Поурочные планы по предмету Познание мира, 2 четверть
СабаK/ Урок: 19 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Облака и туман. Дожди и ливни. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: ; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь, умение делать выводы; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к воде. Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карта РК, таблица ЗХУ, видеоролик «Всё о воде»
Ход урока: I.Тренинг «Подари хорошее настроение» II.Позитивный ролик «Дружба – это не работа» III.Проверка домашнего задания. 1.
IV. Работа по теме урока
VII. СабаKты Kорытындылау / Итог урока.
VIII. ^йге тапсырма беру/Домашнее задание. Упражнение 228
IX. Рефлексия.
- Какое задание больше всего понравилось? С каким настроением уходим с урока?
Оцени урок..
СабаK/ Урок: 20 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Охрана воды. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: ; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь, умение делать выводы; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к воде. Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карта РК, таблица ЗХУ, видеоролик «Всё о воде»
Ход урока: I.Тренинг «Подари хорошее настроение» II.Позитивный ролик «Дружба – это не работа» III.Проверка домашнего задания. 1.
IV. Работа по теме урока
СабаK/ Урок: 21 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Понятие о полезных ископаемых. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: ; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь, умение делать выводы; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к воде. Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карта РК, таблица ЗХУ, видеоролик «Всё о воде»
Ход урока: I.Тренинг «Подари хорошее настроение» II.Позитивный ролик «Дружба – это не работа» III.Проверка домашнего задания. 1.
IV. Работа по теме урока
Среднесрочное планирование
№
Тема основные цели обучения
Формы работы, используемые при активном обучении
Преодоление трудностей в обучении
Резуль
таты обучения
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Как вы будете вовлекать учеников в классе: талантливых, одарен
Основные
ресурсы
Урок 2
Тема: «Плотные и рыхлые горные породы»
Знать: плотные и рыхлые горные породы
Уметь: различать горные породы
Тренинг.
Деление на группы.
Позитивный настрой
Деление на группы.
Таблица «Дневник двойной записи»
Через сотрудничество, взаимопомощь.
Работа в группе.
Составление таблицы.
По листам самооценивания
По результатам практических заданий.
По ответам учащихся
Комментарии к ответам учащихся.
По листам взаимооценивания
Работа по таблице
Умение отвечать на вопросы
Работа в группе.
Хорошо успевающие ребята оказывают помощь слабоуспевающим ребятам.
Ноутбук
Видеоролик «Всё о полезных ископаемых»
Карточки
Оценочные листы
СабаK/ Урок: 22 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Плотные и рыхлые горные породы. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: объяснить значение горных пород, знакомство с видами горных пород; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать речь учащихся, уметь определять виды горных пород, объяснять их назначение; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать уважительное отношение кприроде. Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карта полезных ископаемых РК, схема – таблица, видеоролик «Всё о полезных ископаемых» Ход урока: I.Тренинг II.Позитивный настрой О, люди, мыслю я : у всех у нас Есть мать одна По имени Природа! У ней для всех хватает доброты, И мы живём, запечатлев навеки Поля, леса, луга, моря и реки. В душе её прекрасные черты: III.Проверка домашнего задания. 1. Дайте определение полезным ископаемым. 2. Пересказ текста учебника по кругу. 3. Информация о Южном океане IV. Работа по теме урока 1. Мозговая атака - Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? - Какие виды топлива знаешь? – Как получают металлы? Где их используют? – Люди. Каких профессий заняты добычей полезных ископаемых? 2. Вводная беседа учителя: Если подойти к реке, то можно увидеть, что берег состоит из различных наслоенных пород. (песок, глина, мелкие камни, галька) - Какие это породы? 3. Работа с учебником : чтение статьи. Беседа, обмен мнениями в группах. 4. Ассоциации к теме «Полезные ископаемые» 5. Составление таблицы.
Ключевые слова
Комментарии
1. Полезные ископаемые
Природные богатства, которые люди добывают из – под земли или на её поверхности, используются в хозяйстве.
2. Месторождения
Места, где сосредоточены полезные ископаемые в достаточных для разработки количествах
3. Бассейн
Большая область залегания полезных ископаемых
4.Руда
Горные породы, содержащие металлы и их соединения
5. Металлы
Получают на металлургических заводах путём выплавки из руд
5. Работа по карте Казахстана с атласом. 6. Виды горных пород: плотные и рыхлые. V. СабаKты Kорытындылау / Итог урока.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Месторождение -
Горячие, Рудные, строительные
Карьер, шахта
VI. ^йге тапсырма беру/Домашнее задание. Подготовить дополнительный материал о плотных и рыхлых породах VII. Рефлексия.
Оценочные лист Группа _____
1. Заполнить таблицу.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
2. Словарный диктант «Узнай по описанию»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Работа по учебнику. «Опиши по плану». Описать полезные ископаемые по плану; название, свойства, значение, применение.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Составление схемы
Имя
Домашнее задание
Задание №1 Заполнение таблицы и составление схемы
Задание №2
«Опиши по плану»
Задание №3 Работа по карте Казахстана
Оценка группы
Среднесрочное планирование
№
Тема основные цели обучения
Формы работы, используемые при активном обучении
Преодоление трудностей в обучении
Резуль
таты обучения
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Как вы будете вовлекать учеников в классе: талантливых, одарен
Основные
ресурсы
Урок 3
Тема: «Полезные ископаемы и их виды»
Знать: плотные и рыхлые горные породы
Уметь: различать горные породы
Тренинг. Деление на группы. Позитивный настрой
Таблица Словарный диктант. «Узнай по описанию»
Составление схем
«Соедини стрелками»
Через сотрудничество, взаимопомощь.
