Конспект классного часа «Всех нужнее и дороже в этом мире доброта…»
Конспект классного часа
«Всех нужнее и дороже в этом мире доброта»
Задачи:
формировать в сознании детей понятие «доброта»;
развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;
Оборудование: презентация к классному часу, 3 конверта для команд с пословицами, бумажная кукла, заготовка лица-солнышка, дерево «доброты», буклеты и цветы – герберы, выполненные из бумаги для гостей.
Ход классного часа
Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.
(Слайд 1)
- А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.
На фоне музыкального клипа «Доброта» (песенка Фунтика) демонстрируются (слайды 2-38).
Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
(ответы детей)
Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»
Выступление группы «исследователей».
Первая ученица : Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. (слайд 39).
У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Вторая ученица: Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». (слайд 40).
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
(слайд 41).
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (Слайд 42).
1. Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.
Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами: (слайд 43).
А-аз
Ж-живёте
Б-буки
3 - земля
В-веди
Л-люди
Г - глагол
М - мыслите
Д - добро П - покой
Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».
Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.
В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.
Ребята работают в группах
1 группа
Кто любит добрые дела,
тому и жизнь мила.
Злой не верит,
что есть добрый.
Без добрых дел
нет доброго имени.
2 группа
На добрый привет -
добрый ответ.
Жизнь дана на -
добрые дела.
Не одежда красит человека,
а его добрые дела.
3 группа
Добрые слова
дороже богатства.
Доброе слово лечит,
а злое калечит.
Худо тому,
кто добра не делает никому.
Проверим, что у вас получилось. (Слайды 44-46).
1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго
имени?
2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека, а его
добрые дела»?
3 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»
Поговорим об этом подробнее.
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу Лизу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Лиза будет говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека. (Слайд 47).
Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Сейчас мы будем изображать портрет доброты. «Точка, точка, запятая...». Нельзя сказать, что этот человечек приятный для окружающих. Давайте сделаем его добрым - нарисуем доброе лицо и на лучики прикрепим качества доброго человека.
(Дети у доски рисуют доброе лицо)
Учитель: А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя сигнальные карточки. Красный цвет будет обозначать ответ «да», синий - «нет».
Можно ли назвать добрым человека, который:
делает что-то полезное для людей;
делает домашнее задание за кого-то;
ждёт, когда его позовут на помощь;
переводит старушку через дорогу;
накормит бездомного котёнка;
заберёт обратно подаренную вещь;
Учитель: А сейчас давайте устроим музыкальную паузу и споём песню самого наидобрейшего кота в мире «Песенку Леопольда».
Звучит клип «Песня кота Леопольда» ( Слайды 48-49).
Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.
И сейчас я хочу предоставить слово второй творческой группе, которая защитит свой мини-проект «Добро и зло».
Выступление второй творческой группы
2. Каждый знает этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
3.Они борются годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
4.Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
5.Ну, а если ты улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
6. Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Вторая ученица: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие. Мы предлагаем вам посмотреть этот фильм и задуматься.
Демонстрируется клип «Жестокость» (Слайды 50-51).
Первая ученица: Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны
научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом. Своё дерево доброты мы уже сделали и хотим подарить его всем ребятам.
Выступающие дарят классу «Дерево доброты»
Учитель: Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления - «Добро вокруг нас».
Выступление третьей творческой группы
Первая ученица : Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная. Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого. Но - пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.
Первый ученик: Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот |что у нас получилось. (Слайд 52).
Оказывается, в нашем классе нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них, наверное, много друзей. Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.
Ученица: Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым (Слайды 53-54).
Делись последним с другом.
Помогай людям
Защищай слабого
Не завидуй
Прощай ошибки другим
7. Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятаться, а поделиться.
Не кричать, а выслушивать.
Не разорвать, а склеить.
Учитель: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2.
Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
Учитель: Скажите: в каком случае доброе дело совершалось бескорыстно, а в каком для себя?
Учитель: Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?
Учитель: Какой бы вы совет ему дали?
Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным.
Учитель: Ребята, вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, который исполнял желания? Кто её автор?
Как девочка Женя использовала лепестки? На что она потратила последний лепесток? (Чтобы мальчик Женя был здоров)
Давайте посмотрим этот отрывок.
Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик (Слайд 55).
Учитель: Почему последний лепесток вернулся обратно к бабушке? (Потому что Женя потратила его не зря - сделала доброе дело)
Какая из половиц подходит к этой сказке? (Слайд 56).
Спеши делать добро.
Добрые дела красят человека.
Доброе дело добром вернётся.
Учитель: А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить? (Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в подъезде, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку или собаку косточкой из супа, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке).
Учитель: Вот сегодня, 17 февраля, в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро». В течение недели мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве доброты распустится ещё один цветок. И я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны?
Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)
8. Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
9. Будьте добры, это я говорю по секрету.
Будьте добры - и не ждите за это конфету.
Будьте добры - без игры и во время игры,
Если сумеете, будьте добры.
10. Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
11. Мы желаем, чтобы с вами людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы и в решениях мудры.
К людям будете добры вы - люди будут к вам добры.
12. Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело - тем живём на Земле.
Звучит песня «Дорога добра») (Слайд 57).
Учитель: Сегодня , 17 февраля, отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически неизвестен. В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. А ещё в этот день надо дарить подарки и герберы. (Слайд 58).
Дети дарят гостям цветы
Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.
Наш классный час окончен. Всем спасибо.
15