Активные формы обучения как средство формирования самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Активные формы обучения как средство формирования самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого учителя.
Именно личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте помогает мне построить свою работу так, чтобы в центре обучения находился сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока при реализации такого подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом.
К подобным урокам я шла в течение долгих лет работы в школе. Рассматривая основные требования к личностно ориентированному уроку, сторонники этого метода отмечают, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников.
Средства, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, учитывая возрастные, психологические, индивидуальные качества своих воспитанников, уровень подготовки класса, свою профессиональную зрелость, педагогическую интуицию и творческий потенциал.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации урока на деятельностной основе, опробованных и освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
Активные методы преподавания
Индивидуальные
Групповые
Фронтальные
Тренинг
Ролевые
Имитационные
Учебные
Ситуационные, Организационно – деятельностные
Методы и обучающие, и воспитывающие иногда бывают в единстве.
Групповые:
-групповой опрос при опросе лекции, работа в четвёрках
- групповая дискуссия, когда решаются проблемные вопросы ( какое предложение представлено на доске?)
-мозговой штурм
Игровые (игра должна быть так построена, что даются обязательные условия, при которых результат может быть достижим. Простейший пример дидактической игры: кто больше слов составит за 3 минуты из ВИНОГРАДОСОКОВЫЖИМАЛКА
Виды учебных игр: ассоциации, загадки, творческие разминки (мини-тесты), лингвистические рассказы, сказки, кроссворды, игры на внимание и др.^ Задания творческого характера:
-сочинение-миниатюра
-«Дополни фразу»
-творческий диктант
-конструирование предложений
- составление таблиц
-редактирование текста
-устный рассказ
-сочинения на лингвистическую тему
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока в 5 классе «Сказало существительное: «Я слово удивительное!» спрашиваю:
- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?
- О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
- Какая самостоятельная часть речи, по-вашему, самая главная?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. В конце урока обязательно обсуждаю с детьми не только то, что узнали, но и то, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз, а что изменить. Стараюсь дать возможность высказать своё мнение каждому желающему, если даже это мнение о прошедшем уроке расходится с мнением учителя.
Чрезвычайно важным аспектом личностно ориентированного урока считаю опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Научная информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» её через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, например учителя, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления делают предмет изучения зримым, ясным.
Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы. Работая над текстом стихотворения А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» в 6 классе, чтобы добиться личностного восприятия и чёткого, яркого осмысления образов, созданных поэтом, помочь учащимся почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, перед чтением стихотворения спрашиваю:
- Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения? Как думаете, о чём или о ком пойдет речь?
- Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали, переживали?
А затем предлагаю проследить, с помощью каких поэтических средств рассказывает Фет о состоянии человека в осеннем лесу, его переживаниях, настроениях, отношениях с природой.
Прежде чем начать работу над стихотворением М.Ю Лермонтова «Бородино» в 5 классе, я попыталась выяснить, что же знают учащиеся о героическом событии русской истории, о котором рассказывает в своём произведении поэт, и о его героях:
- Что вы знаете об Отечественной войне 1812 года?
- Что вам известно о Бородинском сражении?
- Кто такой Кутузов?
В результате короткого общения с учащимися выясняем, что о таком ярком историческом факте им, к сожалению, известно мало, это помогает заинтересовать ребят, привлечь их пристальное внимание к предстоящей работе над стихотворением.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т. д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности.
Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Задания при групповой работе даю дифференцированные.
Богатые возможности групповой работы раскрываются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Чаще всего это повторительно-обобщающие уроки.
Часто использую работу в парах постоянного и сменного состава, которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.
Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов, при анализе текста художественного произведения и на других этапах урока.
На уроках изучения нового использую приём совместного поиска в группах – «что мы об этом знаем?». Классу сообщается тема урока, а учебные группы вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчётов групп, их обсуждения идёт поиск верного ответа на вопрос.
