Открытый урок по физике на тему Линзы. Построение изображения в линзах


Открытый урок по физике на тему "Линзы. Построение изображения в линзах"

Цели урока:
Образовательная: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.
Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.
Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.
Ход урока
Организационный момент :приветствие учащихся;
проверка готовности учащихся к уроку;
ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);
создание психологического настроя.
Начать урок мне хочется словами М.В.Ломоносова: «Пою перед тобой в восторге похвалу; не камням дорогим, ни злату, а стеклу».
Повторение ранее изученного материала :1. Блиц – опрос (ответом на вопрос может быть только да или нет, для лучшего обзора ответов учащихся можно использовать сигнальные карточки, «да» - красные, «нет» - зеленые, необходимо уточнять правильный ответ):
Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)
Угол падения обозначается латинской буквой бета? (нет)
Отражение бывает зеркальным и диффузным? (да)
Отражение в плоском зеркале действительное? (нет)
На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)
Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)
Скорость света в любой среде одинакова и равна 3*108 м/с? (нет)
Скорость света в воде меньше скорости света в вакууме? (да)
Двое учащихся работают с карточками.
2. Оптика в художественной литературе:
Пословица «Солнце сияет, а месяц светит».
Вопрос: Чем отличаются данные источники света?
Ответ: Солнце излучает электромагнитные волны, а Луна лишь отражает солнечный свет.
Загадки:
Придет в дом - не выгонишь колом, Пора придет – сам уйдет. (Солнечный луч)
Попутчица за мною ходит вслед, Мне от нее ни зла, ни пользы нет. (Тень)
И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)
Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)
Перед нами - вверх ногами, Пред тобой – вверх головой. (Отражение в воде)
Изучение нового материала:
“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые , а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть – линзами.
Формирование проблемного вопроса. При помощи линз можно не только собирать и рассеивать лучи света ,но и получать разнообразные изображения предметов. Именно благодаря этой способности линзы широко используются на практике. Линзы в киноаппаратах способны давать увеличенное в сотни раз изображение маленького кинокадра, а в фотоаппарате такие же линзы дают уменьшенное изображение предмета. Как же получаются столь различные изображения?
Работа с использованием компьютера: используя презентацию ( слайды с 1 по 16) преподаватель объясняет новый материал.
Работа учащихся с опорным конспектом .Рассмотреть слайды с 8 по 13 : “Построение изображения в собирающей линзе”.
Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).
Рассмотреть слайд 14: “Построение изображения в рассеивающей линзе” .Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).
Проверка понимания нового материла, его закрепление:
Работа учащихся у доски:
Решение задач: 1.Определите оптические силы линз, фокусные расстояния которых 25 и 50 см. 2.Оптические силы линз равны 5 дптр и -8 дптр. Каковы их фокусные расстояния ?Подведение итогов урока :С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
Оценки за работу на уроке. РЕФЛЕКСИЯ.
Домашнее задание : &50 , стр.196 выполнить тест.
Построить изображение предмета в рассеивающей линзе:
Если предмет находится за фокусом линзы.
Если предмет находится между фокусом и линзой.
К уроку прилагается презентация и опорный конспект