Карикатура в изучении истории
1. Карикатура. Основные типы.2. Карикатура при характеристике культуры и быта; социальной истории; внешнеполитических тем.3. Задания при работе с карикатурами.4. Подрисуночные надписи. Эпиграммы. Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать). Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. 1.Карикатуры-иллюстрации, которые дополняют рассказ учителя и не требуют особой расшифровки, привлекаются в качестве примера Использование карикатур на уроке истории открывает большие возможности для развития методического творчества учителя. Ряд приемов использования карикатур способствует развитию творчества учеников (создание проблемной ситуации при помощи карикатуры, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание собственных карикатур учащимися). Главное в этой работе то, что школьники должны ухватить в карикатуре образное выражение основного содержания событий или явлений определенной эпохи.В процессе работы с карикатурой ученики переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. Применение публицистической графики в виде карикатур способствует формированию умения воспринимать и мгновенно оценивать данное средство, повышает их общую образовательную культуру, расширяет кругозор учащихся. В современном преподавании значительно расширился диапазон сатирических рисунков. В учебниках истории появились карикатуры на моды, быт людей, явления культуры. Так, в учебнике А.А. Преображенского, Б.А. Рыбакова «История Отечества» на с. 361 читателю предлагается карикатура на моды XVIII в. В учебнике Л.А. Кацвы, А.Л. Юрганова «История России XVI - XVIII вв.» на с. 378, 380, 384 также даны карикатуры XVIII века на моды того времени. Огромные прически, которые составляют половину человеческого роста, туго затянутые корсеты, женские детали туалета – все это дает увидеть карикатура.Учебнике А.Я. Юдовской «Мир в новое время» помещены карикатуры на женскую моду начала ХХ века. Женщины изображены в виде стройных грибов-поганок с огромными шляпами и тонкой фигурой-ножкой гриба. Такие сатирические рисунки можно использовать при изучении истории культуры и быта. В советский период времени, когда был СССР, наиболее актуальной представлялась сатира на социальные темы, а сейчас чаще используются карикатуры, посвященные внешней политике. Они наиболее популярны в школьных учебниках. Особенно это касается учебников по новой истории. В книге С.Н. Бурина по новой истории предлагается целая система карикатур по внешней политике. Это не случайно, так как в этом пособии пристальное внимание уделяется международным проблемам, идее мира и стабильности. К этим карикатурам можно добавить еще: История создания США История Востока: Китай, Индия, Япония Американские президенты Все карикатуры на эту тему можно поделить на три группы: отражающие планы сторон, противодействие и борьбу сторон, итоги решения международных вопросов и войн. В основном это карикатуры-иллюстрации и характеристики. Первый тип просто используется в рассказе и комментариях учителя. Примерами могут служить карикатуры: «Франция, вытесняемая Севером на Юг» – на решение Веронского конгресса Священного союза об интервенции французских войск в Испании; «Больной человек Европы» – на планы европейских держав по разделу Турции и другие. 2. Карикатуры-характеристики, которые подчеркивают определенные черты исторических явлений, вскрывают его политическую природу, его суть. Вторая характеристика требует разбор ее и беседы с учениками. Карикатуры-характеристики учитель использует для разбора и анализа. При этом внимание учащихся обращается на аллегории, художественные средства выражения международной проблемы. Древний мир. Римская империя. Царствование императора Нерона Древний мир. Греция. Философы и просветители. Диоген Такие карикатуры-характеристики есть также в учебнике А. Я. Юдовской «Новая история». Например, карикатура «Бисмарк выкачивает из Франции пять миллиардов франков контрибуции», карикатура на Т. Рузвельта «Дипломатия большой дубинки», на Вильгельма II, который бежит от африканских повстанцев, и другие. При работе с такими иллюстрациями необходимо разъяснение и разбор рисунков. Беседа при разборе карикатур возможна и на уроках по истории ХХ века.В экспериментальном учебнике М.А. Бойцова и И.С. Хромова «Послевоенное десятилетие» (М., 1998) приводятся карикатуры такого плана: «Черчилль заглядывает под железный занавес», «Доктрина Трумена», «Советская угроза», «НАТО». В задании к ним школьникам предлагается объяснить суть карикатур и разгадать смысл иронии.