Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания Презентация на крымскотатарском языке


Тенкъидий тюшюнювни шекиллендирюв технологиясы 1. Актуаллештирюв2. Маналаштырув 3. Рефлексия Бу методик системи учь басамакътан ибареттир: Актуаллештирюв (вызов)Бу басамакъта талебелер мевзу боюнджа берильген малюматларны фааль суретте идракъ этелер. Бойлеликнен, олар озь бильгилерини тешкерелер.Энъ эсасы исе- талебелер озь бильгилерининъ севиесини бельгилейлер. Сонъ бу бильгилерге янъыларыны къошалар. Составление списка «известной информации»:- рассказ-предположение по ключевым словам;- графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;- верные и неверные утверждения;- перепутанные логические цепочки и т. д.-«Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Составление таблицы ЗХУ». «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали Кто такие археологи Как работают археологи Как находят археологические памятники Что такое исторические источники Какие существуют виды исторических источников добро милосердие забота внимание понимание помощь сострадание Теплота сердец человечность Предлагается какая-либо цитата, афоризм, видеоролик На уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя политика». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что она может быть направлена?». Дети предполагают: «Это отношения одного государства с другими», «Завоевания», «Торговля», «Обмен знаниями», «Обмен ресурсами», «Совместное производство», «Совместная защита от общего врага». В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.5 кл. Тема: Древний ЕгипетВ "Корзину идей" могут попасть: "Египет — государство в Африке", "Египтяне использовали иероглифы", "Царь в Египте назывался фараон", "Египтяне строили пирамиды" и т.д. Мында талебе янъы малюматнен ве гъаенен къонуша. Бу къонушув окъув , икяени динълев, озьара тасиль шекилинде ола. Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); - ведение различных записей (прием ИНСЕРТ ) «V» (то, что уже известно) знак «-» (то, что противоречит представлению) знак «+» (то, что является интересным и неожиданным) «?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)  V Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары Название представляет собой сокращение, где R (роль, от имени кого будет представлено сообщение?) - А (аудитория, для кого?) - F (форма, в какой форме будет преподнесен материал сообщения?)- T (тема, о чем будет рассказано в сообщении?). Идея состоит в том, что учащийся выбирает для себя некую роль (историческая личность, ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли.Примеры: 1. 5 кл.- при изучении темы Др.Египет: фараон, вельможи, писцы и простой народ, 2. 6 класс. Тема: «Феодалы и крестьяне» Феодал (как господин);Феодал (как рыцарь);Управляющий;Крестьянин;Ученый;Путешественник. RAFT-технология Приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно… Например, Урок истории в 8 классе по теме «Россия во второй половине 19 века».На мой взгляд, отмена крепостного права в России была неминуемой.Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества.В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия проиграла Крымскую войну.Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века. Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Прием «фишбоун» Прием «Фишбоун» Эпиграф «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» –проблема – голова, верхние косточки – понятия темы: мораль, нравственность, ценности, добро, зло; нижние косточки – суть понятий, добытая в процессе изучения темы; хвост – вывод урока Не делай другому того, чего себе не желаешь! “тонкие” вопросы “толстые” вопросы 1.Что такое знания? Кому принадлежат слова “Знание – сила”? 1.Какова роль знаний в жизни человека и человечества? Объясните, что обозначают слова Ф.Бэкона “Знание – сила”? 2. Разнообразны ли знания? 2. Насколько разнообразны знания? Какие виды знаний существуют? Прием “тонкие и толстые вопросы”. “Тонким” считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ, а “толстый” вопрос требует размышления и развернутого ответа. Этот прием можно сочетать с другими: вопросительные слова, мозговой штурм, чтение с остановками. Формировать умение лучше начинать с “тонких” вопросов, т.к. детям их легче придумывать. По истории это могут быть вопросы, ответом на которые могут быть слова “да”, “нет”, дата, имя, термины, географическое название, название предмета или явления. Например: Когда основан Рим? Как называется приспособление для поливки полей? На уроке обществознания при изучении темы «Познавательная деятельность человека»(10кл) Бу басамакъта талебелер янъы алгъан малюматларнен озь бильгилерини топламагъа башлайлар. Мында талебелер озь фикирлерини айталар, алынгъан гъаелерни озь сёзлеринен ифаде этелер, талебелер озь фикирлеринен денъишелер. Булар эписи оларнынъ тиль байлыгъыны зенгинлештире. Учюнджи басамакънынъ эсас макъсады- акъылында тутмакъ ве анъламакътыр. 1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. По теме “Единовластие Цезаря” ребята смогли составить такой синквейн:ЦезарьХитрый, умныйПривлекает, завоёвывает, правитСтал могущественным диктатором Рима!Великий человек. Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Диаманта«Шесть шляп мышления»ПРИЁМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»ВЕРНЫЕ, НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999.О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156Технология развития критического мышления на уроке истории http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html