Поурочные планы по познанию мира 2 класс 2 четверть
Поурочное планирование. 2 класс. 1 четверть
Предмет: Познание мира. Дата: 04.09.15 г
Раздел: Человек и окружающая среда.
Тема: Что человеку нужно для жизни?
Цель: знать условия, необходимые человеку для жизни.
Задачи:
Определить и перечислить потребности, необходимые человеку для жизни. Познакомить с богатствами казахской земли. Учить отличать потребности от желаний и аргументировать их различия.
Развивать умение понимать прочитанное, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, умение работать с текстом, точно отвечать на поставленный вопрос.
Воспитывать любовь к родному краю, интерес к предмету.
Ход урока.
Этапы урока. Содержание материала.
Пятиминутка чтения. Чтение (индивидуальное) любимой книжки.
Вводная беседа. Знакомство с учебником, условными обозначениями, разделами.
Актуализация опорных знаний. Работа в группах.
Напишите слова-ассоциации к слову «жизнь», которые вам приходят в голову. (3 мин)
На доску вывешиваются плакаты со словами.
Учитель подводит итог.
Тема урока. - Как называется наша Родина? Какие условия созданы в нашем государстве для жизни людей?
1. Работа по учебнику. Чтение стихотворения С. Хангельдина «Радость жизни». Чтение.
Задания:
1) Найти слова о природе.
2) Слова о нашей Родине.
ФИЗМИНУТКА «Зарядка»
2. Чтение текста с. 6 – 7. Делаем пометки: + - уже знаем, - незнакомая информация.
3. Составление опорного конспекта в тетради.
4. – Что такое потребности, желания.
Работа в парах. На листе разделённом пополам написать. 5 мин
- Почему вы так решили?
Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке?
- Понравилось вам работать в группах, в парах?
Домашнее задание.
с.6 – 8 читать, с. 7 пересказ., выразительное чтение
Оценки за урок:
Поурочное планирование. 2 класс. 1 четверть
Предмет: Познание мира. Дата: 11.09.15 г
Раздел: Человек и окружающая среда.
Тема: Всё необходимое человек получает от природы
Цель: оценить роль природы в жизни человека.
Задачи:
Назвать тела живой и неживой природы, необходимые для жизни человека, влияние явлений природы.
Развивать умение понимать прочитанное, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, умение работать с текстом, точно отвечать на поставленный вопрос, работать в парах, в группе.
Воспитывать любовь к родному краю, интерес к предмету.
Ход урока.
Этапы урока. Содержание материала.
Пятиминутка чтения. Чтение (индивидуальное) любимой книжки.
Актуализация опорных знаний. Работа в парах.
Обсудить в парах и заполнить схему «Условия для жизни человека» (3 мин)
На доску вывешиваются плакаты.
Учитель подводит итог.
Проверка домашнего задания. Пересказ текста с.7, работа по вопросам с. 6,7,8. (2 ряд)
Дети оценивают ответы товарищей по 5-бальной системе (1 ряд)
Тема урока. - Что необходимо человеку для жизни?
- Откуда человек получает всё необходимое для жизни?
1. Работа по учебнику с. 9 – 10
Чтение хорошо читающими детьми.
ФИЗМИНУТКА «Зарядка»
2. Работа по вопросам с. 10
- Что обозначает «кораблик» в УО?
- Правильно, творческая работа. Составьте слова-строительные материалы.
С.11 Игра «Хлопай-топай!»
Если высказывание верное – хлопни, если нет – топни.
Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке?
- Понравилось вам работать в парах?
Домашнее задание.
с.9 – 11 читать, с. 9-10 пересказ.
Оценки за урок:
«Условия, необходимые для жизни человека»
«Условия, необходимые для жизни человека»
Имена: Имена:
«Условия, необходимые для жизни человека»
«Условия, необходимые для жизни человека»
Имена: Имена:
Поурочное планирование. 2 класс. 1 четверть
Учитель: Харабурова О. А.
КГУ «ОСШ №3 им. Ю. А. Гагарина»
Предмет: Познание мира. Дата: 18.09.15 г
Раздел: Человек и окружающая среда.
Тема: Человек и окружающий мир. ОБЖ.
Цель: оценить роль природы в жизни человека.
Задачи:
Назвать тела живой и неживой природы, необходимые для жизни человека, влияние явлений природы.
Развивать умение понимать прочитанное, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, умение работать с текстом, точно отвечать на поставленный вопрос, работать в парах, в группе.
Воспитывать любовь к родному краю, интерес к предмету.
Ход урока.
Этапы урока. Содержание материала.
Пятиминутка чтения. Чтение (индивидуальное) любимой книжки.
Актуализация опорных знаний. Работа в парах.
Обсудить в парах и заполнить схему «Условия для жизни человека» (3 мин)
На доску вывешиваются плакаты.
Учитель подводит итог.