Работа в группе.
Составление таблицы.
По листам самооценивания
По результатам практических заданий.
По ответам учащихся
Комментарии к ответам учащихся.
По листам взаимооценивания
Работа по таблице
Умение описывать по плану.
Работа в группе.
Готовят информацию
Ноутбук
Карта полезных ископаемых РК, схемы – таблицы,
коллекция полезных ископаемых. Оценочные листы
СабаK/ Урок: 23 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Полезные ископаемые и их виды. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: способствовать формированию знаний о полезных ископаемых нерудного происхождения, их применении, свойствах, способах добычи; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой Казахстана, развивать речь учащихся; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе. Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карта полезных ископаемых РК, схема – таблица, коллекция полезных ископаемых. Ход урока: I.Тренинг II.Позитивный настрой III.Проверка домашнего задания. 1. Фронтальный опрос: - Что называют горными породами? - Что относится к горным породам? - Назови плотные горные породы. Назови рыхлые горные породы.
2) Пересказ домашнего задания 3. Выступление с информацией. IV. Работа по теме урока 1. Мозговая атака 2. Объяснение учителя (запись в тетрадь): Полезные ископаемые делятся на три группы: 1) горючие полезные ископаемые; 2) рудные полезные ископаемые; 3) нерудные полезные ископаемые; Горючие – уголь, нефть, газ. Рудные – горные породы, в составе которых встречается металл. Нерудные – соль, фосфорит, мрамор, гранит, известь, песок, глина. 2) Работа с текстом: с.51 – 52 3) Заполнение таблицы
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Рудные
Нерудные
Железная руда
строительные
Горючие
Гранит, известняк, песок, глина
Уголь, торф, нефть, природный газ
4) Работа по карте Казахстана: показать: а) угольные бассейны – Караганда, Экибастуз б) нефть – Мангыстау, Каспийская низменность в) медные руды – Жезказган г) фасфорит – Каратау 5. Словарный диктант. «Узнай по описанию» стр.73 (методич. пособие) (торф, железная руда, каменный уголь, гранит, нефть, песок, глина)
6. Работа по учебнику. «Опиши по плану». Описать полезные ископаемые по плану; название, свойства, значение, применение.
7. Составление схем
V. СабаKты Kорытындылау / Итог урока. 1. «Соедини стрелками» жидкое нефть горючее газообразное Газ с резким запахом Железные руды легче воды тяжелее воды Глина пластичное VI. ^йге тапсырма беру/Домашнее задание. Читать, рассказывать, ответить на вопросы VII. Рефлексия.
Среднесрочное планирование
№
Тема основные цели обучения
Формы работы, используемые при активном обучении
Преодоление трудностей в обучении
Резуль
таты обучения
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Как вы будете вовлекать учеников в классе: талантливых, одарен
Основные
ресурсы
Урок 4
Тема: «Гранит, песок, глина и известняк»
Знать: свойства и отличия горных пород: гранита, песка, глины, известняка
Уметь: различать горные породы, выполнять практические задания
Тренинг. Деление на группы. Позитивный настрой
Заполнение таблицы
Составление схемы
Дискуссия
Через сотрудничество, взаимопомощь.
Работа в группе.
Составление таблицы.
По листам самооценивания
По результатам практических заданий.
По ответам учащихся
Комментарии к ответам учащихся.
По листам взаимооценивания
Работа по таблице
Умение описывать по плану.
Работа в группе.
Готовят информацию о граните, песке, глине, известняке
Ноутбук
Карта полезных ископаемых РК, схемы – таблицы,
коллекция полезных ископаемых. Оценочные листы
СабаK/ Урок: 24 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Гранит, песок, глина и известняк. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: способствовать формированию знаний у учащихся о твёрдых горных породах – граните и известняке, отличии гранита от других горных пород, о рыхлых горных породах – песке и глине их применении, свойствах, способах добычи; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой Казахстана, развивать речь учащихся; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе. Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карта полезных ископаемых РК, схема – таблица, коллекция полезных ископаемых. Ход урока: I.Тренинг II.Позитивный настрой Где земля богата, там и народ богат - Объясните смысл казахской пословицы. III.Проверка домашнего задания. 1. Пересказ «полезные ископаемые и их виды» - Что такое горные породы? -На какие виды делятся горные породы?
IV. Работа по теме урока 1. Мозговая атака Если подойти к реке, то можно увидеть, что берег состоит из различных наслоенных пород. (песок, глина, мелкие камни, галька) - Какие это породы?
Он очень прочен и упруг, Строителям - надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. Это гранит.
Сообщение ученика о граните. Гранит - прочная горная порода. Она состоит из кварца, слюды полевого шпата. Цвет гранита зависит от цвета полевого шпата. Гранит состоит из отдельных зерен. Зерна в граните плотно прилегают друг к другу. Гранитом украшают здания, набережные, станции метро.
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже. ОН и в стекле расплавлен даже. Это песок
Сообщение ученика о песке Песок - это горная порода. Цвет у него бывает разным - черным, зеленоватым, красноватым, хотя желтый и белый песок встречается чаще всего. Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок - продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды ветра. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при выплавке металла. Да и кирпич не сделать без песка.
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. Это глина.
Сообщение ученика о глине Глина как и песок, образуется в результате разрушения различных горных пород. Она широко применяется в строительстве. Кирпичи делают из глины. А кроме того, из различных сортов глины изготовляют фарфоровую посуду. Глина образуется при разрушении горных пород. Она состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Поэтому глину нельзя пересыпать. Из глины делают кирпичи и посуду.
Сообщение ученика о известняке
Земная кора состоит из плотных и рыхлых пород. Если вы подойдёте к берегу, то увидите на разрезе, что он состоит из наслоенных пород. В глубине земли имеются другие породы (соль, каменный уголь, нефть, газы и т. д.) Горные породы – все тела, находящиеся в земной коре.
2) Работа с учебником.
1. Чтение первой части текста с заданием
- Из чего состоит гранит? Какого цвета бывает гранит?
2. Составление схемы
3. Чтение второй части с заданием
Полевой шпат, частицы кварца (зависит цвет)
кварц
слюда
- где используется гранит? Составить схему в тетрадях.
- Предлагаю вам отправиться на стройку, для того чтобы узнать какие строительные материалы используются для постройки дома.
Дети в роли строителей рассказывают: «Чтобы построить дом, прежде всего, нужно заготовить строительные материалы т.д.»
– Какие строительные материалы вы уже знаете?
4. Практическая работа в группах.
1 группа работает с песком. 2 группа работает с глиной. 3 группа работает с известняком. 4 группа работает с гранитом.
Дети выявляют свойства, цвет, где применяют.
5. Работа с учебником в тех же группах. Находят материал по своей теме и готовят вопросы, чтобы задать другой группе.
6. Составление таблицы детьми самостоятельно.
Полезное ископаемое
свойства
Где применяют
песок
глина
известняк
гранит
Дискуссия. Скажите, пригодятся ли вам в жизни знания, которые получили на уроке?
V. СабаKты Kорытындылау / Итог урока. - Какими свойствами обладает гранит, песок, глина, известняк? - Где применяются гранит, песок, глина, известняк?
VI. ^йге тапсырма беру/Домашнее задание. Читать, рассказывать, проанализировать VII. Рефлексия.
Группа ________
Полезное ископаемое
свойства
Где применяют
песок
глина
известняк
гранит
Группа ________
песок
глина
известняк
гранит
Среднесрочное планирование
№
Тема основные цели обучения
Формы работы, используемые при активном обучении
Преодоление трудностей в обучении
Резуль
таты обучения
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Как вы будете вовлекать учеников в классе: талантливых, одарен
Основные
ресурсы
Урок 5
Тема: «Пищевая соль»
Знать: свойства и значение пищевой соли
Уметь: проводить исследовательскую работу
Тренинг. Деление на группы. Позитивный настрой
Заполнение таблицы
Составление схемы
Через сотрудничество, взаимопомощь.
Работа в группе.
Составление таблицы.
По листам оценивания
По результатам практических заданий.
По ответам учащихся
Комментарии к ответам учащихся.
По листам оценивания
Работа по таблице
Умение описывать по плану.
Работа в группе.
Готовят информацию «Почему поваренная соль необходима людям и животным», «Балхаш – уникальное озеро в РК»
Ноутбук
Поваренная соль, стакан с водой
Карта полезных ископаемых РК, схемы – таблицы,
Оценочные листы
СабаK/ Урок: 25 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Пищевая соль. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: обогатить знания детей о поваренной соли, о необходимости применения соли людьми и для животных, об основных источниках поваренной соли, о добыче соли из озёр; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой Казахстана, развивать речь учащихся; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе. Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карта полезных ископаемых РК, схема – таблица, поваренная соль, стакан с водой Ход урока: I.Тренинг II. Позитивный настрой Деление на группы выполняют учащиеся. III. Проверка домашнего задания. А) рассказать о граните Б) рассказать о песке, В) рассказать о глине, Г) рассказать об известняке.
IV. Работа по теме урока 1. Мозговая атака - Откуда пришла соль на наш стол? 2. Работа по учебнику. (Работа в группах) - Где и как добывают соль? Прочтите строчки из текста. Каковы источники поваренной соли в Казахстане? Что мы знаем об озёрах в Казахстана? 3. Дневник двойной записи.
Ключевые слова
Комментарии
Сточные озёра
Бессточные озёра
Из озера вытекает река.
