Технологическая карта урока музыки в 5 классе, с использованием арт-технологий и творческих форм работы.


Учитель музыки Замалетдинова Венера Исламутдиновна,
ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат
имени Героя Советского Союза Кузьмина Сергея Евдокимовича»
г. Чистополь

Технологическая карта урока музыки в 5 классе,
с использованием
арт-технологий и творческих форм работы.

Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н Кичак
«Музыка» по теме раздела IV четверти «Можем ли мы услышать живопись?».
Класс: 5
УМК: Т.И. Науменко. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2010.
Тема урока: “Музыкальная живопись и живописная музыка в творчестве импрессионистов”.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-прелюдия.
Методы: обучающие структуры сингапурской методики: "Тэйк Оф-Тач Даун", "Тайм Раунд Робин", "Зум Ин", "Релли Робин", "Стёзе Класс", "Модель Фрейер", "Джот Тотс", "Куиз-куиз-трейд"; словесные, методы междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческие, методы стимулирования и мотивации учения, групповые, мозговой штурм, «Синквейн», информационные, метод проектов, метод «пластического интонирования», здоровьесберегающие, метод взаимоконтроля, рефлексивный.
Оборудование урока: презентация, интерактивная доска, музыкальный центр, репродукции картин: К. Моне “Впечатление. Восход солнца”, видеоролик "Творчество К.Моне", видеоряд картин Э. Мане, К. Писсарро, О. Ренуара, Э. Дега; фрагмент произведения: К.Дебюсси “Облака” (слушание, видеоматериал), иллюстрации струнно-смычковых и деревянно-духовых инструментов, портрет К.Дебюсси, "сигнальные карточки", карточки с новыми терминами на магнитной доске, карточки для практической работы "Модель Фрейер", "Куиз-куиз-трейд", диск «Релаксация для школьников», аудиозапись песни "Мир вам, люди!"( стихи: Б. Савельева, музыка: М. Пляцковского).

Цель урока: познакомить с понятиями "живописная музыка" и "музыкальная живопись" на примерах произведений искусства импрессионистов.
Задачи урока:
Дидактические (образовательные):
- введение новых понятий: “импрессионизм”, "пленэр", "мольберт", "эфы", "струнодержатель", "гриф", "винты для струн", "завиток", "упор для подбородка", "смычок", "анимация", "мультипликатор", "видеоклип", "клипмейкер";
- расширить знания о тембровых возможностях деревянно-духового инструмента - английский рожок;
- изучение принципа звукоизвлечения и строения струнно-смычковых инструментов;
Развивающие:
- создать условия для формирования навыков эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде;
- способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач через чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства;
- содействовать развитию наглядно- образного мышления и познавательной активности в процессе сравнения музыки и произведений изобразительного искусства;
- создать условия для формирования системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;
- способствовать развитию умения сравнивать музыкальное произведение с произведениями изобразительного искусства; владению приемами анализа и обобщения ;
- обеспечить условия побуждающие детей к самостоятельному поиску звуковых образов.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию в детях эстетического вкуса, стремления к творчеству, прекрасному, бережному отношению к природе;
- создание ситуаций, воспитывающих эмоциональную отзывчивость, коммуникативные качества учащихся;
- создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля;
- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
п/№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Прогнозируемый результат

Ресурсы





УУД



1
Организа-ционный этап
Приветствие учащихся,
включение в деловой ритм, создание благоприятного микроклимата на уроке, проверка готовности обучающихся к уроку
Учащиеся сидят микрогруппами по четыре человека. Приветствуют партнеров по плечу и по лицу, улыбаясь друг другу
Коммуникатив-ные


2
Актуали-зация знаний и фиксация затрудне-ний в деятель-ности

Интеллек-туальная разминка
Выявляет уровень знаний, типичные недостатки.
Структура Тэйк Оф - Тач Даун - верно ли утверждение?
Вопросы:
1. Слияние текста и музыки рождает песню (+).
2. Опера-это сценический жанр, в котором объединяются музыка, танец, живопись, литература; во время исполнения оперы не произносится ни одного слова(-).
3. Согласны ли вы, что понятия "пантомима, мимика, жесты, пуанты, пачка" относятся к жанру балет? (+).
4. Портрет-это изображение природы на холсте (-).
5. Былина - эпическая песня о подвиге богатырей (+).
6. Темп-это окраска звука (-).
7. Квартет-это ансамбль из четырёх исполнителей (+).
8. Динамика-это скорость исполнения произведения (-).
9. Ритм-это "пульс" (+).
10. Труба-это деревянный духовой инструмент (-).
Выполняют мыслительные операции на слух, поднимают "сигнальную карточку"- смалик, если согласны с утверждением

Познавательные,
регулятивные
Презентация,
"сигнальная карточка"- смалик на столах у каждого ученика

3
Введение в тему урока
Активизирует знания учащихся, побуждает к размышлениям по данному вопросу.
Структура Тайм Раунд Робин (обговорить мысли друг с другом по времени по кругу).
Вопрос: " Музыка и живопись. Что первично и что вторично? Существует ли однозначный ответ?"
Совещаются 30 секунд в своих творческих группах и высказывают свое мнение
Коммуникатив-ные,
регулятивные,
личностные
Презентация



Создает проблемную ситуацию.
Вопросы: 1.Найти строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя?
2. Откуда в музыку пришло понятие «музыкальный пейзаж»? Что такое пейзаж?
Формулируют,
уточняют тему урока



Регулятивные

Отрывок стихотво-рения Г.Гессе

4
Постановка учебной задачи. 