Проверка домашнего задания. Пересказ текста с.7, работа по вопросам с. 6,7,8. (2 ряд)
Дети оценивают ответы товарищей по 5-бальной системе (1 ряд)
Тема урока. - Что необходимо человеку для жизни?
- Откуда человек получает всё необходимое для жизни?
1. Работа по учебнику с. 9 – 10
Чтение хорошо читающими детьми.
ФИЗМИНУТКА «Зарядка»
2. Работа по вопросам с. 10
- Что обозначает «кораблик» в УО?
- Правильно, творческая работа. Составьте слова-строительные материалы.
С.11 Игра «Хлопай-топай!»
Если высказывание верное – хлопни, если нет – топни.
Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке?
- Понравилось вам работать в парах?
Домашнее задание.
с.9 – 11 читать, с. 9-10 пересказ.
Оценки за урок:
Поурочное планирование. 2 класс. 1 четверть
Учитель: Харабурова О. А.
КГУ «ОСШ №3 им. Ю. А. Гагарина»
Предмет: Познание мира. Дата: 25.09.15 г
Раздел: Человек и окружающая среда.
Тема. Человек трудом славен. Хлеб - всему начало.
Цель. Оценить значение труда в жизни человека. Знать
значение хлеба в жизни людей.
Задачи:
1. Назовут и проанализируют профессии людей.
Установят роль различных видов человеческой деятельности и их взаимосвязь, познакомятся с практическим значением юрты для жизни казахского народа.
Выразят свое отношение к труду через пословицы и поговорки.
Распишут и объяснят последовательность превращения семени в хлеб.
Расскажут и дадут оценку значения хлеба для людей.
В группах составят программу действий для производства хлеба.
Ход урока
Психологический настрой.
2.Работа в тетради. Отметить погоду, расставить условные обозначения.
3.Проверка домашнего задания.
Учащиеся демонстрируют свои рисунки и объясняют, что нового они узнали об окружающем мире. Пересказ домашнего текста.
4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
- Ребята, посмотрите, сколько людей разных профессийучаствуют в изготовлении хлеба, а ведь все окружающие нас предметы тоже делали люди. Каждый занимается своим делом. И каждый вносит вклад в общее дело. Напишите ассоциации к слову «профессии». Слово написано на доске или на листе ватмана. Учащиеся записывают слова-ассоциации в рабочие тетради. Время на работу 2 мин.
Затем составляется общая карта ассоциаций.
Учитель обращает внимание учащихся на некоторые профессии людей и просит объяснить значение их труда для общества.
Сообщение темы и цели урока.
Работа над новым материалом.
Работа по учебнику (с. 17).
Учитель предлагает рассмотреть картинки и назвать профессии людей, дополнить свой ответ рассуждениями о значимости этих профессий.
Работа в группах. Каждой группе необходимо охарактеризовать одну из профессий, записанных на карточках в учебнике.
1-я группа - врач
2-я группа- пожарный
3-я группа- учитель
4-я группа- летчик
5-я группа- водитель
Время на работу 3-4 мин. В группах могут сделать схематические рисунки орудий труда, места работы и т.д.
Презентация профессий. Каждая группа выходит к доске или, стоя на месте, устно презентует свою профессию, демонстрирует рисунки. Время презентации для 1-й группы 1-2 мин.
7.Мозговой штурм. Ребята, а как вы думаете, кто строит юрты? И нужны ли какие-то особые знания для того, чтобы установить юрту?
Заслушать все варианты ответов детей.
Чтение текста в учебнике, с. 16-17.
Чтение стихотворения «Оставляет ветка плод» О. Дриз. Обсуждение прочитанного.
Работа по учебнику. Чтение стихотворения, с. 20.
- Ребята, как же растят хлеб? Давайте превратим семя в хлеб.
Учитель переносит цепочку с учебника на доску для того, чтобы можно было вписывать, исправлять, менять.
Учащиеся предлагают варианты заполнения цепочки, учитель вносит их предложения. Когда правильная последовательность будет установлена, учитель просит учащихся сделать вывод о превращении семени в хлеб.
-Почему старшие говорят: «Хлеб не бросай! На хлебне наступай!»? Ответы детей.
Работа по учебнику. Чтение текста.
-Действительно, многим людям приходится трудиться, чтобы хлеб появился на столе.
Работа в группах. Учитель предлагает ученикам организовать группы по 4 человека и всем вместе составить программу действий для производства хлеба (учебник, с. 20).
8.Рефлексия. Работа в группах. Учитель дает каждой группе по 3-4 пословицы, в которых 1-2 о труде, и предлагает выбрать пословицы о труде и объяснить, как они их понимают. Время на работу 2-3 мин. Презентация пословиц и поговорок.
Домашнее задание. Взять интервью у родителей:
Как называется их профессия?
Где они работают?
Данные записать в тетрадь по познанию мира. Отгадай кроссворд «Колобок» с. 21
Поурочное планирование. 2 класс. 1 четверть
Учитель: Харабурова О. А.