С данным типом карикатур полезными могут быть задания, сопоставляющие позиции СССР и социалистического лагеря с позициями западных держав на основе языка художников-карикатуристов. Возможно сочинение надписей к карикатурам, проведение интервью с художником-карикатуристом, спора 2 художников. Интересным представляется использование русского лубка на уроках по изучению культуры России IX - XVII вв Карикатуры-характеристики на социальные темы имеют разный смысл и соответственно этому разные методические приемы при использовании. В учебнике А.Я. Юдовской на с.270 республиканцы изображены в виде слона, а демократы в образе осла. Аллегории не случайны, так как эмблемами этих партий были именно эти животные. Эти карикатуры иллюстративные и легко воспринимаются учащимися. Другой тип карикатур демонстрирует влияние и мощь экономических структур. Так США изображается в образе «дядюшки Сэма», тресты изображены в роли толстого хозяина дома, который читает нравоучения ребенку, изображающему правительство США. Третий тип карикатур социального плана - это карикатуры с оценкой какого-либо явления или состояния общества. Примером могут служить карикатуры на буржуазные реформы 60 гг. в России. Карикатуры П. Куренкова середины XIX в. «Какие вам еще законы нужны?» и «Мое дело продвинулось?» показывают пороки судебной системы России. Школьникам предлагается задание по выявлению недостатков судебной системы. Так же организуется беседа о том, почему такое средство, как карикатура, было в то время орудием борьбы против этих недостатков.Карикатура-характеристика раскрывает суть явлений или отношений, как бы выступает в роли их оценки, которую можно предложить детям дать ее самостоятельно. Можно предложить определить на основании карикатуры политические и религиозные взгляды автора. 3. К данной классификации нужно добавить карикатуру-портрет, которая раскрывает образ исторического деятеля с негативной стороны. Демонстрацию такой карикатуры сопровождают метким высказыванием, кратким изречением (например, о Людовике XVI, о Сталине, о Бисмарке, о Гитлере, о Наполеоне). 4. Карикатура-символ, в которой степень обобщения исторического знания доводится до уровня определенного зрительного сигнала, эмблемы. Еще одним видом познавательных заданий с карикатурами является объяснение подрисуночных подписей. Например, школьникам предлагается объяснить подпись к известной карикатуре XVIII в., на которой изображены священник и дворянин, сидящие на шее у простолюдина. Подпись гласит: «Следует надеяться, что скоро эта игра закончится». Как наглядное продолжение этого выражения можно продемонстрировать продолжение этой карикатуры, где дворянин и священник сброшены с шеи простолюдином. Эпигра́мма (греч. επίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Эпиграммы писали уже Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича; сатирические эпиграммы, оригинальные и переложения, принадлежат А. Д. Кантемиру, во второй половине XVIII века — В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и другие поэты. У Н. М. Карамзина и его последователей (В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин) эпиграмма приобрела салонный характер и сблизилась с разновидностями альбомных стихов.Когда любовь без ног? Как надобно идтиОт друга милого, сказав ему: «Прости!» (Н. М. Карамзин. Ноги.)В XIX веке эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов первых трёх десятилетий XIX века — А. С. Пушкин, С. А. Соболевский, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский. А. С. Пушкину, например, принадлежат как сатирические эпиграммы (на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина, А. Н. Голицына), так и эпиграммы, продолжающие древнегреческую традицию («Движение», «Любопытный»). Полу-милорд, полу-купец,Полу-мудрец, полу-невежда,Полу-подлец, но есть надежда,Что будет полным наконец. (А. С. Пушкин. На М. С. Воронцова.)К середине XIX века эпиграмма традиционного типа отступает на второй план, сатирическая злободневная эпиграмма переживает подъём (В. С. Курочкин, Д. Д. Минаев, М. Л. Михайлов, Н. А. Некрасов). Эпиграммы писались многими другими выдающимися (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Апухтин) и второстепенными поэтами, единичные эпиграммы написаны некоторыми прозаиками (Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков).В советской поэзии к эпиграмме обращались В. В. Маяковский, Демьян Бедный, А. Г. Архангельский, С. Я. Маршак и многие другие поэты. Особой известностью пользовались эпиграммы актёра Валентина Гафта. Выполнила студентка исторического факультета группы 42Губина Екатерина Юрьевна