Из озера не вытекают реки.
4. Составить схему
Река бессточное озеро соль
4. Информация, подготовленная учеником. «Почему поваренная соль необходима людям и животным»
5. Исследовательская работа. Насыпать соль в стакан с водой, размешать её ложечкой. Попробовать на вкус, определить цвет, растворимость в воде. Результаты записать в таблицу.
Поваренная соль
Свойства соли
6. Проверь свои знания (вопросы учебника на странице 58)
7. Работа по карте. Показать места добычи соли.
8. Выступление ученика «Балхаш – уникальное озеро в РК»
V. СабаKты Kорытындылау / Итог урока. - Какими свойствами обладает поваренная соль? - Где и как добывают соль?
VI. ^йге тапсырма беру/Домашнее задание. Читать стр. 58 – 59, написать мини – сочинение «Балхаш – уникальное озеро в РК»
VII. Рефлексия.
Среднесрочное планирование
№
Тема основные цели обучения
Формы работы, используемые при активном обучении
Преодоление трудностей в обучении
Результаты обучения
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Как вы будете вовлекать учеников в классе: талантливых,одарен
Основныересурсы
Урок 6
Тема: «Нефть и природный газ» ОБЖ. Горные породы и полезные ископаемые.
Знать: свойства и значение нефти и природного газа
Уметь: проводить практическуюработу
Тренинг. Деление на группы. Позитивный ролик
Заполнение таблицы
Составление схемы
Через сотрудничество, взаимопомощь.
Работа в группе.
Составление таблицы.
По листам оценивания
По результатам практических заданий.
По ответам учащихся
Комментарии к ответам учащихся.
По листам оценивания
Работа по таблице
Умение описывать по плану.
Работа в группе.
Готовят информацию «Почему поваренная соль необходима людям и животным», «Балхаш – уникальное озеро в РК»
Ноутбук
Видеоролик «Правила пользования бытовым газом» стакан с водой
Карта полезных ископаемых РК, схемы – таблицы,
Прозрачный дневник
СабаK/ Урок: 26 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Пищевая соль. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: способствовать формированию понятия о свойствах горючих полезных ископаемых – нефти и газа; познакомить учащихся со свойствами нефти и природного газа; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, речь; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе. Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карта полезных ископаемых РК, схема – таблица, нефть, стакан с водой. тарелки Ход урока: I.Тренинг II. Позитивный настрой Деление на группы выполняют учащиеся. III. Проверка домашнего задания
Хозяйка подземных богатств В своё царство пустит нас, Пока о наших кладах Не услышим мы рассказ.
1. Рассказ учащегося о поваренной соли 2. «Вопросы из блокнота» - Что такое полезные ископаемые? - Какие полезные ископаемые изучили? - Где применяются полезные ископаемые? 3. Найдите на карте РК месторождения этих ископаемых. 4. Заполнение общей таблицы на доске
Полезные ископаемые
Рудные
нерудные
строительные
горючие
Железная руда
Гранит, известняк, песок, глина
Уголь, торф, нефть, природный газ
IV. Работа по теме урока - Сегодня продолжим разговор о горючих полезных ископаемых. 1. Практическая работа а) В стакан с водой добавим нефть и хорошо размешаем. Что увидели. Запишите. Вывод: нефть легче воды
· б) в металлическую чашечку нальём немного нефти и поднесем к ней горящую спичку. Что произойдёт? Вывод: нефть горит, выделяет тепло, сгорает полностью. Заполнить таблицу (в группах)
Горючие полезное ископаемое
Свойства
месторождения
Нефть
Природный газ
2. Работа с учебником. А) Чтение текста с пометами б) Ответить на вопросы учебника. 3. Составление таблицы по схеме 4. ОБЖ. Просмотр видеоролика «Правила пользования бытовым газом» V. СабаKты Kорытындылау / Итог урока. – О чём говорили на уроке? VI. ^йге тапсырма беру/Домашнее задание. Читать стр. 59 – 60 VII. Рефлексия.
Среднесрочное планирование
№
Тема основные цели обучения
Формы работы, используемые при активном обучении
Преодоление трудностей в обучении
Резуль
таты обучения
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Как вы будете вовлекать учеников в классе: талантливых, одарен
Основные
ресурсы
Урок 7
Тема: «Значение полезных ископаемых в жизни человека.
Знать: значение полезных ископаемых в жизни человека
Уметь: различать полезные ископаемые, писать пятистишие
Тренинг. Деление на группы. Позитивный ролик
Работа на флипчарте
Работа с дополнительным материалом.
Обсуждение в группах.
Применение КМ
Индивидуальная работа.
Диалоговое обучение.
По листам оценивания
По результатам практических заданий.
По ответам учащихся
Комментарии учителя и одноклассников к ответам учащихся.
Листы оценивания, работа в мини-группах, активность учащихся при беседе по теме.
Индивидуальная и групповая работа.
При проведении практических заданий есть возможность одаренным детям показать свои способности.