КГУ «ОСШ №3 им. Ю. А. Гагарина»
Предмет: Познание мира. Дата: 2.10.15 г
Тема. «Что посеешь, то и пожнешь»
Цель. Знать, что результат любой деятельности зависит от вклада, который ты внес.
Задачи: 1. Соотнесут деятельность человека и состояние окружающей природы.
Предложат варианты безопасного сотрудничества человека с природой.
В группах создадут правила поведения в природе.
Ход урока
Психологический настрой.
Работа в тетради. Вспомнить погоду, записать.
3.Проверка домашнего задания.
Учитель предлагает ученикам рассказать о профессиях их близких и месте работы. Вопросы:
Родителям нравилось, что ты берешь у них интервью?
Что еще они рассказали о своей профессии?
3)Когда ты вырастешь, ты хотел бы выбрать профессию своих родителей, близких? Почему?
Какую пользу приносят люди таких профессий?
4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.Учитель предлагает вспомнить пословицы и поговорки
о труде, которые дети обсуждали на прошлом уроке.
Запись на доске:
Каждому дереву, каждой травинке нужна людская доброта.
Задание. Прочитать и объяснить, как они понимают данное выражение.
Сообщение темы и цели урока.
Работа над новым материалом. Работа по учебнику, с. 23.
Учитель предлагает рассмотреть рисунок, где мальчик сломал деревце.
Вопросы:
Что произошло? Почему мальчик стоит с низко опущенной головой?
Как вы думаете, что девочки говорят мальчику? Что бы вы сказали ему?
Видели ли вы сломанные деревья, ветки, цветы? Какие чувства у вас были? Почему?
Затем рассматривают рисунок на с. 22. Вопросы:
Чем отличаются эти рисунки?
О чем разговаривают ребята?
Каким делом ты хотел бы заняться?
-Ребята, прочитайте название темы урока и скажите,как вы понимаете эту поговорку. Ответы детей.
Задание. Запишите в тетрадь ответ на вопрос:
-Как вы думаете, что нужно деревьям, чтобы они росли и плодоносили?
На работу 2 мин.
На доске записан тот же вопрос. Учитель предлагает ученикам зачитать варианты своих предложений и записывает их на доске. Когда все предложения записаны, он подводит итог и делает вывод о том, что же нужно деревьям, чтобы они росли и плодоносили.
Рассматривание рисунка на с. 22.
-Как вы думаете, почему человек расположен междудеревьями? Что деревья дают человеку? А что человек даетдеревьям? Приведите пример.
Чтение текста, с. 23. Беседа о прочитанном.
Вопросы:
Как автор называет сломанную ветку и сорванный цветок?
Что делают садовники, чтобы сохранить и защитить сад? Найди и прочитай.
К чему призывает пословица: «Что посеешь, то и пожнешь»?
Работа в группах. Задание:
-Подумайте и запишите правила поведения людей вприроде. Учащиеся работают в группах (4-5 чел.) на общем листе. Время на работу 3-4 мин.
7.Рефлексия.
Презентация групповой работы. После того как ученики зачитают свои правила, листочек вывешивается на доске или в любом другом месте в классе для того, чтобы после урока ребята могли еще раз перечитать правила поведения в природе.
8.Домашнее задание. Нарисовать схему своего сада.Отметить, где растут деревья, где цветы, а где овощи.
Поурочное планирование. 2 класс. 1 четверть
Учитель: Харабурова О. А.
КГУ «ОСШ №3 им. Ю. А. Гагарина»
Предмет: Познание мира. Дата: 9.10.15 г
Тема: Я и другие люди. Вежливость.
Цель. Знать правила общения и общежития.
Задачи: 1. Объяснят правила взаимопонимания и вежливости.
Продолжат составлять и аргументировать правила вежливости.
В группе составят рассказ о дружбе.
Ход урока
Психологический настрой.
Работа в тетради. Отметить погоду и температуру, расставить условные обозначения.
Проверка домашнего задания. Учитель до урока отводит место на стене, доске и развешивает схемы, составленные детьми дома. На уроке вызывает несколько учащихся показать свою схему и рассказать о своем саде.
Вопросы:
Какой вывод вам хотелось бы сделать, глядя на эти сады, цветники?
Как вы думаете, смог бы один человек посадить такой большой сад? Объясните.
Когда собирается много людей и каждому очень хочется внести свой вклад, иногда возникают недопонимание и ссоры. Подумайте, каких правил должны придерживаться люди, чтобы жить дружно?
4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.Составление пятистишия на слово «дружба». Учитель
составляет совместно с детьми.
ВариантыДружбаДружбаверная, крепкаядолгая, многонациональная
помогает, веселит,окрыляет, дает, уважает
поддерживаетМы все дружбою сильны!
Если с другом вышелПомощь
в путь, веселей дорога Друг
После составления и записи на доске пятистишия, учитель делает обобщение, подводит итог всему сказанному.
Сообщение темы и цели урока.
Работа над новым материалом.
