущество
ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
ОТВЕТЫ:
ПРАВА: 1,2,4,6,7,10
ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12
Вывод по мероприятию часу:
Каждый человек на свете должен знать свои права.
Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!
Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК
Говори всегда правду.
Будь храбрым.
Не обманывай, не жульничай, не воруй.
Будь мужественным.
Оставайся честным и вежливым.
Учись работать с другими.
Уважай закон и права.
Держи свои слова.
Люби хорошо выполненную работу.
Уважай природу и окружающую среду.
Помогай больным и беспомощным.
Учись добиваться намеченной цели.
Учись работать в коллективе.
Встань на защиту прав человека.
Укрепляй дружбу между людьми.
Прислушивайся к чужому мнению.
Будь толерантным!!