Педагогический опыт на тему Педагогические технологии в образовательном процессе

Педагогические технологии в образовательном процессе: разнообразие, целесообразность и эффективность.
Учитель татарского языка и литературы МБОУ «СОШ №24» Приволжского района г.Казани I квалификационной категории Шамсивалеева Р.М.

Педагогическая технология- это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где все цело проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно может быть разрешена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Сегодня перед учителями словесниками стоит задача: используя эффективные педагогические технологии воспитать интерес к языку, тем самым повысить уровень обученности и качества знаний учащихся. Был рассмотрен уровень обученности учащихся по татарскому языку за три года. Качество знаний стабильно держится на уровне 65 и 68%. Такой результат в основном достигается благодаря каждодневной кропотливой работе учителя.
На своих уроках использую различные образовательные технологии обучения, которые вносят разнообразие в формы проведения урока. Структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот. Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Компьютерные технологии реализуются в рамках системы "учитель-компьютер-ученик" с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.). Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель-автор", "ученик-автор" в ходе постановке и решения учебно-познавательных задач. Тренинговые технологии - это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).


Технология педагогического сопровождения учащихся
в образовательном процессе

Личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.
Реализация развивающей функции образования обеспечивается педагогическим сопровождением с помощью комплексного использования следующих методов: рефлексии, системного анализа, проблемного обучения (эвристического, исследовательского, проектов), осуществляемых, в первую очередь, на уроке. Деятельность педагога, осуществляющего сопровождение, направлено на работу с субъектным опытом ученика; гибкого анализа его познавательных и профессиональных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений; раскрытие способов мышления, сложившихся в процессе познания каждого ученика. Становится очевидным, что такая работа педагога требует от него не только пересмотра его "психологического багажа", но и принципиально иного подхода к образовательной программе, которая в идеале должна быть разработана для каждого ученика персонально, подготовки к каждому занятию персональных дидактических материалов.
Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими:
- индивидуальные и групповые беседы, опросы (анкетирования, интервьюирования, анализ продуктов учебной деятельности школьников (изучение текстов), графологический анализ рисунков, как выявление типологии характера, акцентуации личности и т.д.);
- социально-психологический тренинг межличностного общения, имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии, осуществляемые в диалоговом режиме, профессиональные консультации и другие виды деятельности, направленные на создание у школьника состояния психологического комфорта и чувства защищенности в условиях окружающего его мира;
- поисково-творческая деятельность, реализуемая учащимися, как в учебной, так и во внеклассной работе с последующей обязательной фиксацией. Ежегодно на городских и республиканских уровнях проводятся конкурсы рефератов, научных исследований. Ученики активно принимают участие на различных конференциях.
Стараюсь создать на своих уроках или специально организованных тренингах ситуации, на которых учащиеся учатся слушать, сопереживать, интерпретировать внутренний мир других людей по их внешнему поведению, использовать интуицию.
Постепенно учу школьников проводить самонаблюдения, использовать тестовые методики, анализировать собственные поступки, особенно во взаимоотношении с другими людьми, ставить перед собой новые цели, преодолевать трудности, но всегда стараться добиться результата.
В преподавании, осуществляемым на принципах педагогического сопровождения, акцент делается на организацию индивидуальной познавательной деятельности на основе знания ее психологической природы.
Принимая во внимание психологические особенности учащихся, стараюсь избегать однообразных упражнений. Анализируя и помогая понять ученику не только содержание того, что он усвоил, но и как ему это удалось сделать (с помощью каких приемов, техник). Одним детям легче воспринимать на слух, у других лучше развита зрительная память. Акцент в заданиях делается на понимании учеником того, что и как он делает.
Кроме того, помогаю учащимся в выявлении своеобразия обработки полученной учеником информации. У некоторых учащихся выявляется способность к анализу и сравнению различных фактов, событий, предметов, ("логики, аналитики"). А другие проявляют склонность к усвоению информации в целом, опираясь на интуицию ("синтетики"). Такой подход стимулирует ученика к познавательной деятельности, дает ему возможность уже на школьной скамье определить для себя наиболее продуктивные способы проверки своих возможностей в различных видах деятельности.
Требования к учителю-предметнику, осуществляющему педагогическое сопровождение, заключаются в следующем: учитель является не информатором, а координатором, организатором диалога, полилога, помощника, консультанта учащихся с учетом их индивидуальных способностей, создает условия для личностной реализации каждого ученика.
Поддерживаю поиски наиболее эффективных путей усвоения знаний, поощряю наиболее интересные находки, анализируя несостоявшиеся попытки, стимулирую детей к осознанию своих поражений и побед. Мною задаются вопросы: "Как ты рассуждал, чтобы придти к соответствующему выводу?", "Почему пришел именно к данному результату?" и другие. Применяю диагностические процедуры, направленные на выявление познавательных стилей учащихся и на их основе прогнозирую динамику развития и успешность овладения им учебным материалом. На уроке присутствует разные формы общения между учителем и учениками - монолог, диалог, полилог; учениками - индивидуально, парами, в группе. Особое внимание уделяется развитию индивидуальности, его самопознанию и самосовершенствованию. Так, например, на уроках литературы учащиеся работают над своей речью, воображением, умение слушать и слышать других, выступать публично. Все это способствует становлению личности учащегося как индивидуальности.
Педагогическая технология - проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.
Заголовок 2 Заголовок 315