План-конспект урока по ПДД в 1 классе. Тема:Улица полна неожиданностей


Предмет: Правила дорожного движения
Тема: «Улица полна неожиданностей»
Программное содержание:1. Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу, и закрепить правило светофора.4. Систематизировать знания детей о дорожных знаках.5. Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.6. Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.7. Закрепить умение детей собирать из частей целое – пазлы. Развитие зрительной памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.Материалы к занятию: Демонстрационный – иллюстрации с изображением транспорта. Макет улицы, маленькие машинки, дорожные знаки; загадки.Раздаточный – лист бумаги с не до конца нарисованным лицом, для каждого ребенка, пазлы.
I. Ход занятия1)- Ребята, сегодня мы погуляем по нашему городу. Представьте, что мы вышли из школы на улицу и пошли пешком (дети перемещаются по группе).- как мы сейчас называемся? (пешеходы)- как появилось это слово? Сколько на улице пешеходов? (вот один вышел из трамвая, другой из магазина, третий из дома, а всего – много).Остановились. Стоим- давайте остановимся и посмотрим на поток автомобилей(дети встают вокруг стола, на котором выложены картинки с изображением транспорта: пассажирского, грузового и транспорта специального назначения).- как одним словом можно назвать то, что здесь изображено? (автомобили)- на какие группы можно разделить все автомобили? (грузовые, пассажирские, автомобили специального назначения)- почему они так называются – пассажирский транспорт, грузовой, спец. назначения?- все автомобили разные, но почему их всех назвали одним словом – автомобили?- что у них общего?- какие части есть у каждой автомашины? (колеса, руль, мотор и т.д.)
2)На ковер выложены машины. Сели на ковер.- Посмотрите, как много на улице машин. Так пешеходу не долго и растеряться.- Но если мы с вами будем знать одно очень важное правило, то не растеряемся ни на одной даже самой оживленной улице. Кто знает, какое это правило? (дети высказывают свои варианты)- вот оно правило – проезжая часть – для машин, тротуар – для пешеходов.- Для чего машинам широкие дороги? (машины большие, ездят быстро).- А нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности.- А если мы в деревне, там нет тротуаров, как быть?- Здесь наше правило звучит немного по-другому: дорога – для машин, обочина – для пешеходов.- А что такое обочина? (обочина сбоку).
III. Игра «Мы – шоферы! »(Дети должны показывать движения).«Едем, едем на машине, (движение рулем) Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)Дворники считают капли («дворники»)Вправо, влево чистота!Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)Мы – шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх).
IV.Работа по теме занятия1) Смотрим на макет - подошли к макету.- Но на улицах города идя по тротуару, рано или поздно придется сойти с тротуара. Как вы думаете почему? (чтобы перейти улицу).- А можно ли где попало переходить улицу (нет, только там, где это разрешено)- А как узнать это место, где разрешено переходить улицу? (по полоскам)- Что это за полоски, для чего они нужны и как они называются? (зебра; чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел из далека: здесь может появиться пешеход)-Где еще можно переходить улицу? (подземный переход)Вот мы подошли к зебре, можно ли сразу переходить улицу? Нет – внимательно посмотрим на дорогу, не сходя с тротуара, нет ли машин. Сначала смотрим налево – машины едут оттуда, потом на право. Если машин нет - тогда иди. Быстро, но не беги.- но бывают улицы, где машин очень много можно так стоять и до вечера. Что нам поможет на таких улицах? (светофор).Садимся на ковер. Берем с собой светофор.- Кто нам сможет рассказать правило светофора? (загорелся красный, и машины остановились. Зеленый – для нас, можно переходить через дорогу).- Каких цветов глаза у светофора? (красный, желтый, зеленый). А вы знаете, почему выбраны именно эти цвета?- Такие цвета для светофора выбраны не случайно. Красный цвет напоминает об опасности (н-р, пожарные машины).Желтый – те, которые работают на дорогах – бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы. Водитель из далека, видит желтый цвет и сбавляет скорость. И мы, должны быть внимательны, увидев желтый глаз светофора.А вот зеленый – спокойный, приятный цвет. Цвет травы и листьев. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам.
2)Давайте вместе попробуем отгадать загадки. (раздавать фишки за каждый правильный ответ)Загадки.1. У дороги, словно в сказке на столбе живет трехглазка.Все мигает и мигает, ни на миг не замыкает (Светофор)2. Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус)3. Коль бензину дашь напиться,Вмиг помчится колесница. (Автомобиль)4. Что за чудо синий дом, окна светлые кругом,Носит обувь на резине, а питается бензином. (Автобус)5. Две дорожки так узки, две дорожки так близки.И бегут по тем дорожкам домики на круглых ножках. (Трамвай)6. Дом на улице идет, на работу всех везет.Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.(Автобус, троллейбус)7. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)8. Я в любое время года и в любую непогодуОчень быстро в час любой провезу вас под землей. (Метро)9 Встало с краю улицы в длинном сапогеЧучело трехглазое на одной ноге.Где машины движутся, где сошлись путиПомогает улицу людям перейти. (Светофор)3) Давайте сосчитаем у кого больше фишек. Сколько фишек – столько хлопков.- Ребята, а что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и водителям? (дорожные знаки)Делимся на 3 команды. Каждая команда получает пазлы - дорожные знаки. На время и на качество. Как называются эти знаки?- а какие еще дорожные знаки вы знаете? (варианты детей)- а давайте вместе посмотрим на дорожные знаки и выберем те, которые вам известны.Садимся за стол, на котором выложены дорожные знаки. Обсуждаем их названия.Много есть различных знаков – Эти знаки нужно знать,Чтобы правил на дороге никогда не нарушать.Красный круг обозначает обязательно запрет.Он гласит: «Нельзя тут ехать,Или тут дороги нет».А еще бывают знаки –
Взяты в синенький квадрат.Как и где проехать можно эти знаки говорят.Синенький прямоугольник,Вам подскажет, где найтиОстановку и заправку –Все, что нужно вам в пути!- Вы еще пока маленькие, одни по улицам не ходите. Но, выходя на улицу с кем-то из взрослых, проверяйте себя: хорошо ли вы знаете правила. И если что-то забыли, не стесняйтесь, спрашивайте у взрослых.
V.Рефлексия- Ребята, скажите, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?- А теперь на листочках нарисуйте выражение лица человечка, если понравилось – улыбку, если не понравилось – грусть.- Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось.(спросить, что больше всего понравилось на занятии).- А грустные лица есть? С чем это связано?- Ребята, а что нового вы сегодня узнали?
Беседа.