Открытие нового знания
Сообщает тему урока.
Включает 1 часть видеоролика (критические отзывы о первой выставке импрессионистов и картине К. Моне "Впечатление. Восход солнца")
Анализируют
содержание
видеоролика, выделяют главную мысль



Познавательные,
регулятивные
Видеоролик






Сообщает, что движение импрессионистов создавали Э. Мане, К. Моне, К. Писсарро, Э. Дега, О. Ренуар
Вопрос: В чём же секрет импрессионистов?
Анализируют картины импрессионистов, выявляют общее и различное
Познавательные,
регулятивные
Картины Э. Мане, К. Моне, К.
Писсарро,
Э. Дега, О. Ренуар



Включает 2 часть видеоролика (детские впечатления художника и приемы письма импрессионистов)

Структура Релли Робин.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Вопрос: 1.Что в картинах импрессионистов необычного?
Анализируют
содержание
видеоролика



Работают с партнером по плечу - обобщают приёмы рисования импрессионистов


Познавательные,
коммуникатив-ные,
регулятивные

Видеоролик












Самос-тоятельный
поиск музыкальных средств вырази-тельности
Проводит параллель с ранее изученным материалом, активизирует восприятие.
Вопрос: Если бы вы были композиторами, то какие бы музыкальные средства выразительности использовали для передачи образа?
Придумывают характеристику музыки к картине, подбирают выразительные средства
Познавательные,
регулятивные, личностные
Картина К. Моне "Впечат-ление. Восход солнца"



Знакомит с французским композитором Клодом Дебюсси, главой импрессионистов в музыке, "художником, который рисовал звуками"
Запоминают и проговаривают вслух понятия "видеоклип-клипмейкер", "анимация-мультипликатор"
Познавательные,
регулятивные
Презентация



Наводящими вопросами обеспечивает мотивацию выполнения задания.
Включает видеоклип К.Дебюсси «Облака»
Вопросы:
1.Что вам представилось под эту музыку?
2. Соответствует ли симфоническая картина К. Дебюсси тому названию, которое ей дал автор?
Слушают и записывают анализ музыки.





Высказывают свое мнение, описывают личные образные картины
Познавательные,
личностные,
коммуникатив-ные
Презентация, лист бумаги



Создает условия для расширения полученных знаний.

Структура
Стё Зе Класс (перемешай класс)


Проводят черту под своим списком определений о прослушанной музыке, расходятся по классу и обмениваются мнениями с другими (добавляют в свой список идеи других учащихся)
Познавательные,
коммуникатив-ные,
регулятивные





Побуждает к высказыванию своего мнения.
Вопрос:
1.Тембровые краски каких групп инструментов симфонического оркестра использовал в своем произведении композитор?
Сообщает, что главную тему вёл деревянный духовой инструмент- английский рожок.
Предлагает вспомнить струнно-смычковые инструменты, их строение и принцип звукоизвлечения
Отвечают на вопрос












Рассматривают схему строения скрипки,
проговаривают вслух новые термины
Познавательные,
регулятивные


6
Закрепление пройденного материала
Организует деятельность по применению новых знаний, осуществляет выборочный контроль.

Структура Модель Фрейер









Самостоятельно выполняют задания-таблицу с обязательными и необязательными характеристиками струнно-смычковых инструментов с примерами и анти примерами (работа в команде: №1- обязательные характеристики, №2- необязательные, №3- примеры, №4-анти примеры)
Познавательные,
регулятивные, коммуникатив-ные
Таблица,
ручки,
стикеры



Организует взаимопроверку.
Структура Куиз-куиз-трейд (опроси-подскажи-научи)
Осуществляют взаимопроверку с партнерами по плечу и по лицу по схеме: 1-2, 3-4, 1-4, 2-3, 1-3, 2-4
Познавательные,
коммуникатив-ные
Карточки



Создает условия для обобщения полученных знаний.

Структура Джот Тотс (мысли на столе)


Обобщают и запоминают новые термины.
Каждый член команды на 4 листочках бумаги записывает
по 1 слову на тему «Урок», произносит вслух и
кладет в центр стола словом вверх (должно получится 16 слов, повторяться нельзя)
Коммуникатив-ные,
личностные,
регулятивные
Листы А4

7
Работа в команде над творческим проектом
Организует коллективную работу над песней «Мир вам, люди!» ( стихи: Б. Савельева, музыка: М. Пляцковского).
Вопросы:
1.Как эта песня связана с темой сегодняшнего урока?
2.Какими бы красками вы раскрасили настроение этой песни?
Организует выполнение художественного коллажа к песне и обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников




Анализируют текст песни, исполняют хором.
Цветовое образное моделирование музыки.

Выполняют творческую групповую работу, защищают командный проект
Коммуникатив-ные,
личностные, регулятивные
Текст песни, ватманы,
краски,
маркеры

8
Вывод урока
Подводит обучающихся к выводу, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись», опираясь на высказывание Д.Б.Кабалевского.

Побуждает к точной формулировке конечного результата работы.
Структура Зум Ин.
Вопрос:
1. Так, что же первично-музыка или живопись? Поменялось ли ваше мнение к концу урока?
Формулируют выводы, обобщают общее и различное в разных видах искусства









Объясняют свой выбор ответа
Регулятивные,
коммуникатив-ные,
личностные
Презентация

9
Рефлексия
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке:
1)Я сегодня на уроке узнал
2) Меня сегодня удивило
3) Мне понравилось
4) Мне достаточно полученной информации (не достаточно).
5) Я хотел бы еще узнать о...
Формулируют конечный результат своей работы на уроке,
осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,
называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, что получилось, что не получилось и почему
Коммуникатив-ные,
регулятивные,
личностные
Презентация

10
Рекомен-дуемое домашнее задание
Дает комментарии к домашнему заданию -придумать синквейн к слову «Импрессионизм»
Фиксируют в дневнике

Дневник




15