На уроках русского языка и литературы также использую интерактивную форму обучения, как диалог. Для того чтобы конструктивное общение состоялось, ученику нужно научиться общаться. Обучение искусству диалога начинаю уже в 5 классе. Анализируя с ребятами различные ситуации речевого общения, вместе вырабатываем правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников:
необходимо говорить понятно, высказываться только по теме, избегать избыточности информации;
важно не только умение интересно и грамотно говорить, но и умение слушать;
если не согласен с мнением товарища или учителя, сначала выслушай, а потом высказывай своё несогласие;
критикуй идеи, а не личности.
Затем группам даётся несложное задание при повторении глагола, например, выбрать из данного списка-перечня только те постоянные и непостоянные признаки, которые имеет глагол, доказать правильность своего выбора. А далее работа организуется по принципу методики «аквариум»: одна из групп (как правило, она состоит из ребят, уже немного владеющих навыками диалогового общения) начинает работу над заданием, а ученики вместе с учителем наблюдают за действиями одноклассников. После отчёта данной группы идёт обсуждение как качества выполненного задания, так и умения ребят из работавшей на виду у всех группы вести диалог. Как правило, в результате такой подготовительной работы, организованной в разных формах и неоднократно, учащиеся приучаются к соблюдению правил ведения диалога, что позволит в дальнейшем наладить качественную групповую работу на любом уроке и сослужит ребятам добрую службу в их дальнейшей самостоятельной жизни.
На уроках литературы часто даю ребятам индивидуальные опережающие задания, представляющие собой самостоятельное исследование какой-либо проблемы по тексту изучаемого произведения, которые предполагают работу с критической литературой, консультации с учителем, формируют умение логически мыслить, сопоставлять различные факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить своё выступление так, чтобы заинтересовать слушателей. Стараюсь
не ограничивать свободу учащихся. Они могут высказывать любые гипотезы, самые необычные и смелые идеи, мысли, отстаивать свои мнения в диалоге с товарищами, с учителем.
^ Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.
Кроме традиционных заданий репродуктивного характера, используемых, например, на уроках литературы и рассчитанных на ученика со средним уровнем развития, мною разработана копилка таких творческих дифференцированных заданий для учащихся всех классов, как подготовка сообщения на определённую тему, описание, «озвучивание» картины или «оживление» иллюстрации, анализ эпизода, рассказ от лица героя произведения, выразительное чтение самостоятельно выбранного произведения с обоснованием своего выбора. Хорошо, если учитель найдёт возможность поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме. Так, например, в конце урока по повторению деепричастия учитель может предложить задание, которое будет содержать и элементы рефлексии и одновременно ещё раз проверит знания учащимися деепричастий и умение употреблять их.
- Состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку, а возможно, и не одну, можно передать предложением с деепричастиями и деепричастными оборотами. Попробуем составить его вместе.
Ребята составляют такое предложение по его началу, данному учителем. (Ученик идет домой (как?) спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь от мысли о встрече с родителями.)
- А с каким настроением уйдёте после нашего сегодняшнего урока вы?
Учащиеся, если урок прошёл хорошо, сами уверенно составляют предложение. (Мы будем идти, улыбаясь, подшучивая над товарищами, гордясь собой, подпрыгивая, предчувствуя радость родителей). Или в случае неблагоприятного результата согласятся с первым предложением.
Если учитель добился того, что на его уроке обстановка доброжелательная, учащиеся не чувствуют себя скованными, они искренне поделятся своими мыслями, выскажут впечатления от прошедшего занятия, пожелания, поделятся сомнениями. А это позволит учителю сделать следующий урок успешнее предыдущего.
Особое внимание в условиях урока на деятельностной основе обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом по возможности носить творческий характер. После урока русского языка по повторению деепричастия ребята получают такое домашнее задание:
Упражнение … выполняют те, кто ещё хочет потренироваться в подборе синонимичных конструкций к предложениям с деепричастиями.
Упражнение… для тех, кто хочет поработать над редактированием текста.
Тем, кто хорошо усвоил программный материал, предлагается попробовать написать небольшую творческую работу на тему «Что было бы, если бы деепричастия исчезли из языка?»
Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, избавить от чувства страха и вселить в детях веру в свои силы, я думаю, что нужно учесть несколько основных требований:
не требуйте от ребят того, чего не выполняете сами;
гарантируйте помощь каждому при подготовке к уроку;
любой труд интересен, если он разнообразен.
Учение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика