Конспект НОД по математике в средней группе «Родились у нас котята»

Конспект НОД по математике в средней группе
«Родились у нас котята»
Тема: Образование числа 5. Счёт в пределах 5.
Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.
Задачи:
1. Образовательные:
Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько? »
Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько  сколько.
Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
Демонстрационный материал: кошка и 5 котят, набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), обручи.
Раздаточный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
Предварительная работа: Закрепить образование числа 4, счёт в пределах 4, дидактическая игра «Найди, свой домик (квадрат, треугольник, прямоугольник) », игра «Четвертый лишний», разучивание пальчиковой гимнастики «Котята»
Ход НОД:
Воспитатель в группу вносит мягкую игрушку  кошку. Предлагает детям убрать игрушки, чтобы поиграть с кошкой.
1,2,3,4,5 кто со мной идет играть?
Мы игрушки соберем. С кошечкой играть пойдем.
Дети садятся на стульчики полукругом.
 Сегодня, ребята, я предлагаю вам почитать стих Сергея Михалкова «Котята».
 Кошка пригласила нас посмотреть на её котят, но котята спрятались, давайте их поищем глазками.
Дети осматривают группу и находят котят. Приносят котят по одному.
Счет дети производят хором и индивидуально в разном направлении.
 Ребята, кто нашел котенка? Где он находится? (на полке) Принеси его к нам.
 Сколько котят мы нашли? Сколько котят у кошки?
 Кто видит второго котенка? Где он находится? (под стулом) Принеси его к нам.
 Сколько котят стало? (2) Как мы получили число 2? (1+1)
 Кто видит третьего котенка? Где он находится? (в корзине) Принеси его к нам.
 Сколько стало котят? (3) Как мы получили число 3? (2+1)
 Кто видит четвертого котенка? Где он прячется? (за цветком) Принеси его к нам.
 Сколько стало котят? (4) Как мы получили число 4 (3+1)
 Ребята, всех ли котят мы нашли? Сколько котят у кошки? (5) А мы нашли? (4) Сколько котят еще не хватает? (1)
 Посмотрите, один котенок ни куда не убегал, он сидит рядом с мамой. Давайте посчитаем, сколько теперь котят. (5) Как мы получили число 5? (4+1)
Игра «Прятки»
 Наши котята любят играть в прятки. Давайте закроем глаза, котята спрячутся, а мы попробуем их найти.
Воспитатель убирает одного котенка, ребята отгадывают, какой по счету котенок спрятался.
Воспитатель меняет местами двух котят, ребята отгадывают, какие котята поменялись местами, какими они были по счету и какими стали, затем возвращает их на первоначальное место.
Игра «Домики для китят»
 У каждого котенка должен быть свой домик. Вместо домиков я предлагаю использовать обручи.
 Как вы думаете, всем ли котятам хватит домиков. Дети высказывают свои предположения.
 Давайте проверим. Что для этого нужно сделать? Дети предлагают посчитать.
Вначале считают котят, затем обручи.
 Сколько у нас котят? (5) Сколько у нас обручей? (4) Что можно сказать об их количестве? (котят больше чем обручей, обручей меньше чем котят) Что нужно сделать, чтобы котят и обручей стало одинаково? (добавить обруч)
Дети снова считают обручи
 Сколько у нас было обручей? (4) Сколько мы добавили? (1) Сколько стало? (5) Сколько у нас котят? (5) Что можно сказать о количестве котят и обручей? (их поровну 5=5)
 Давайте проверим, всем ли котятам хватит домиков? Дети раскладывают обручи и сажают в них котят.
Игра «Накормим котят»
 Котята играли и очень захотели кушать. Если у нас 5 котят, то, сколько должно быть карелок? (5) Почему? (у каждого котенка должна быть своя тарелка)
 Давайте посчитаем всем ли котятам хватит тарелок. У педагога 5 тарелок разной формы.
 Какой формы первая тарелка? (квадратная) Почему вы так решили? (4 угла, 4 одинаковые стороны) Ребенок кладет тарелку любому котенку.
 Какой формы вторая тарелка? (круглая, у нее нет углов) )Ребенок кладет тарелку любому котенку.
 Какой формы третья тарелка? (прямоугольная, у нее 4 угла и 4 стороны разной длины)  Ребенок кладет тарелку любому котенку.
 Какой формы четвертая тарелка? (овальная) Чем она отличается от прямоугольной? (у нее нет углов).  Ребенок кладет тарелку любому котенку.
 Какой формы пятая тарелка? (треугольная, у нее 3 угла и 3 стороны)  Ребенок кладет тарелку любому котенку.
Дети выбирают, какого котенка они будут кормить и берут себе миску определенной формы. Воспитатель предлагает построить круг.
1,2,3,4 мы построим круг пошире.
На столе стояли миски. Захотели кушать киски.
Корм я в миску положу. И котенку отнесу.
После этих слов дети подходят к своему котенку, ставят возле него миску определенной формы и образуют возле котенка круг, педагог уточняет, какой формы миски поставили дети.
 Ребята, вы молодцы, правильно поставили миски, ни кто не ошибся. А сейчас поменяйтесь мисками, возьмите миску другой формы.
1,2,3,4,5 круг построим мы опять.
Игра повторяется.
После игры дети собирают тарелочки на поднос, котят в корзинку.
Пальчиковая гимнастика «Котята»
Наши котята устали. Уютно свернулись клубочками в корзинке. Расскажем им стишок, может они уснут.
Вот веселые котята. Любят котиков ребята
1,2,3,4,5 любят котики играть.
Хвостиками повертели. Спать котята захотели.
Раз котенок  хочет спать.
Два котенок  прыг в кровать.
Три китенок  прикорнул.
А Четыре уж заснул.
Пять котенок тихо спит
Кто у нас еще шумит?
Тише, тише не шумите, Котиков не разбудите.
 Вот и наши котята уснули. Давайте не будем их будить. Тихонечко пойдем одеваться на прогулку, а когда котята проснутся, мы с ними еще поиграем.
Отсроченная рефлексия
После прогулки воспитатель вновь обращает внимание детей на котят.
 Ребята, вы помните, сколько у кошки котят? Как их зовут?
 Вспомните, что мы помогали делать котятам?
 Какой формы миски у них были?
 Какими игрушками любят играть котята?
 Какое настроение у вас было, когда вы играли с котятами?
Можно обратиться к опыту детей, и послушать рассказы о животных, которые живут у них дома.