Работа по учебнику, с. 24. Рассмотреть рисунок. Вопросы:
Что изображено на рисунке?
Как вы думаете, старушка попросила или ребята сами решили помочь? Как бы вы поступили?
Как вы думаете (предположите), что такое «вежливость»? Объясните своими словами.
Чтение текста, с. 24. После слов: «Недаром в народе говорят: «Когда в семье лад, тогда и дело спорится», - остановить чтение.
Вопросы:
Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
Как реагируют ваши близкие на вашу хорошую оценку?
А когда у вас что-то не получилось или вы получили плохую оценку, вы обещаете исправиться? Приведите примеры.
Продолжаем чтение до конца, с. 26. (Правила вежливости не читаем.) Вопросы:
Что является залогом хороших отношений? Найди в тексте и прочитай.
Как называют людей, которые плохо себя ведут? Найди в тексте.
Обращение к правилам вежливости, с. 25. Учитель предлагает прочитать все правила и выбрать одно, которое ученик мог бы объяснить. Учащийся читает правило и объясняет его своими словами.
Затем учитель предлагает ребятам придумать еще 2 правила и заполнить таблицу до конца.
Варианты работы:
а)каждый думает или записывает в свою тетрадь;
б)работают в парах и предлагают вариант от пары;
в)в группах обсуждают, приходят к единому мнению,и один от группы докладывает.
Если учащиеся предлагают больше 2 вариантов, необходимо эти правила записать на доске или листе ватмана.
Чтение формулировки о вежливости, с. 26.
Обратить внимание учеников, что вежливость - это качество, которое необходимо в себе воспитывать.
Запись в тетрадь правила и отгадывание ключевого слова (помощь).
Запись правила может проходить в виде объяснительного диктанта (русский язык), когда во время записи ученики вспоминают и называют правило написания пропущенной буквы.
7.Рефлексия. Работа в группах.
Задание. Составить рассказ о дружбе и вежливости. Время на работу 3-4 мин. Презентация рассказов.
8.Домашнее задание. С. 26. Отметить, какие высказывания верны. Прочитать текст, с. 24—26.
Поурочное планирование. 2 класс. 1 четверть
Учитель: Харабурова О. А.
КГУ «ОСШ №3 им. Ю. А. Гагарина»
Предмет: Познание мира. Дата: 9.10.15 г
Тема. Горизонт и линия горизонта. Компас.
Цель. Знать основные и промежуточные стороны горизонта, устройство компаса.
Задачи: 1. Вспомнят и зарисуют основные и промежуточные стороны горизонта, определят их по компасу.
Перечислят и проанализируют местные признаки определения сторон горизонта.
В группах составят и продемонстрируют карты пути сказочного героя с помощью компаса.
Ход урока
Психологический настрой.
Работа в Дневнике наблюдений.
3.Проверка домашнего задания. Предложить учащимся пересказать тот параграф, который они подготовили дома.
Вопросы:
Почему ты выбрал эту тему?
Приведи пример. Докажи.
4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.Учитель сообщает детям, что они начинают изучать новый раздел, который называется «Природа».
Вопросы:
Что относится к живой природе? Что к неживой? Приведите примеры.
Какие явления природы вы знаете?
Почему человек является частью природы? И что главнее - человек или природа? Докажите.
5.Сообщение темы и цели урока.
6.Работа над новым материалом.Работа по учебнику, с. 30.
— Ребята, давайте вспомним, что это за схема со стрелками нарисована и что обозначают эти буквы? Варианты ответов детей.
Вопросы:
1) Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос, чем отличается эта местность от города?
Как вы думаете, можно ли дойти до той полосы, где небо соединяется с землей? Если нет, почему?
Можно ли доплыть до той линии, где море соединяется с небом?
Чтение текста, с. 30. Вопросы:
1)Найдите в тексте и прочитайте, что такое горизонт.
2)Что называется линией горизонта?Возвращаемся к картинке и повторяем основные и промежуточные стороны горизонта.
Чтение текста, с. 31. Заполняем строчки, обращаясь к схеме сторон горизонта.
Вопросы:
Для чего человеку нужно ориентироваться в пространстве?
Вот вы сейчас познакомились со сторонами горизонта. Где вам пригодятся эти знания?
Чтение текста, с. 31 (продолжаем). Вопросы:
По каким еще признакам можно определить стороны горизонта?
Для чего нам нужны эти знания? Когда мы сможем их использовать?
Мозговой штурм:
- Если человек заблудился или уплыл далеко в море, как он сориентируется, как найдет дорогу домой? Предположите и расскажите.
Учитель предлагает обдумать вопрос 1 мин, а затем заслушивает все варианты ответов. Просит учащихся приводить примеры, доказывать свои предположения.
Работа в тетради. Задание. Нарисуйте схему основных и промежуточных сторон горизонта, подпишите их.
Определение по грибочкам слово «компас».
Вопросы:
Кто из вас хоть что-то знает о компасе?
Когда люди используют его?
3) Кто видел компас или пользовался им?Ученики делятся своими знаниями или предположениями.
