Поурочный план по литературе Олжас Сулейменов (Волчата)
Утверждаю
Зам. директора_________
10.04.2014г.
Открытый урок. Литература 8 класс
Тема: Олжас Сулейменов.
Цели урока:
познакомить с стихотворением О. Сулейменова, «Волчата», с жизнью и творчеством самого поэта продолжить процесс изучения и освоения литературных текстов;
- создать благоприятные условия для развития мыслительной деятельности при анализе, синтезе, структурировании информации;
- воспитывать свободно и критически мыслящую личность, коммуникативность в групповом взаимодействии; формирование нравственных качеств;
Методы и приемы: опрос домашнего задания - «мозговой штурм»; стратегия «направленное чтение»; выразительное чтение; анализ стихотворения; кластер; эссе.Оборудование: презентация жизни и творчества HYPERLINK "http://hl.mailru.su/mcached?c=19-1%3A499-2&qurl=http%3A//45minut.kz/%3Fp%3D59698&q=%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D1%81%20%D1%81%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE&r=5339065&fr=webhsm"Олжаса Сулейменова.
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Кто сегодня дежурный?
- Я рада вас видеть, и надеюсь, что наш открытый урок будет для вас интересен. Сегодня мы работаем в группах, каждая группа будет оценивать работу соседней группы по оценочным листам.
Тема сегодняшнего урока: Олжас Сулейменов и его стихотворения «Волчата», узнаем о жизни поэта, научимся читать, анализировать его стихотворение; обсуждать проблему, поднимаемую в нем.
Мы сейчас работаем над изучением интереснейшего раздела учебника – «Человек и природа». Первое произведение из этого раздела – это отрывки из романа «Плаха» Ч. Айтматова.
II. Актуализация знаний
Слово учителя.
Роман Плаха поднимает актуальные проблемы современности – это бесспорно.
“Плаха” - многоплановое, очень сложное произведение, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Главная тема романа - противостояние человека и природы, о трагическом столкновении человека и природы. С необыкновенной яркостью Айтматов сумел передать свои переживания, свою боль и радость, изображая удивительный мир, живущий по своим законам природы, и человека, который варварски относится к этому миру.
Происходит трагедия, в которой Бостон, герой романа, не виноват, а расплачиваться – ему. Он восходит на свою плаху.
Мы изучили только три главы романа (и то они даны в сокращении). Проведем литературную викторину в форме игры «Литературный хоккей» по прочитанным главам этого романа.
Литературный хоккей: 1 гр.
Как называется роман Ч. Айтматова, где он рассказывает о волчице Акбаре?
Как называли люди волчицу и ее волка?
Что вы узнали о жизни волчьей семьи?
Кому жаловалась Акбара на свою горемычную судьбу и о чем просила?
Почему волчица прибежала, несмотря на поджидавшие ее опасности, в свое старое логово?
2 гр.
Какими человеческими качествами наделяет автор волчицу Акбару?
Что вы узнали о семье Бостона?
Куда семья Бостона собиралось выехать на лето?
Почему Акбара решилась близко подойти к человеческому жилью?
Что испытала Акбара от встречи с человеческим дитем?
3 гр.
Какая трагедия произошла в погоне за Акбарой ?Как автор передает горе Бостона? Как вы думаете, что чувствовала Акбара, потеряв своих детенышей?
На что решился Бостон в отчаянии?
Почему Бостон свой поступок считает концом света, катастрофой?
В финале произведения появляется конь? Без узды. Что символизирует этот образ?
4 гр.
Где и когда родился Ч. Айтматов? Что вы узнали о его семье?
Какие проблемы поднимает автор в известной вам повести «Белый пароход»?
Что такое плаха? Почему автор так назвал свой роман?
Можете ли вы привести примеры из литературы, из жизни в защиту волков?
Какие примеры губительного, разрушающего влияния человека на природу вы можете привести?
IV. Знакомство с жизнью и творчеством О. Сулейменова. Сообщение ученика, подготовившего презентацию (опережающее задание).
Слово учителя: А с жизнью и творчеством О. Сулейменовой познакомит Турарова Айшуак по презентацию.
Олжас Омарович Сулейменов родился 18 мая 1936, в Алма-Ате в семье Омархана Сулейменулы прямого потомка Олжабай батыра, офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Позже Лев Гумилёв сообщил Олжасу, что сидел с его отцом в норильском лагере, где того расстреляли.
Окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году, инженер-геолог. Последние годы учёбы совмещал с работой в геологоразведочных партиях.
