Конспект урока по экономике на тему Деньги в Российском государстве (6 класс).
Урок экономики с использованием ИКТ: «Деньги в Российском государстве». 6 класс.
Гарина Анфиса Викторовна. Учитель экономики.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок – практикум.
Методы обучения:
Словесно-логические – рассказ, объяснение, беседа;
Активные – проблемное изложение материала; фоновое музыкальное сопровождение;
Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации;
Практические – решение упражнений, выполнение заданий.
Цель урока: повторить историю появления и эволюцию денег, функции денег и их свойства; познакомить учащихся с развитием денег в Российском государстве.
Задачи урока:
1. Образовательные:
1.Повторить причины появления денег.
2.Повторить формы, виды, свойства и функции денег.
3.Познакомить учащихся с развитием денег в Российском государстве
2. Развивающие:
1.Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез).
2. Развивать произвольное внимание, логическое мышление.
3. Развивать интерес к способам учебной деятельности.
4.Развивать навыки самостоятельной работы.
3. Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к предмету.
2.Воспитывать стремление к получению знаний
Оборудование:
Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы с заданием 1 и 2 (Приложение 1и 2);
Таблица «Деньги в Российском государстве» (Приложение 3);
Эпиграф (Приложение 4);
Задания 2 и 3 для закрепления материала. (Приложение 5).
Бумажные и металлические деньги разных времен (для выставки).
Документальный фильм.
Оформление доски:
«Деньги в Российском государстве»
Эпиграф:
“Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”
Необходимое оборудование и материалы:
компьютер, проектор;
презентации;
карточки;
бумажные и металлические деньги;
документальный фильм.
Ход урока.I.Организационный момент.Учитель: Здравствуйте!
Наш сегодняшний урок посвящён тому, чем мы с вами регулярно пользуемся и не представляем себе жизни без них. Посмотрите на доску и прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём это? Чему будет посвящён наш урок?
Ответ: деньги.
Учитель: да, мы сегодня познакомимся с эволюцией денег в Российском государстве. Слайд 1.
Объявление темы урока и цели урока.
Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир денег, узнаем как шло развитие денег в Российском государстве, что служило деньгами, как они менялись. Запишите в тетрадях тему урока.
Учитель: деньги раньше всех прочих феноменов хозяйственной жизни привлекли к себе внимание человеческой мысли. Начиная с Платона и Аристотеля и по сегодняшний день этой проблеме посвящено более 12 тысяч специальных работ. Не случайно А. Маршалл говорил о деньгах как «о центре, вокруг которого вращается вся экономическая наука». Слайд 2.
II. Повторение изученного материала.
1.Беседа с выполнением заданий:
1. Что такое деньги? (Дайте определение).
2.Почему появились деньги и каковы причины их появления? Слайд 3.
3.Назоите формы денег. Слайд 4, 5, 6, 7, 8. Задание 1. Заполните ромашку – круг. Бартерные деньги.
6 класс. Тема «Деньги».
Задание: соотнесите эквивалент, используемый в той или иной стране.
Страны. Эквивалент.
1. Япония. 1. Меха.
2. Китай. 2. Соль.
3. Древняя Русь. 3. Скот.
4. Древние греки. 4. Чай.
5. Северная Америка. 5. Ракушки.
6. Государства Африки. 6. Кусочки фарфора.
7. Монголия. 7. Железные топоры, шкуры бизонов.
Ответ: Япония – кусочки фарфора; Китай – чай, соль; Древняя Русь – меха; Древние греки – скот; Северная Америка – железные топоры, шкуры бизонов; Государства Африки – ракушки; Монголия – чай.4. Какими свойствами должны обладать деньги?
5.Назовите виды денег. Слайд 9, 10, 11, 12. 6. Какие функции выполняют деньги в экономике страны? Слайд13. Задание 2. Определите функцию денег. Слайд 14 про Веснушкина.
7. Мы знаем, что деньги постоянно находятся в движении. Это инструмент экономики , при помощи которых на рынке перемещаются ресурсы и товары. Слайд 15.
А сколько денег необходимо выпускать в обращение в стране? С помощью какой формулы можно это рассчитать?