Рассматривание схемы «Кому необходим компас?». Чтение и обсуждение правил пользования компасом.
Работа в группах. Учащиеся составляют маршрут движения сказочного героя (группа сама определяет его).
На доске запись.
Он вышел из своего домика ранним утром и отправился в путешествие. Сначала он медленно брел на юго-восток, пока не увидел высокое дерево, от него он быстро пошел на север, где его ждал друг. Когда они встретились, то решили пойти вместе на юго-запад, так как там находился замок принцессы, которую друзья хотели спасти. Они выручили принцессу и отправились в обратный путь.
Задание. Отметьте и запишите обратный путь героя.
В группе обсуждают, рисуют.
7.Рефлексия. Презентация маршрутов.Вопрос:
— Каждому ли человеку необходимы эти знания? Для чего они необходимы? Нужно ли человеку знать компас?
8.Домашнее задание. С. 30-34, ответить на вопросына с. 34, читать и пересказывать.
Поурочное планирование. 2 класс. 1 четверть
Учитель: Харабурова О. А.
КГУ «ОСШ №3 им. Ю. А. Гагарина»
Предмет: Познание мира. Дата: 23.10.15 г
Тема: Рисунок и план.
Цель. Знать различия между рисунком и планом.
Задачи: 1. Научатся различать рисунок и план.
Продемонстрируют свои творческие работы.
В парах составят план комнаты с масштабом.
Ход урока
Психологический настрой.
Работа в Дневнике наблюдений.
3.Проверка домашнего задания. Учащиеся докладывают о том, как они определяли стороны горизонта, на которые выходят окна в их доме.
Вопросы:
Для чего нужен компас?
Как работают с компасом?
Людям, каких профессий компас необходим?
4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.Практическая работа. Учитель предлагает ученикам приготовить линейки.
Задание: нарисовать двухэтажный дом (рисуют в тетрадях). Затем учитель берет несколько рисунков и показывает их классу. Дети обращают внимание на то, что, хотя задание было одинаковым, на рисунках величина дома у всех оказалась различной.
Вопрос:
-Можно ли по этим рисункам точно сказать, какую высоту имеет дом, какова его длина, ширина? Ответ обоснуйте.
Учитель делает вывод: дети рисовали дом, не измерив его высоту, длину, ширину, поэтому у них на рисунках получились разные дома.
Сообщение темы и цели урока.
Работа над новым материалом.
-Ребята, сегодня мы познакомимся с двумя новыми понятиями - рисунок и план. Необходимо понять различия в этих определениях.
Работа в тетради.
Учитель предлагает разделить лист пополам.
РисунокПлан
Работа по учебнику, с. 35.
Учащиеся читают, что такое рисунок и план (до алгоритма построения плана).
Вопросы:
Что такое рисунок?
Что такое план?
Практическая работа. Учитель предлагает нарисовать домик в графе «рисунок».
Работа по учебнику, с. 35. Чтение алгоритма построения плана.
Практическая работа в тетради. Построение плана ластика, кубика и других предметов.
Вопрос:
-Ребята, подумайте и скажите, а можно ли точно также составить план стола, парты?
Работа по учебнику. Продолжаем чтение. По ходу чтения можно измерить длину и ширину стола.
Чтение определения масштаба. Важно, чтобы ученики не учили правило наизусть, а могли своими словами объяснить, т.е. понять, что такое масштаб.
Вопросы:
В начале урока мы хотели разобраться, чем отличается рисунок от плана. Объясните, чем же отличается рисунок от плана?
Что показывает масштаб?
Задание учебника 4, чтение масштаба.
7.Рефлексия. Учитель предлагает учащимся в группах нарисовать рисунок и план выбранного ими предмета.
Презентация работ.
8.Домашнее задание. С. 35 – 36, пересказ, начертить план своей комнатыи предметов в ней.
Поурочное планирование. 2 класс. 1 четверть
Учитель: Харабурова О. А.
КГУ «ОСШ №3 им. Ю. А. Гагарина»
Предмет: Познание мира. Дата: 30.10.15 г
Тема: План местности. ОБЖ.
Цель. Знать условные знаки карты.
Задачи:
1. Смогут применить свои знания по составлению плана и масштаба.
Повторят и закрепят понятия план, масштаб, рисунок.
В группе создадут план местности, используя условные знаки.
Ход урока
Психологический настрой.
Тема и цель урока.
3.Проверка домашнего задания.
- Презентация планов комнаты.
Фронтальный опрос по вопросам.
4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.Предложить учащимся нарисовать совместно план
школьного двора. Обсудить, что находится на школьном дворе, где расположены клумбы, скамейки и др. Определить месторасположение всех объектов относительно сторон горизонта.
Сообщение темы и цели урока.
Работа над новым материалом.
