Разработка электронного учебного пособия «Физическая культура: руководство к действию»
Разработка электронного учебного пособия «Физическая культура: руководство к действию»
При разработке электронного учебного пособия «Физическая культура: руководство к действию» мы ориентироваться на следующие принципы и технологические особенности:
Принцип приоритетности педагогического подхода: реализуется через постановку образовательной цели и разработку содержания образовательной деятельности на основе одного или комбинации нескольких дидактических подходов: системного, синергетического, проблемного, алгоритмического, программированного, проектного, эвристического, компетентностного и других подходов. Системный подход означает, что целесообразно разрабатывать комплексные пособия, включающие как лекционный материал, семинарские занятия, так и комбинированные уроки (практики, для гуманитарных и общеспециальных дисциплин). Т. е. пособие должно охватить дисциплинарную систему.
Принцип модуля: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
Принцип наглядности. В основе принципа создания электронных средств обучения (ЭСО) лежит теория мультисенсорного обучения. Каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.
Принцип ветвления: каждый модуль связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета. Принцип ветвления позволяет регулярно повторять пройденный материал при этом процесс запоминания основывается на возникновении взаимосвязи между процессом и объектом, между пройденным и новым материалом. Необходимо помнить о словаре терминов - глоссарии. В электронных пособиях это не просто список терминов и их разъяснение, даваемое в конце учебника - это своеобразная динамичная система справки. Пользователь должен иметь возможность, встретив в тексте незнакомый или малопонятный термин, тут же обратиться к его толкованию. Наилучшим образом такая система может быть реализована с помощью гиперссылок.
Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров. Не следует забывать, что пользователь должен чувствовать себя при работе с электронным средством обучения комфортно. Для этого необходимо предусмотреть всевозможные элементы управления.
Принцип адаптивности: электронное пособие должно допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.
Структура электронного учебного пособия
1. Главная страница
На главной странице электронного пособия присутствует:
название курса, по которому сделано учебное пособие;
меню основных разделов учебника;
список рекомендуемой литературы;
ссылка на информацию об авторах
Дизайн главной страницы тщательно проработан.
2. Навигационная система
«Навигационная система учебника построена по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока. При необходимости, могут быть реализованы и переходы между разными блоками».
Теоретическая часть учебного пособия разбита на разделы. Общее меню разделов может быть вызвано с главной страницы. Вход в каждый конкретный раздел возможен только из этого меню. Разделы, в свою очередь, также имеют свое собственное меню для содержащихся в нем тем. Вызов страниц с отдельными конкретными темами возможен только из меню раздела. Перемещение между страницами осуществляется только в пределах объединяющего их раздела.
Перекрестная навигация между различными страницами учебного пособия реализовывается только в неявном виде и по методическим соображением.
В процессе изучения учебного материала обучаемый имеет возможность оперативно получить текущую информацию, для этого обеспечен переход на нужную страницу по гиперссылке с любой страницы учебника. Возврат в исходное место в этом случае реализован через кнопку "Назад" панели управления браузера.
Техническое исполнение
Информация структурирована и представляет собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий. Структурные элементы учебного курса соответствуют ключевым темам с гипертекстом, иллюстрациями.
Текстовая часть сопровождается перекрестными ссылками (гипертекст), позволяющими сократить время поиска необходимой информации. Все электронное пособие включает возможность копирования выбранной информации и распечатки без выхода из самого учебного пособия.
Текст учебного пособия представлен в соответствии со следующими рекомендациями его представления:
Способы представления текста. Ясинский В. Б. выделяет целый набор факторов, влияющих на процесс восприятия текста, расположенного на экране дисплея. Это ширина текстовой зоны, способ выравнивания текста, его расположение на экранной странице, начертание, стиль и размер шрифта.
Размер текстовой зоны. Известно, что восприятие текста идет значительно эффективнее, если глаз может сразу охватить не отдельные слова или обрывки фразы, а целую строку, законченный фрагмент или, в идеале - абзац.