Ноутбук
Карта полезных ископаемых РК, схемы – таблицы
Оценочные листы
СабаK/ Урок: 27 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Значение полезных ископаемых в жизни человека. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: сформировать представления о значении полезных ископаемых в жизни человека и способами охраны их; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать речи учащихся, умения различать полезные ископаемые по их внешним признакам; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к полезным ископаемым. Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карта полезных ископаемых РК. Ход урока: I.Тренинг II. Позитивныйролик Деление на группы выполняют учащиеся. III. Проверка домашнего задания 1. Фронтальный опрос:
- Какие виды полезных ископаемых вы знаете?
- Что относится к горючим полезным ископаемым? - Что получают из рудных полезных ископаемых? - Какую продукцию получают из нерудных полезных ископаемых? 2. Выберите из предложенного списка свойства (работа по карточкам, по вариантам)
3. «Знай историю» Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из останков живых организмов, которые жили на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком. Человек получил в дар подземные богатства. IV. Работа по теме урока. 1. Проблемный вопрос - Какое значение для человека имеют полезные ископаемые? 2. Работа на флипчарте. Кластер «Полезные ископаемые для человека»
«Полезные ископаемые для человека»
3. Вводная беседа. - Запасы полезных ископаемых при неумелом их расходовании иссякают. - Что надо сделать, чтобы сохранить полезные ископаемые? (работа в группах с текстом в группах) - Что такое металлолом? Какова польза сбора металлолома?
V. СабаKты Kорытындылау / Итог урока. Написать пятистишие о полезных ископаемых или об одном из них. VI. ^йге тапсырма беру/Домашнее задание. Написать мини – сочинение «Значение полезных ископаемых для человека» VII. Рефлексия.
Среднесрочное планирование
№
Тема основные цели обучения
Формы работы, используемые при активном обучении
Преодоление трудностей в обучении
Результаты обучения
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Как вы будете вовлекать учеников в классе: талантливых, одарен.
Основныересурсы
Урок 8
Тема: «Почва.
Знать: что такое почва, основное свойство почвы.
Уметь: проводить исследовательскую работу
Тренинг.
Деление на группы.
Позитивный ролик
Поисковая работа (со словарями)
Составить кластер.
Составление схемы
Через сотрудничество, взаимопомощь.
Работа в группе.
Применение высокого критического мышления .
Прозрачный дневник
По результатам практических заданий.
По ответам учащихся
Комментарии к ответам учащихся.
По прозрачному дневнику
Работа в группе.
В ходе практической работы одаренные учащиеся выполняют поисковую работу со словарём (толковый словарь Ожигова)
Ноутбук
Позитивный видеоролик
Карточки - опоры,
рисунки почв.
Прозрачный дневник
СабаK/ Урок: 28 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Почва. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать мышление учащихся, наблюдательность, любознательность; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе. Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карточки - опоры, коллекция почв, рисунки почв.
Ход урока: I.Тренинг II. Позитивный ролик Деление на группы выполняют учащиеся.
III. Проверка домашнего задания Заслушать мини – сочинения «Значение полезных ископаемых для человека»
IV. Сообщение темы урока. 1. Загадка. Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять. (Земля)
2. Вступительное слово учителя. - Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в кладовой в 20 превращаются. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, наверное, догадались, как она называется? Ответы. - Земля. У слова «земля» несколько значений 3. Работа с толковым словарём. - Земля в значении «почва» будет объектом нашего изучения. Вы узнаете состав почвы, её свойства.
V. Работа по теме урока. 1. Что такое почва? Чтение материала учебника на стр. 69. Составить кластер. Работа в группах.
2. Работа по учебнику с пометами. Делайте пометки там, где речь идёт об образовании почвы. Выделите предложение, где почва играет важную роль для растений.
3. Составление схемы.
4. Работа в группах. Ответить на вопросы учебника. V. СабаKты Kорытындылау / Итог урока. – Что такое почва? - Главное свойство почвы? VI. ^йге тапсырма беру/Домашнее задание. Исследовательская работа: какие почвы имеются в Казахстане? Прочитать стр.69 – 70 VII. Рефлексия.
Среднесрочное планирование
№
Тема основные цели обучения
Формы работы, используемые при активном обучении
Преодоление трудностей в обучении
Резуль
таты обучения
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Как вы будете вовлекать учеников в классе: талантливых, одарен
Основные
ресурсы
Урок 9- 10
Тема: «Виды почв, особенности, состав и защита почвы.
Знать: виды, особенности, состав почвы; способы защиты почв.
Уметь: проводить опыты, делать анализ и выводы.
Тренинг. Деление на группы. Позитивный ролик
Заполнение таблицы «Дневник двойной записи»
Составление схемы «Какие бывают почвы»
Практическая работа
Через сотрудничество, взаимопомощь.
Работа в группе.
Заполнение таблицы, схемы.
При проведении опытов
По листам оценивания
Индивидуальная работа.
По результатам практических заданий.
По ответам учащихся
Комментарии к ответам учащихся.
По листам оценивания
Работа по таблице
Умение описывать по плану.
Работа в группе.
Готовят информацию на урок
Одаренные учащиеся выступают на уроке в качестве спикеров.