III. Работа над новым материалом.
1.Объяснение материала. Чтение материала в рабочих тетрадях на странице 104 – 105 и работа с таблицей.
Название страны. Правитель. Название денег. Содержание денег. Соотношение с другими единицами
Древняя Русь ,Киевская Русь, до монгольского нашествия. 1.Куны.
2.Гривны.
3. Рубль.
4.Тин.
5.Полтинник. Кожаные деньги. Одна шкурка куницы. Гривны: киевские шестиугольные – 160г; новгородские длинные бруски – 200г; тверские и полоцкие - продолговатые слитки – 150г. 50кун = 1 гривна
½ гривны = 1 рубль
½ рубля =
1 тин
½ тина = 1 полтинник
Киевская Русь
VIII – IX век Монеты: римские динарии; дирхемы Заграничные монеты. Серебряные монеты с арабскими надписями, получили русское название – куна (ногата). 1 дирхем = 1 куна (ногата);
½ куны = резана
25 кун = гривна кун
Киевская Русь X – XI век Деньга Собственная мелкая серебряная монета 1 рубль = 200денег 1 гривна = 20 денег 1 алтын = 6 денег
Царь Иван III, XV век Копейка Монета с изображением всадника с копьем. 1копейка = 2 деньги
XVI – XVII века Медные монеты (вытеснение золота и серебра). Пётр I Рубль
Полтинник
ПолуполтинникГривенник
Пятак
Алтын
Копейка
Денежки
Полушки
Монеты правильной формы круга. Денежки и полушки из меди; копейка и полтинник из серебра; рубль из золота. 1704 год - 1 рубль = 28г
1915 год – 1 рубль = 18г
«тяжелая» медная копейка = 8г
Екатерина II, 1769год Бумажные ассигнации 1991год, Россия Электронные и пластиковые карточки Пластиковые карточки Кредо – банка – Credocard – Visa. 2. Рассказ учителя с показом сдайдов.
Слайд 16. Первые монеты.
Первоначально золото обращалось в слитках и в виде песка. Слитки и песок взвешивались, их можно было делить. Особенно ценились самородки.Потом стали делать монеты (форма разная) и ставить на них штамп.Слово «монета» произошло от имени римской богини Юноны Монеты (советчицы). Во дворе её храма располагается монетный двор.Самыми древними монетами в мире считаются статеры из электрума царя Гигеса из Лидии (670 г. до н.э.), электрум – сплав из золота и серебра. Их применяли греки, римляне и варварские племена.
Слайд 17. Древние монеты.В каждом древнем государстве выпускались свои монеты. Обычно с изображением царя. В Афинах с одной стороны монеты было изображение города – богини Афины.
Слайд 18.Средневековые монеты.
В древней Руси первые монеты появились при князе Владимире. Они были изготовлены из золота и назывались златниками. Во времена князя Ярослава Мудрого чеканили серебряники из тонкого серебряного кружка весом около 3 граммов.В 14 веке на Руси началась массовая чеканка монет после победы русских войск над татарами Дмитрием Донским. Это были серебряные пластины неправильной формы с изображением воинов, всадников, князей, животных.Русское слово «деньги» происходят от татарского «таньга».
Слайд 19 и 20. Русские монеты.
Первой денежной единицей была гривна. Это кусок серебра весом полфунта (фунт 409,5 г.). Пользоваться им было неудобно и его стали рубить на части. Так, от слова «рубить» появился рубль. Первые рубли чеканили ещё в 9 веке, но основной денежной единицей они стали в 13 веке.
Слайд 21. Серебряные монеты, копейка и полушка.
Копейка появилась в XV веке(в 1555 году). Царь Иван III повелел делать деньги, и на них был изображен он сам на коне и с копьем. От слова «копье» и появилось название копейки.Россия – первая страна, которая ввела десятичную систему исчисления денег, когда денежная единица делится на 100 монет:
1 рубль = 100 копеек1 доллар = 100 центов1 франк = 100 сантимов1 фунт = 100 пенсов
А раньше 1 фунт стерлингов равнялся 20 шиллингам = 240 пенсам.
Выступление учащегося с таблицей.