Работа по учебнику, с. 37. Рассмотреть рисунок. Начиная объяснение, учитель подчеркивает, что план отличается прежде всего тем, что на нем много условных знаков. По ним легко узнать, какие дороги и в каком направлении проходят по местности, где находятся хвойные и лиственные леса, где расположены поля, луга, фруктовые сады и огороды, где встречаются болота и овраги, в каких местах перекинуты мосты через реки и многое другое.
Дети внимательно рассматривают рисунок холмистой местности, изображенной в учебнике, находят на нем холмы, низкие места, реки, мосты, селения и другие объекты. Затем они разбирают условные знаки плана.
Практическая работа.
Вопросы и задания, которые учитель может использовать при работе с планом местности:
Сколько населенных пунктов указано на плане? Найдите на плане город.
Сколько мостов переброшено через реку?
Найдите на плане фруктовый сад.
Людям какой профессии нужны точные планы местности? Объясните, почему.
Чтение текста, с. 38. Ответы на вопросы учебника.
Работа в группах. Задание. Придумайте и составьте план местности, используя условные обозначения, данные в учебнике. Время на работу 4-5 мин.
7.Рефлексия. Презентация групповых работ.Отметить творческий подход каждой группы. Планы
вывешиваются на доску для того, чтобы учащиеся видели различные виды планов.
8.Домашнее задание. Составить план путешествия,с. 37-38.
Поурочное планирование. 2 класс. 1 четверть
Учитель: Харабурова О. А.
КГУ «ОСШ №3 им. Ю. А. Гагарина»
Предмет: Познание мира. Дата: 13.11.15 г
Тема. Воздух. Свойства воздуха.
Цель. Знать свойства воздуха.
Задачи: 1. Проэкспериментируют и сделают выводы о свойствах воздуха.
Выделят и сформулируют основные свойства воздуха.
В группах охарактеризуют основные свойства воздуха.
Ход урока.
Психологический настрой.
Работа в Дневнике наблюдений.
3.Проверка домашнего задания. Учитель вызывает к доске ученика, который выходит со своим планом и рассказывает о путешествии. Несколько учащихся выступают у доски, остальные сдают планы учителю.
4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.Отгадывание загадок.
1.Есть невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей
Бежит, торопится. (Воздух)
2.Что в комнате не видно? (Воздух)
Назовите ассоциации к слову «воздух». 1-2 мин учащиеся записывают в тетради свои ассоциации. Затем совместно с учителем составляют общую карту ассоциаций на доске или листе ватмана. Принимаются и записываются все варианты, предложенные детьми.
ветер свежийсквозняк Воздух бесцветный
холодный "горныйчистый
Учитель подводит итог, делает вывод, что ученики много знают о воздухе. Но сегодня на уроке они пополнят свои знания о воздухе.
5.Сообщение темы и цели урока.
6.Работа над новым материалом.Вопросы:
Как вы думаете, могут ли обойтись без воздуха животные и люди? Объясните.
Подумайте и скажите, имеет ли воздух цвет, запах, вкус? Докажите.
Ответы детей записать на доске (кратко). Подвести итог: «Вы сказали, что ...» и перечислить предположения детей. Затем учитель предлагает открыть учебник и, поработав, отметить, правильно ли учащиеся ответили на вопросы.
Работа по учебнику, с. 39.
Чтение провести с пометками. «+» - знаю информацию. «—» - не знаю.
Учитель с учениками читают текст и ставят пометки на полях учебника (до опытов).
Напомнить учащимся, что пометки надо ставить аккуратно, на карандаш сильно не давить.
После прочтения ученики заполняют табличку
+—
Переносят записи из учебника в тетрадь. Учитель просит учеников сделать вывод о том, что они уже знали и что нового узнали о воздухе.
Вопрос:
- Как увидеть и доказать, что воздух имеет эти свойства?
Учитель предлагает обратиться к учебнику и проследить, как можно доказать каждое свойство воздуха.
Работа по учебнику. Показ и демонстрация 4 опытов.
Оборудование для опытов.
Глубокая чашка, стакан.
Стакан, кусочек сахара.
Стакан.
Воздушный шарик.
7.Рефлексия.
Работа в группах. Задание. Прочитать и рассказать о свойствах воздуха. Сделать рисунок.
1-я группа - занимает место и можно сжимать.
2-я группа — плохой проводник тепла.
3-я группа - не пропускает тепло.
4 я группа- поддерживает горение.
5-я группа - перечислить все свойства воздуха.
Время на работу 3 минуты.
Презентация. Объяснение свойств воздуха.
Чтение и отгадывание загадки, с. 40. Ответы на вопросы учебника, с. 40.
8.Домашнее задание. С. 39-42, читать. Проделать опыт с пипеткой, сделать вывод.
Поурочное планирование. 2 класс. 1 четверть
Учитель: Харабурова О. А.
КГУ «ОСШ №3 им. Ю. А. Гагарина»
Предмет: Познание мира. Дата: 20.11.15 г
Тема. Значение воздуха. ОБЖ.
Цель. Расширить знания о свойствах воздуха и его значении.