Ноутбук
Карточки - опоры, прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага, лабораторное стекло спиртовка, штатив, держательколлекция почв,
Оценочные листы
СабаK/ Урок: 29 -30 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Виды почв, особенности, состав и защита почв. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве; выявить основные свойства почвы; в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать мышление учащихся, наблюдательность, любознательность; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе. Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карточки - опоры, прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага, лабораторное стекло спиртовка, штатив, держатель, коллекция почв, рисунки почв. Ход урока: I.Тренинг II. Позитивный настрой Деление на группы выполняют учащиеся. III. Проверка домашнего задания - Какие почвы имеются в Казахстане? Выступления учащихся.
V. Работа по теме урока. 1. Беседа по теме: - Что такое почва? - Какое значение она имеет для животных и растений? - Назовите основное свойство почвы. 2. Рассматривание образцов почвы. – Какого цвета? 3. «Энциклопедия школьника». Сообщение учащегося.
Вывод: Какие бывают почвы
Серые лесные подзолистые чернозёмы каштановые
Солонцы краснозёмы серозёмы
4. Практическая работа «Состав почвы». По ходу проведения опытов результаты записываются в тетрадь.
Опыт 1. Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на неё немного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните в стакан с водой. - Что вы увидели на бумаге? (влажное пятно) - Что доказывает этот опыт? ВЫВОД: в почве есть вода.
Опыт 2. Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой установлю стекло. Стекло становится влажным. - Что доказывает этот опыт? ВЫВОД: в почве есть вода.
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (дым, запах) - Что доказывает этот опыт? ВЫВОД: в почве есть перегной.
Опыт 4. Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? (плавают останки насекомых, мусор, иголки На дне осадок) Рассмотрите внимательно осадок. Что вы видите? (песок, глину) - Что доказывает этот опыт? ВЫВОД: в почве есть песок и глина, перегной.
Опыт 5. Профильтруем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода испарилась, о на стекле остался белый налет. Это соли. - Что доказывает этот опыт? ВЫВОД: в почве есть соли.
Выступление учащихся с информацией «Защита почвы»
6. Обобщение вопроса учителем.
V. СабаKты Kорытындылау / Итог урока.
VI. ^йге тапсырма беру/Домашнее задание. Составить кроссворды по теме «Почва»
VII. Рефлексия. Оцени урок
Оценочный лист
Группа №______
Задание 1. Какие бывают почвы
Задание 2. «Состав почвы»
Задание 3. Ответь на вопросы теста.
№
Имя ученика
Задание1
Задание2
Задание3
Опереж. задание
Оценка за урок
1
2
3
Среднесрочное планирование
№
Тема основные цели обучения
Формы работы, используемые при активном обучении
Преодоление трудностей в обучении
Результаты обучения
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Как вы будете вовлекать учеников в классе: талантливых, одарен
Основныересурсы
Урок 1
Тема: «Экскурсия».
Знать: условия жизни растений зимой.
Уметь: по характерным признакам определять вид растения зимой.
Тренинг. Деление на группы.
Заполнение таблицы
Практическая работа
Через сотрудничество, взаимопомощь.
Работа в группе.
Заполнение таблицы.
По листам оценивания
Индивидуальная работа.
По результатам практических заданий.
По ответам учащихся
Комментарии к ответам учащихся.
По листам оценивания
Работа по таблице
Умение описывать по плану.
Работа в группе.
Готовят информацию на урок
Одаренные учащиеся выступают на уроке в качестве спикеров.
Карточки, простые карандаши, блокноты или листы бумаги
СабаK/ Урок: 31 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Экскурсия. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: знакомство с приспособленностью растений к перезимовке; выяснить, по каким признакам можно узнать растения и кустарники зимой; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развитие практических навыков и умений по определению деревьев по коре, по почкам, силуэтам растений; навык проведения наблюдений в природе, творческих способностей; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой зимнего леса, желание выбрать профессию, связанную с природой. . Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карточки, простые карандаши, блокноты или листы бумаги у каждого учащегося.
Чародейкою – зимою Околдован лес стоит, И над снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
Ф.Тютчев
«Всякий должен бы знать свои родные деревья не только во время их цветения и не только по форме листьев, но угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру, чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево его именем, чтобы дерево оживляло для него каждый ландшафт» А. Я. Герд
Ход урока-экскурсии
I. Признаки зимы. Условия жизни растений зимой. - По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжёлыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не отступает от своего законного месяца. Вот-вот расщедрится она на пушистые снега да на морозцы.
Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0° – замерзают водоёмы, прочным снеговым покровом покрывается земля. В живой природе наступает глубокий покой. Но данный покой относительный. Что же происходит с растениями зимой? Для выяснения этого давайте вспомним, какие изменения произошли?
II. Ученики заполняют таблицу.
Питательные вещества
есть, но недоступны
Свет
мало
Тепло
холод
Вода
снег, лед, иней
Кислород
достаточное количество
III. Обобщение:
Питательные вещества. Исследования и опыты показали, что к зиме в ветвях наших деревьев и кустарников происходит превращение запасных веществ. Частично крахмал с приближением зимы начинает заменяться маслом и сахарами. Соответствующие исследования показали, растения, у которых крахмал полностью превращается к зиме в сахар или масло, имеют наиболее ярко выраженный период глубокого покоя и вместе с тем являются наиболее холодоустойчивыми.