Выравнивание текста. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень эффективный прием оформления текста. Применение того или иного способа выравнивания позволяет не только решить задачу привлечения внимания к определенным фрагментам текста, но и задать ритм чтения учебника, замедляя или ускоряя его в нужных местах. В большинстве языков текст читается слева направо. Поэтому способ выравнивания текста влево наиболее естественный и легко воспринимается человеком при чтении. Выравнивание по центру хорошо подходит для заголовков, или если надо придать дополнительную выразительность некоторым текстовым фрагментам. При выравнивании по ширине все слова равномерно распределяются по строке. В больших документах целесообразно данный вид выравнивания перемежать другими способами, чтобы избежать монотонности и потери внимания.
Выбор шрифта. Все многообразие имеющихся шрифтов можно разделить на две большие группы: шрифты с засечками (Times New Roman) и гладкие шрифты (Arial без засечек): «По мнению психологов, шрифт с засечками читается легче, поскольку глазу есть за что «зацепиться» при чтении текста засечки как бы служат направляющими для перемещения глаза по буквам, и он устает меньше. Гладкие шрифты требуют больше внимания и усилий при чтении». Необходимо также учесть, что электронное пособие должно нормально воспроизводиться на компьютере пользователя, на котором ассортимент шрифтов может быть очень ограничен.
Роль цвета в электронном учебном пособии. В отличие от печатных изданий пособия в электронном виде имеют возможность влиять на процесс восприятия с помощью цвета. Однако во всем нужна умеренность. Опыт создания web-страниц для Internet показал, что оптимальным является использование на одной web-странице не более 4-х основных цветов. То есть, при разработке web-дизайна пособия сначала следует определиться с цветовой гаммой.
Цвет фона и основного текста. Наиболее оптимальным способом правильной подборки цветов является подбор цветовой пары текст–фон. Для цвета основного текста все же лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и варианты (темно коричневый, темно синий и так далее). А вот цвет его напарника зависит от общей выбранной цветовой гаммы. Но в любом случае для фона следует использовать только мягкие пастельные тона. В крайнем случае, для разных разделов учебника можно несколько варьировать его оттенок или текстуру. В пределах же одного тематического раздела цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для всех страниц.
Акцентирование цветом. Для выделения фрагментов текста не стоит применять резко контрастирующие с основным текстом цвета. Не имеет смысла и большое разнообразие выделяющих цветов. Вполне достаточно использовать разные по насыщенности оттенки одного цвета. Перечисленные выше способы акцентирования внимания можно применять как вместе, так и по отдельности. Причем наилучший эффект достигается при одновременном использовании нескольких видов акцентирования: шрифтом, цветом и форматированием в любой их комбинации.
Этапы проектирования электронного учебного пособия
Создание учебного пособия «Физическая культура: руководство к действию» включило в себя следующие этапы проектирования:
Определение целей и задач разработки. Отправной точкой в создании электронных учебных пособий являются дидактические цели и задачи, для достижения и решения которых используются информационные технологии.
Разработка структуры электронного учебника. Все разделы курса и их компоненты взаимосвязаны. Каждый компонент в указанных разделах электронного пособия доступен для пользователя из любого другого раздела.
Разработка содержания по разделам и темам учебника. В ходе этой работы было:
выделено основное ядро учебного материала;
выделены второстепенные моменты в изучении учебного материала;
выделены связи с другими темами учебного курса;
подобраны практические разноуровневые многовариантные задания по каждой теме;
подобраны иллюстрации, графики, демонстрации.
Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.
Содержание учебного пособия распределено в рамках программных структур разного уровня и назначения, таких как гипертекст, графика. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.
Программирование. Электронное учебное пособие разработано с использование прикладных программ: гипертекстовый редактор Microsoft Front Page (структура, информационное наполнение, реализация связей между блоками учебного пособия) и редактор обработки растровой графики Adobe Photoshop (подготовка графических объектов для размещения в учебном пособии).
При конвертации HTML – документа из гипертекстового редактора Microsoft Front Page, созданный продукт просматривается в браузере. Наиболее совестимый из браузеров – Internet Explorer, стандартный для ОС семейства Windows.
Пособие может быть записано на электронном носителе, либо издано на бумажном носителе.
http://distkurs.59209.edusite.ru/p17aa1.html
15