Литературной работой занялся в 1955 году.
В 1959 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького в Москве на отделение поэтического перевода, который окончил в 1961 году.
В 1962—1971 литературный сотрудник газеты «Казахстанская правда», главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», заведующий отделом журналистики в журнале «Простор». 1971—1981 секретарь правления Союза писателей Казахстана,
С 1972 года председатель Казахского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки, стал одним из инициаторов и организаторов проведения в Алма-Ате 5-й конференции писателей стран Азии и Африки (1975).
С начала 70-х и до конца 80-х заместитель Председателя Советского комитета по связям со странами Азии и Африки.
В 1975 году издал литературоведческую книгу «Аз и Я. Книга благонамеренного читателя», получившую резко отрицательный резонанс в Москве, книга была запрещена, автор 8 лет не издавался и практически перестал писать стихи.
Невада - Семипалатинск - антиядерное движение, организованное знаменитым общественным деятелем Казахстана Олжасом Сулейменовым 28февраля 1989года.
История движения
За несколько дней до фактической организации движения на Семипалатинском ядерном полигоне произошла утечка радиоактивных газов. Олжас Сулейменов, считающийся в Казахстане духовным основоположником национал-патриотического движения, в то время являлся депутатом верховного совета КазССР (до этого первым секретарем Правления Союза писателей Казахстана), поставил вопрос о приостановке деятельности полигона. 28 февраля возле здания Союза писателей Казахстана собрались тысячи людей (многие из них ранее уже участвовали в декабрьских событиях 1986года) с протестами. С этого момента начался отсчёт истории движения «Невада - Семипалатинск».
Слово учителя:
- Что узнали о жизни и творчество Олжаса Сулейменовой?
V. Знакомство со стихотворение «Волчата»
Слово учителя: У Олжаса Сулейменовы есть много замечательных стихотворений, среди них стихотворение «Волчата». Предлагаю вам прослушать стихотворение в прочтении самого автора.
Олжас Сулейменов- Волчата
Шёл человек. Шёл степью, долго, долго. Куда? Зачем? Нам это не узнать. В густой лощине он увидел волка, Верней, волчицу, А, точнее, мать...Она лежала в зарослях полыни, Откинув лапы и оскалив пасть. Из горла перехваченного плыла Толчками кровь, густая, словно грязь. Кем? Кем? Волком? Охотничьими псами? Слепым волчатам это не узнать. Они, толкаясь и ворча, сосали Большую неподатливую мать. Голодные волчата позабыли, Как властно пахнет в зарослях укроп. Они, прижавшись к маме, жадно пили Густую холодеющую кровь. С глотками в них входила жажда мести. Кому? Любому. Лишь бы не простить. И будут мстить В отдельности, Не вместе. А встретятся - Друг другу будут мстить. И человек пошёл своей дорогой. Куда?.. Зачем?.. Нам это не узнать. Он был волчатник, Но волчат не тронул, Ребят уже не защищала мать…
VI. Работа с текстом стих «Волчата», анализ поэтического текста,
1) Направленное чтение
Учитель: А теперь попробуем прочитать стихотворение сами, чтобы усвоить его содержание. Будем читать с несколькими перерывами, останавливаться, обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы.
Словарь
полынь – емшан, жусан
лощина – алқап
волчица – самка волка
волчонок – детеныш волка
волчатник – специалист по охоте на волков
пасть – рот зверя
месть, мстить – кек алу
Чтение отрывка
Шел человек,
Шел степью долго-долго.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
- Как вы думаете куда шел человек?
Чтение отрывка
В густой лощине он увидел волка,
Верней волчицу,
А вернее мать.
- Что произойдет дальше?
Чтение отрывка
Она лежала в зарослях полыни,
Откинув лапы и оскалив пасть,
Из горла перехваченного плыла
Толчками кровь,
Густая, словно грязь.
Кем? Кем? Волком? Охотничьими псами?
- Как вы думаете, что произошло с волчицей?
Чтение отрывка
Слепым волчатам это не узнать,
Они, толкаясь и ворча, сосали
Так странно неподатливую мать.
Они, прижавшись к ранам , жадно пили
Густую, холодеющую кровь.
И вместе с ней вливалась жажда мести,
Кому?
Любому, лишь бы не простить.
И будут мстить,
В отдельности и вместе.
А встретятся- друг другу будут мстить.
- Как вы думаете, что сделал человек с волчатами?
Чтение отрывка
И человек пошел своей дорогой.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
Он был волчатник,
Но волчат не тронул-
Волчат уже
Не защищала мать…
- Какую роль играет человек в данном произведении?
2) Анализ стихотворения.
Теперь, когда мы знаем содержание стихотворения, мы сможем ответить на следующие вопросы:
Что лежит в основе стихотворение? В основе стихотворения «Волчата» О. Сулейменова лежит эпизод: шел человек степью, увидел волчат, которые, прижавшись к ранам, сосали жадно так странно неподатливую мать.
Какие художественные средства помогают ему выразить мысль о том, что нарушено равновесие в природе? Нарушено равновесие в природе. Это мысль выражена скупыми художественными средствами. В стихотворении преобладают обычные слова.
К какому выводу приходит читатель? О. Сулейменов в своем стихотворении еще только предупреждает нас о том, что вместе с густой холодеющей кровью в волчат вливается жажда мести.
О чем предупреждает автор? Хотя в произведении нет излюбленных национально-поэтических образов, в нем ярко выражено народное мироощущение: нельзя бессмысленно причинять зло окружавшей нас природе.
Художественно-изобразительные средства языка.
Слова, обозначающие «природную» лексику: степь, волчица, заросли полыни.
Эпитеты: густая кровь, так странно неподатливую мать.
Сравнение: кровь густая, словно грязь.
Краткие повествовательные предложения: Шел человек, шел степью долго – долго. И человек пошел своей дорогой.
Риторические вопросы: Куда? Зачем? Кому?
Деепричастные обороты, придающие динамичность: откинув лапы и оскалив пасть; они, толкаясь и ворча; они, прижавшись к ранам.
Учитель: Какие чувства вы испытали, читая это стихотворение? (жалость, милость, добросать)
Да, но еще большей жалостью к волкам состраданием проникаешься, слушая песню на стихи О. Сулейменова «Волчата». Какой замечательный клип снят к этой песне. Давайте послушаем.
VII. Образ волка в устном народном творчестве и художественный литературе.
Прочитанные наш отрывки из романа «Плах» Ч. Айтматова и «Волчата» О. Сулейменов объединены общей темой «Человек и природа», героем которых является волк. - Какой он волк? Образную характеристику ему, дает народ в пословицах и поговорках о нем. Распределите пословицы ( на слайде) о волке на 2 группы, выражающих отношение к волку.
Положительное отношение Отрицательное отношение
Волка ноги кормят.
Полно шутить, сказал волк капкану, отпусти лапу-ту.
Сытый волк смирнее завистливого человека.
Қасқыр да жолдасына қас қылмайды.
Қасқыр байлағанға көнбиді.
С волками жить, по-волчьи выть.
Қасқырдың ауызы жесе де қан, жемесе де қан.
Сколько волка ни корми, он все в лес глядит.
Қасқырдың ойлағаны — арамдық.Қойдың ойлағаны — амандық.
Волка на собак в помощь не зови.
Волк и каждый год линяет, да обычая не меняет.
Волка ноги кормят.
С волками жить, по-волчьи выть.
Волка в пастухи поставить.
Қасқырдың ауызы жесе де қан, жемесе де қан.
Сколько волка ни корми, он все в лес глядит.
Қасқырдың ойлағаны — арамдық.Қойдың ойлағаны — амандық.
Полно шутить, сказал волк капкану, отпусти лапу-ту.
Волка на собак в помощь не зови.
Волк и каждый год линяет, да обычая не меняет.
Сытый волк смирнее завистливого человека.
Қасқыр да жолдасына қас қылмайды.
Қасқыр байлағанға көнбиді.
Задание: Составьте кластер «Образ волка» (отрицательные и положительные качества)
Положительный образ: заботливый, внимательный, думает о потомстве, заботится о старых волках, в сказках помогает человеку, сильный, умный, ловки. Отрицательный образ: мстительный злобный жестокий злой хищник
VIII. Обобщение по теме урока.
Учитель: Человек вершина природы, но природа ее подножье. Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает самого себя. Дети природы в борьбе за выживание не жалеют друг друга. Живите с чувством любви к природе, к людям, к родным местам.
И в заключение урока прослушайте еще одно напоминания о том, что жизнь наша зависит от человека, но и сохранение природы тоже в руках человека. ( с 16 упр. 4. Русский язык).Защита кластера. Выступление групп.
IV. Подведение итогов. Комментирование оценок.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть
Напишите эссе: 1-2 группа; « Волк – злой хищник»
3-4 группа; «Волк – часть природы»