Свет. Недостаточное количество света зимой приводит к листопаду. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Кроме этого сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Лесная подстилка – чрезвычайно плохой проводник тепла. Она препятствует охлаждению почвы зимой и не даёт возможности образования ледяной корки. Все это создает благоприятные условия для развития растений под снегом.
Тепло. В малоснежные зимы земля промерзает глубоко. Тогда погибает много растений, вымерзают и озимые хлеба, погибает часть урожая. Под толстым пушистым слоем снега, тепло зимующим растениям. Снег спасает их от вымерзания.
Вода. Особенно большое значение имеет повышение водоудерживающей способности цитоплазмы. Вода в ней становится как бы связанной. В таком состоянии она трудно испаряется и замерзает, трудно отжимается под давлением, отличается большой плотностью и утрачивает в значительной мере свойство растворителя.
Вывод: Для жизнеобеспечения необходимы процессы питания, дыхания и выделения.Как у растений протекают эти процессы в неблагоприятных зимних условиях? Обмен веществ у древесных форм растений зимой протекает очень медленно.
Физкультминутка Солнце землю греет слабо,(Руки вверх и вниз.)По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в стороны.)Во дворе у снежной Бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)Побелел морковный нос.(Дети показывают нос.)В речке стала вдруг водаНеподвижна и тверда,(Прыжки на месте.)Вьюга злится,Снег кружится,(Дети кружатся.)Заметает все кругомБелоснежным серебром.(Имитируют движения руками.)
IV. Определение видов растений зимой по описанию. - Какие виды растений вы знаете? (Деревья, травы, кустарники и кустарнички). - А какие из них мы можем увидеть зимой? (Деревья, кустарники). - По каким признакам можно определить вид растения зимой? ОТВЕТЫ: 1) Силуэт 2) Окраска коры3) Плоды (если остались с осени):- Используя карточку-определитель, и живой объект определяем берёзу и сирень (признаки записывают в заранее подготовленную таблицу):
Название растения, жизненная форма
Рисунок силуэта растения
признаки
Загадки, пословицы, поговорки
Берёза, дерево
Ствол покрыт белой корой, в нижней части тёмно-серый
"В ельнике родиться, в березняке веселиться, в сосняке удавиться". "Берёза ума даёт" (о розгах.
«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова».
Сирень венгерская, кустарник, реже дерево
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Кора старых стволов темно-серая, иногда темно-бурая, с частыми белыми чечевичками
«На листочках там и тут фиолетовый салют. Это в тёплый майский день распускается»
V. Деление класса на группы. Каждой группе надо определить своё растение. Для этого группа получает набор карточек и конверт с подсказкой, который они могут вскрыть, если будут затруднения с определением растения.
Группа 1 определяет рябину, группа 2 – тополь, группа 3 – черёмуху, группа 4 – клён.
VI. СабаKты Kорытындылау / Итог урока.
Однолетние растения зимуют в виде семян, многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ.
Деревья и кустарники в зимний период можно определить по форме кроны, окраске коры и расположению почек на побеге.
VII. ^йге тапсырма беру/Домашнее задание.
Дописать в таблицу растения нашего посёлка.
Среднесрочное планирование
№
Тема основные цели обучения
Формы работы, используемые при активном обучении
Преодоление трудностей в обучении
Результаты обучения
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Как вы будете вовлекать учеников в классе: талантливых, одарен
Основныересурсы
Урок 2
Тема: «Экскурсия».
Знать: от чего зависит разнообразие растений.
Уметь: анализировать, сравнивать, делать выоды.
Тренинг. Деление на группы.
Заполнение таблицы , схем
Поисковая работа
Через сотрудничество, взаимопомощь.
Работа в группе.
Заполнение таблицы.
Применение высокого критического мышления .
По наблюдениям за учащимися во время урока.
По результатам практических заданий.
По ответам учащихся
Комментарии к ответам учащихся.
Активность при беседе.
Умение вести диалог.
Работа в группе.
Индивидуальная работа.
В ходе практической работы одаренные учащиеся выполняют поисковую работу
Компьютер
Демонстрационный материал
Схемы – опоры
Хрестоматия
схема “Части растений”
СабаK/ Урок: 32 Дата:________________ П‰н/ Предмет: познание мира ТаKырып/ Тема: Разнообразие растений. Растения, растущие во влаголюбивых и засухоустойчивых условиях. ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: продолжить знакомство учащихся с красотой и разнообразием растительного мира; 2. ДамытушылыK/ Развивающие: развивать навыки и умения исследовательской работы, творческие способности; учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать, и делать выводы; 3. Т‰рбиелік /Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Jaрал жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Ресурсы: карточки, таблица “Разнообразие растений”, иллюстрации растений.
