Статья Профессиональное выгорание педагогов


Профессиональное выгорание у педагогов
В последние годы в России, так же, как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный).
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
притупляются представления о ценностях жизни,
эмоциональное отношение к миру «уплощается», чело
век становится опасно равнодушным ко всему, даже к
собственной жизни;
такой человек по привычке может еще сохранять
внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но
его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта профессионального выгорания
Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.
Симптомы профессионального выгорания
ПЕРВАЯ ГРУППА: психофизические симптомы
Чувство постоянной усталости не только по вече
рам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астениэация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные
расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и
желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической
или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсор
ной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА: социально-психологические симптомы
Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций,
для которых во внешней ситуации причин нет (чувство
вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»,
ТРЕТЬЯ ГРУППА: поведенческие симптомы
Ощущение, что работа становится все тяжелее и
тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим
(увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель затрудняется в принятии решений;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и
«застревание» на мелких деталях, не соответствующая
служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцирование от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание
выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Психологические условия педагогической деятельности и личности педагога
Про деятельность педагогов написано много замечательных книг, авторами которых были и ученые – теоретики, и педагоги – практики. Назовем только некоторые известные всем фамилии: В. А. Сухомлинский, Ф. М. Гоноболин, Г. С. Костюк, А. И. Щербаков, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Я. А. Каменский и др. Кажется, не одна сфера человеческой деятельности не привлекает такого внимания.
«Педагогическая деятельность – это, прежде всего передача детям определенных знаний. Главное, с чем должен идти педагог к детям, - знание предмета, эрудиция, владение информацией, хорошее самочувствие, самооценка, любовь к детям, душевное равновесие, психологический климат, эмоциональный настрой и многое другое».
Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “человек – человек” зависит от качеств того и другого.
Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.
Щуркова Н. Е. в своей работе “Классное руководство”, говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то основные личностные черты это:
1. Интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.
2. Интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле.
Когда внимание разного рода личностным проявлениям “Я” человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, решается, или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос “любви к ребенку”, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.
3. Интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире.
Согласно Щурковой Н. Е. перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с детьми более подробно. Столяренко Л. Д. к таким качествам относит:
- наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
- способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
- гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
- владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;
- способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, “приспособлений” и “пристроек”).
По мнению Щурковой Н. Е. все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно.
Выявленные личностные качества профессионально ценностные, они необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.
- Социально-психологические факторы. Анализ взаимодействия между социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов (учеников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и «выгоранием». Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Так педагоги, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с детьми, а также не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия детей и неблагоприятная атмосфера в группе или классе, например, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников вызывают у педагогов «выгорание».
Таким образом, на основании вышесказанного, мы видим, что профессия педагога может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции”. Проявления стресса в работе педагога разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит педагог.
Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, в эту группу включены социально-демографические и личностные особенности. Орел В. Е. отмечает, что из всех социально - демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж. Причины спада профессиональной деятельности педагога старшего возраста, так называемый “педагогический криз”, выделяет Ю. Л. Львова. По ее мнению, это:
- во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;
- во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно;
- в-третьих, возможность изоляции педагога в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие «выгорания». Чтобы избежать профессионального выгорания педагогу могут помочь определенные качества личности.
Качества, помогающие специалисту избежать
профессионального выгорания:
Во-первых:хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
высокая самооценка и уверенность в себе, своих
способностях и возможностях.
Во-вторых:
опыт успешного преодоления профессионального
стресса;
способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
высокая мобильность;
открытость;
общительность;
самостоятельность;
стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
способность формировать и поддерживать в себе
позитивные, оптимистичные установки и ценности - как
в. отношении самих себя, так и других людей, и жизни
вообще.
Для того чтобы избежать встречи с синдромом профессионального выгорания нужно помнить следующее:
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
2. Любите себя или, по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Подбирайте депо по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои сипы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними,
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня.
Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?