Задачи: 1. Вспомнят и назовут свойства воздуха.
Подберут и проанализируют примеры, отражающие свойства воздуха.
В группах дадут оценку значению воздуха для живых организмов.
Ход урока
Психологический настрой.
Работа в Дневнике наблюдений.
3.Проверка домашнего задания. Предложить учащимся доложить о выводах после опыта с пипеткой. Тестовое задание (проводится на отдельных листочках). Инструкция: выбери и обведи кружочком свойства воздуха.
Пустой.5. Без запаха.
Невидимый.6. Без вкуса.
Глубокий.7. Голубой.
4.Бесцветный.8. Неопределенный.Учитель собирает листочки и оценивает работу каждого ученика.
4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.Учитель просит учеников еще раз вспомнить свойства воздуха и тот опыт, который это доказывает.
5.Сообщение темы и цели урока.
Продолжим узнавать новые свойства воздуха, о которых мы еще не говорили.
6.Работа над новым материалом.
Учитель предлагает новый вид работы - дневник двойной записи. Учитель объясняет ученикам: разделим тетрадный лист на 2 половины. В первую колонку ученики будут записывать свойства воздуха. Во вторую - какой опыт доказывает данное свойство.
Ключевые словаКомментарии
1. УпругостьРезиновый мяч высоко подскакивает и долго прыгает.
2.Сжатый воздухКамеры колес автомобилей наполнены сжатым воздухом.
3.Плохой проводник тепла В оконных рамах всегда двойные стекла.
4.Не пропускает теплоКогда зимой надеваешь теплые вещи и варежки, не замерзаешь.
5.Поддерживает горение Открытая свеча горит до полного сгорания.
6.Малый вес воздухаРезиновые надувные лодки, наполненные воздухом, плывут по воде.
7.Занимает определенное Подводники используют пространствопри работе под водой.
Учитель вместе с детьми читает текст и заполняет дневник двойной записи.
(Учитель - на доске или ватмане.)
Когда таблица заполнена, учитель просит учеников перечислить новые свойства воздуха, с которыми они познакомились.
7.Рефлексия. Работа в группах.Разделить класс на группы по 4-5 человек.Материал: листы ватмана, маркеры.Задание:
- Подумайте, обсудите и нарисуйте, какие свойства воздуха помогают человеку в жизни и как.
Время на работу 5 мин.
Презентация групповой работы.
Плакаты вывешиваются в классе.
Рассматривание схемы на с. 45.
Подвести учащихся к выводу о зависимости здоровья человека от состояния воздуха.
8.Домашнее задание. С. 43-46, читать.
Тема. Вода. Свойства воды.
Цель. Знать свойства воды.
Задачи: 1. Выделят и перечислят свойства воды.
Приведут примеры и аргументируют состояния (жидкое, твердое, газообразное) воды.
В группах продемонстрируют знания свойств воды.
Психологический настрой.
Работа в Дневнике наблюдений.
Проверка домашнего задания.
Работа в группах. Задания. Группы обсуждают и готовят выступление.
1-я группа - Рассказать о свойствах воздуха, которые используются при накачивании колес. Почему резиновый мяч так долго скачет?
2-я группа - Рассказать, почему на зиму надо заклеивать окна. Почему животные зимой в лесу не мерзнут?
3-я группа - Привести пример, который доказывает, что воздух поддерживает горение.
4-я группа - Может ли без воздуха существовать жизнь? Доказать.
5-я группа - Назвать, как люди используют свойство воздуха занимать определенное пространство.
6-я группа - Рассказать о зависимости здоровья человека от состояния воздуха.
Время на обсуждение в группах 2-3 мин. Время на презентацию каждой группы 1-2 мин.
4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что не менее важное значение в жизни людей играет вода, и предлагает написать пятистишие на слово «вода». Если ученики еще не умеют составлять его самостоятельно, то работают вместе с учителем.
На самостоятельную работу отводятся 2 мин. Учащиеся записывают пятистишия в тетрадь или на листочки. Когда время закончится, 5-6 учеников зачитывают свои пятистишия.
Совместная работа проходит в виде мозгового штурма. Учитель задает вопросы, а учащиеся предлагают свои варианты. На доске или ватмане записывается 1 вариант. Например, вопросы учителя:
Вода
Какая?прозрачная, чистая
Что делает? течет, поит, льет
Придумайте предложение со словом «вода». Вода нужна всему живому.
Назовите слово-ассоциацию.Жизнь.
Сообщение темы и цели урока.
Работа над новым материалом.
Работа по учебнику, с. 46.
Чтение рассказа про Асана, с. 46-47. Для лучшего и глубокого усвоения содержания предлагается читать учителю и хорошо подготовленным ученикам.
Вопросы:
Как называется место, где вода бьет из-под земли?
Почему природа особенно красива около родника?
3)Как вы думаете, почему воду из лужи пить нельзя, а из родника можно?
Какое свойство воды обнаружил Асан?
