Доклад по преемственности между ДОУ и НОО
Чиркунова Татьяна Ивановна,
заместитель директора по УВР
МАОУ гимназии №16 «Интерес»
Современные подходы
к реализации преемственности
между дошкольным и начальным звеном
системы образования
Ещё в 70-е годы XX века, выдающийся детский психолог, Даниил Борисович Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов. По его мнению, дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в российском образовании не нова.
Она всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
Родители, боясь не соответствовать школьным требованиям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
В угоду школе и родителям некоторые дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях».
Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
- А что понимается под словом «преемственность» в педагогике?
- Посмотрите на слайд и выберите ответ, который больше всего подходит к поставленному вопросу.
Карточки для доски:
(- это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть, это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.- это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания) (Карточка вывешивается на доску)
Отсюда вытекает цель преемственности – обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного возраста к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
(Карточка вывешивается на доску)
- Именно поэтому необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
- Но есть ли на самом деле эта связь между нами? Одинаково ли мы - воспитатели и учителя понимаем проблему подготовки к школе?
- Всеми уважаемый педагог Леонид Абрамович Венгер сказал: «…быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (Василий Александрович Сухомлинский).
- Таким образом, на первое место при подготовке к школьному обучению выдвигается психологическая готовность детей и формирование умения учиться.
Следовательно, в первую очередь в детском саду при подготовке к школе у ребёнка надо осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие, формировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
- Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
- Вот сейчас давайте проследим, какие современные подходы в обеспечении преемственности детского сада и начальной школы предлагают два документа – ФГОС ДО и ФГОС НОО.
- Чтобы лучше понимать современные требования в образовании, давайте сделаем сравнительный анализ этих двух программ. Работать будем по группам. У каждой группы свой вопрос и ответ в деформированной форме. Сформулируйте ответ на свой вопрос, обоснуйте его, озвучьте.
Что является основанием преемственности дошкольного и начального школьного образования? В чём заключается суть преемственности? (Первая группа)
- Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.
Основная задача начальной школы заключается в формировании у детей универсальных учебных действий.
- (В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)
- Определите, какие целевые ориентиров указанные в ФГОС ДО формируют универсальные учебные действия НОО?(Вторая группа)
Целевые ориентиры ДОУУД НОО
инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры
уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства
способен к фантазии, воображению и творчеству
любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям
способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности Личностные универсальные учебные действия
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов
хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания
Коммуникативные универсальные учебные действия
способен к воплощению различных замыслов
умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
контролирует свои движения и управляет ими
способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело,
следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены Регулятивные универсальные учебные действия
склонен наблюдать, экспериментировать
обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире
знаком с книжной культурой и детской литературой
обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории, имеет предпосылки грамотности Познавательные универсальные учебные действия
• Определите, что входит в единую теоретическую основу и что она предполагает. (Третья группа)
- В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную познавательную деятельность детей;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
• Определите связь между основными целями ФГОС ДО И НОО.
(Четвёртая группа)
- Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
На ступени ДОНа ступени начальной школы
Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ним;
Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительного самоощущения; Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования); специальная помощь по развитию не сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения; особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
Формирование представлений об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности; Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста). Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
• На что направлены основные принципы образовательных программ? (Пятая группа)
ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»;
опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка;
понятие об универсальных учебных действиях;
ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей;
на изучение узких учебных областей.
- Образование и в ДУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.
• Определите, с кем перечислены формы преемственных связей ДУ и начальной школы. (Шестая группа)
- Выдвигаются три вида преемственных связей: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и доу;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Исходя из сказанного, реализация преемственных связей требует решения следующих задач:
Обеспечение «охранительной функции» процесса обучения – недопустимость умственных перегрузок; использование системно-деятельностного подхода и здоровьезберегающих технологий; поддержание эмоционально – положительного отношения ребёнка к познавательной деятельности.
Организация процесса обучения и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребёнка.
Приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.
Решение этих задач обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, то есть позволит реализовать цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребёнка к школьному обучению, развивать его новые социальные роли и новую ведущую деятельность. Особо следует учесть тот фактор, что ребёнок 5-6лет – дошкольник, то есть только готовится к систематическому обучению.
Определение Даниила Борисовича Эльконина «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – ПЕДАГОГ».