Ход урока I.Тренинг II. Позитивный настрой Деление на группы выполняют учащиеся. III. Проверка домашнего задания - Выступления учащихся по таблицам.
V. Работа по теме урока. 1.Введение знаний. - Обратите внимание на иллюстрации на доске. Назовите, что вы видите. - Как можно назвать все эти иллюстрации одним словом? (растения) - Подумайте и каждый пальчиками покажите, на сколько групп можно разделить эти растения. - Сколько вопросов я вам задала? (один) - А сколько ответов на этот вопрос мы получили? (много) - Чему вы удивились? (что вопрос один, а ответов на него много) - Какой вопрос у вас возникает? (Почему одни и те же растения можно разделить на разное количество групп?) - Давайте поразмышляем над этим вопросом
2.Поиск решения - - Поднимите руки, кто разделил эти растения на 2 группы. - Расскажите, по какому признаку вы это сделали (культурные – малина и дикорастущие – все остальные. За культурными ухаживает человек, дикорастущие растут сами). Оформление первой версии на доске:
- Поднимите руки, кто разделил эти растения на три группы. - Расскажите, по какому признаку вы это сделали (Деревья – береза, ель; кустарники – малина; травы – ромашка, папоротник, а мох и морская капуста не входят ни в одну из этих групп. Главный признак, по которому мы определили это высота растений или ярусность) Оформление второй версии на доске:
- Теперь поднимите руки те, у кого другие версии деления растений - Расскажите про свои версии (Растения можно разделить на две группы по признаку – среда обитания: вода или суша) Оформление третьей версии на доске:
(Растения можно разделить на пять групп по среде обитания: в саду, в лесу, на лугу, в воде, в огороде) Оформление четвёртой версии на доске:
А теперь, как бы вы ответили на вопрос: Почему одни и те же растения можно разделить на большое количество групп? Ведь только в нашем классе появилось четыре версии, а если мы спросим взрослых людей, возможно, количество версий увеличится.
(Растения очень разные, у них много разных признаков, поэтому их можно разделить на много разных групп).
- Заметили, вы несколько раз употребили слово “разные”. - Кто сможет назвать тему урока (Разные растения), (Разнообразие растений) - Итак, у нас возникло 4 версии, которые прозвучали от вас. Назовите свои версии, указывая признак, по которому вы их выделили.
- А я хочу предложить вам свою версию.
Оформление пятой версии на доске, в которой нет названий групп, но есть примеры.
- Как вы думаете, а каким я признаком пользовалась? - Я вам помогу 3. Работа по схеме. На доске появляется схема “Части растений”
- Что вы видите на доске (Схему с вопросительными знаками) - Кто выйдет и заменит вопросительные знаки словами. (Ученик выходит к доске и называет части растений) - Теперь вы догадались, какой признак я использовала (У всех растений есть части, вы разделили растения на группы по их частям) - Что вас удивило? Какой вопрос у вас возникает? (Почему, по признаку части растения вы разделили на пять групп, ведь у всех растений есть части) - На этот вопрос мы будем отвечать, работая в группах, т.е. мы должны узнать, а все ли растения имеют все части.
4. Работа в группах. Каждая группа получает: Схему “Части растений”, учебник, хрестоматию по ботанике, таблицу, опорную карточку
План выполнения работы оформлен на доске.
Заполните таблицу и опорную карточку.
Расскажите о результатах своей работы.
Отчитывается каждая группа по таблице.
Озвучьте опорную карточку. Дополните мою версию, изменив вопросительные знаки на названия групп.
Проверка работы групп - Какой вопрос мы себе задавали перед выполнением групповой работы.(Почему растения разделяют на 5 групп по признаку “Части растений”?) - Мы ответили на этот вопрос? (Да) 5. Заполнение таблицы. - Давайте заполним итоговую таблицу и сформулируем ответ на наш вопрос
Группа
Корень
Стебель
Лист
Цветок
Плод
Семена
Водоросли
-
-
-
-
-
-
Мхи
-
+
+
-
-
-
Папоротники
+
+
+
-
-
-
Хвойные
+
+
+
-
-
+
Цветковые
+
+
+
+
+
+
6. Чтение текста учебника о растениях, растущих во влаголюбивых и засухоустойчивых условиях.
VI. СабаKты Kорытындылау / Итог урока.
Используя таблицу, подведите итог урока:
Почему растения разделяют на пять групп по признаку части, ведь все растения состоят из частей. Все растения разные, части растений есть не у всех. Водоросли не имеют частей. Мхи имеют только стебель и лист. Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветов и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист – хвою и семена, которые созревают в шишках. Только цветковые растения имеют все части.
VII. ^йге тапсырма беру/Домашнее задание. Подобрать интересную информацию о растениях, записать загадки о растениях.
VIII. Рефлексия Оцените свою работу с помощью смайликов.
Полезные ископаемые
Горючие
Рудные
нерудные
Полезные ископаемые
ПОЧВА
микробы
соли
перегной
воздух
вода
глина
песок
Кто участвует в образовании почвы
растения
животные
микроорганизмы
Состав почвы
Какие бывают почвы