5)А какое еще свойство воды можно обнаружить по этому рассказу?
Чтение текста «Свойства воды», с. 48.
Учитель предлагает читать текст по вариантам:
1-й вариант- «Опыт 1».
2-й вариант - «Опыт 2».
3-й вариант — «Опыт 3»
И опять 1, 2, 3 — повторные задания.
Время на чтение и обсуждение 2-3 мин.
Учитель предлагает ученикам по очереди рассказывать, о чем они читали и о каких свойствах воды узнали.
По ходу выступления детей учитель делает записи на доске.
жидкая не имеет запахатекучая
Свойства воды.
бесцветнаяне бывает формы прозрачная
После выступления групп и оформления записей учитель делает вывод о свойствах воды сам или просит сделать это учеников. Рассматривание картинок на с. 49.
Вопросы:
Как вы думаете, о каких состояниях воды говорится в этих загадках?
Приведите примеры, когда вода переходит из одного состояния в другое.
Учитель предлагает обратиться к учебнику и проверить, верны ли предположения (с. 48-49). Затем он просит учащихся сравнить свои выводы и варианты примеров в учебнике и сделать анализ.
7.Рефлексия. Работа в группах.Задание.
— Прочитайте загадку, отгадайте и скажите, о каком свойстве воды или ее состоянии идет речь.
1-я группа Сеет в небе сито, сито -
Вся земля мукой укрыта. (Снег)
2-я группа Вспугнет нагайка
В небе жеребят.
По траве копытца зазвенят. (Дождь) 3-я группа Эти сахарные горы
Выплывают тут и там
В океанские просторы.
Но не сладко кораблям. (Айсберг)
4-я группа Бусы эти изо льда
Не поносишь никогда: С неба падают и тут же Образуют бусы лужи. (Град)
5-я группа Это кто такой садовник?
Полил вишни и крыжовник,
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы. (Дождь)
6-я группа Белая морковка
Зимой растет. (Сосулька)
8.Домашнее задание. С. 46-49, читать и пересказывать.
Познание мира.
Тема. Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества. Значение воды.
Цель. Знать, что вода - растворитель. Оценить важность воды для жизни на Земле.
Задачи: 1. Проведут эксперимент и сделают вывод о воде как растворителе веществ.
Вспомнят, предположат и перечислят источники загрязнения водоемов.
В группах определят значение воды в жизни живых организмов.
Ход урока
Психологический настрой.
Работа в Дневнике наблюдений.
3.Проверка домашнего задания. Учитель предлагает заполнить схему и обосновать свое предложение. Вызванный ученик называет свойство и предлагает доказательство.
Запись на доске.
Свойства воды
Когда схема будет заполнена, спросить учащихся о состояниях воды.
4.Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Предложить ребятам вспомнить и перечислить свойства воды, с которыми они уже познакомились. Схема на доске или ватмане. Отвечая, учащиеся могут опираться на нее.
Сообщение темы и цели урока.
4.Работа над новым материалом.
Работа в группах. Предложить учащимся объединиться в группы по 4-5 человек.
Задание. Провести опыт, обсудить и сделать вывод.
1-я группа - стакан с водой, кусочек сахара.
2-я группа - стакан с водой, кусочек глины.
3-я группа - стакан с водой, пол чайной ложки соли.
4-я группа - стакан с водой, пол чайной ложки кофе.
5-я группа - стакан с водой, пол чайной ложки соды пищевой.
6-я группа - стакан с водой, пол чайной ложки чая.
Время на опыты 1-2 мин. Предложить участникам опытов сделать выводы.
Вопрос:
-Как вы думаете, воздух растворяется в воде?Работа по учебнику, с. 50. Чтение текста со слов «Если частицы вещества ...». Добавить в схему на доске еще одно свойство воды: растворитель.
Обратить внимание на последние строчки, где говорится о том, что воздух растворяется в воде.
7.Рефлексия. Работа в группах.Задание:
-Рассмотрите рисунки, обсудите, прочитайте текст(с. 51-53) и ответьте на вопросы.
1-я группа - Почему многие птицы гнездятся вблизи водоемов?
2-я группа - Почему водой морей и океанов нельзя поливать растения? Можно ли ее пить?
3-я группа - Почему нельзя вырубать деревья и кустарники по берегам рек и озер?
4-я группа - Почему человек, животные и растения не могут существовать друг без друга?
5-я группа - Перечислите источники загрязнения водоемов.
6-я группа - Предложите, как можно экономить воду.
Время на работу 3-4 мин.
Ученики читают вопрос и отвечают на него. Если у других групп появляются варианты ответов, то они могут выступить и добавить.
8.Домашнее задание. С. 50-53, читать; с. 53, разгадатьребус и выполнить задание учебника.
Познание мира.
Тема. Почва. Значение почвы.
Цель. Знать состав и значение почвы.
Задачи: 1. Проведут эксперимент и сделают вывод о составе почвы.
Выделят основное свойство почвы.
В группах предложат варианты сохранения плодор