Названия русских монет:
1 рубль = 100 копеек1 полтина = 50 копеек1 гривенник = 10 копеек1 алтын = 3 копейки1 деньга = 1/2 копейки1 полушка = 1/4 копейки.
Рассказ учителя: Чтобы золотые монеты меньше стирались, их стали делать из сплава золота с медью. Это помогало фальшивомонетчикам, которые стали больше добавлять меди.Во все времена фальшивомонетчики строго карались. Но иногда фальсификацией занимались и сами правители.Золотые монеты вытеснялись медными. Их нужно по весу значительно больше. Так, М.В.Ломоносову за написание оды выдали в награду 2 тысячи медных денег и привезли их ему на нескольких телегах.Чем больше выпускалось медных денег, тем больше они падали в цене. И возникло такое понятие как инфляция.
Современные деньги печатают на специально для этого созданном предприятии – монетном дворе – в г. Москве и г.Санкт-Петербурге.
3.Просмотр выставки бумажных денег и разменной монеты конца XIX века и XX века.
IV. Закрепление материала.
1.Задание №2 и №3 на странице рабочей тетради.
2.Задание. Игра “Верите, не верите”. (Да, нет)
1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да)2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да)3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет)4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да).5.Деньги может печать любой человек. (Нет)6. Денежная единица США – рубль. (Нет)7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да)
3.Задание. Викторина .
1) Как называются лицевая и оборотная стороны монеты (аверс и реверс)
2)Почему говорят «решка»? (решка образовалась от «решётки» – переплетения красиво написанных букв, изображающих царские инициалы. Ведь деньги могли выпускать только правители страны).3) Что за денежная единица «катенька»? (Императрица Екатерина II впервые ввела в России в обращение бумажные деньги со своим портретом достоинством 100 рублей)
4) Помните сказку К.Чуковского: «Муха, Муха- Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар»? Сколько стоил самовар? ( В одной копейке было две денежки, значит самовар стоил полкопейки).
5) Самая мелкая монета на Руси? ( Самой мелкой была полушка, их в копейке было четыре)
6) Посчитайте сколько копеек стоит Алёшка. «Алёшка три гроша, шейка- копейка, алтын – голова, по три денежки – нога: вот и вся ему цена» (ответ 11,5 копейки).
7) Кто такой «скотник»? ( Хранитель денег, связано это с тем, что раньше деньгами был скот).
8) Объяснить значения денег: грош, алтын, полтинник, деньга, полушка.
4.Задание. Просмотр документального фильма: « Непростые вещи. Монета».
V. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание: страница 104 – 105 чит., таблицу учить. Задание 4 на стр.107 раб. тетради письменно.
Информационные источники:
ОЭР:1С: Школа. Экономика. 9-11 класс. Практикум. 2 CD. 2004.
Большая электронная детская энциклопедия. Том 8. История человеческого общества. 2006.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2Кн.1. Пособие для учителя.-3-еизд. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 447с.6
Корлюгова Ю.Н..Путеводитель по стране экономика. Рабочая тетрадь по экономике для 5 – 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 80 с.: ил.
Задание № 2
Пример из жизни Славы Веснушкина. Функция денег? Пример из вашей жизни или жизни ваших родителей.
Слава Веснушкин получил в подарок 500 рублей и спрятал их в копилку. Через месяц Слава вспомнил, что 1500 рублей стоит джинсовый костюм, о котором он давно мечтал. Слава разбил копилку, взял деньги, пошёл в магазин и купил джинсовый костюм. Слава занял у приятеля 200 рублей и возвратил их через неделю. Россия – первая страна, которая ввела десятичную систему исчисления денег, когда денежная единица делится на 100 монет:
1 рубль = 100 копеек1 доллар = 100 центов1 франк = 100 сантимов1 фунт = 100 пенсов
А раньше 1 фунт стерлингов равнялся 20 шиллингам = 240 пенсам.
Названия русских монет:
1 рубль = 100 копеек1 полтина = 50 копеек1 гривенник = 10 копеек1 алтын = 3 копейки1 деньга = 1/2 копейки1 полушка = 1/4 копейки.