доклад : «Актуализация проблемы креативности в современном образовательном процессе»

«Актуализация проблемы креативности в современном образовательном процессе»

Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся миру. В связи с этим так актуально стоит вопрос о развитии творческого потенциала ребенка.
Проблема создания условий для развития творчества учащихся проходит красной нитью и в работе Министерства образования и науки АРК и управления образования Симферопольского городского совета и школа на протяжении многих лет ставит перед собой эту задачу.
Особое значение в связи с этим приобретает организация педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды в школе.
В процессе педагогического сопровождения учитель помогает ребенку почувствовать собственную состоятельность, поддерживает в школьнике уверенность в себе и ощущение личной значимости. Для этого учителю необходимо понимать признавать неповторимость и уникальность ребенка, представлять его психологический портрет, знать возрастные особенности, доминирующие мотивы, определяющие поведение ученика, его отношение к обучению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками.
В преподавании, осуществляющемся на принципах педагогического сопровождения, акцент делается не на программный материал, а на организацию индивидуальной подготовительной деятельности.
Основная цель образования – подготовка наших выпускников к будущему, к появлению новых возможностей в жизни и их рационального использования. И именно креативность помогает эффективно реализовать эту цель.
Воспитание творческого отношения к действительности, развитие умения находить оригинальное решение в нестандартной ситуации используют на своих уроках многие учителя нашей школы.
Педагогическое сопровождение, направленное на креативность среды отличает ряд признаков:
внимательное отношение к необычным вопросам;
уважительное отношение к необычным идеям;
демонстрация ценностей детских идей;
предоставление учащимся большей самостоятельности на уроке;
создание свободной, непринужденной учебной обстановки.
Проблема нашей школы начинается со слов «Личностно-ориентированное обучение », и мы ставим перед собой основную задачу формирование гармонично-развитой, социально-активной и творческой личности, обладающей не только знаниями, но и способностью к саморазвитию и самообразованию, умению решать нестандартные задачи, не имеющие аналогов в прошлом, своевременно реагировать на происходящие в обществе изменения и вместе с тем ориентироваться на -- общечеловеческие ценности.
А, вот выполняем ли мы эти задачи?
Это результаты дальнейшей учебы и работы наших выпускников. И это открытие одаренных, способных учащихся и их поддержка и направление.
И если эти качества есть у наших детей, создание творческой лаборатории на уроке вполне реально и возможно.

Хочется выделить основные сферы проявления одаренности учащихся:
интеллектуальная (высокий уровень развития мышления, памяти, воображения, позволяющих успешно решать различные задачи) – 1%
сфера академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знаний) приблизительно 5%;
креативность (стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблемы)
общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером);
сфера художественной деятельности (успешность в различных видах искусства);
двигательная сфера (хорошая зрительно-двигательная координация, владение своим телом, интерес к занятиям, требующим физические нагрузки).
В какой сфере больше учащихся нашей школы, вашего класса?
К числу ключевых характеристик креативности относят:
интуицию, фантазию, выдумку, дар предвидения, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, работоспособность.
И если эти качества есть у наших детей, создание творческой лаборатории на уроке вполне реально и возможно.
Развитие креативности включает три обязательных составных:
внутреннюю мотивацию
навыки творческого мышления
ресурсы
Ресурсы и творчество не возникнут сами по себе, их нужно развивать на протяжении большого времени. Наилучшее время для этого – время обучения в школе.
Развитие творческих способностей учащихся - это кропотливый труд. И он под силу нашему педагогическому коллективу.

Учитель.
Не рассказывай мне того, что знаешь.
Я хочу исследовать неизвестное.
Будь источником моих открытий,
Моим освобождением, а не бедствием.

Мир твоих истин может ограничить меня
Мудро прими мой протест.
Не поучай меня, пойдем вместе
Я начну там, где закончил ты.
Ты не узнаешь, кто я
Слушая только самого себя
Не поучай меня, но позволь быть самим собой.
Ты проиграешь, если я, лишь повторю тебя.

«Молитва студента» У.Мотурано.

15