Доклад Поисковая исследовательская деятельность на уроках математики
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дежевская средняя общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
306130, Курская область, Солнцевский район, с. Дежевка, пер. Школьный, 1
Тел: (471-54)3-13-23, e-mail: degevskaya@mail.ruДоклад:
«Поисковая исследовательская работа на уроках математики как средство развития способностей учащихся»
Подготовила: учитель Аболмасова
Галина Вячеславовна
с.Дежевка
2017г.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.
Образовательный стандарт учебного предмета «Математика» предполагает, что выпускник школы умеет использовать математические подходы для решения задач, возникающих в окружающем его мире, умеет осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, умеет использовать разнообразные информационные источники данных и коммуникативные технологии.
Успешность, эффективность образовательной деятельности обучающегося зависит, с одной стороны, от его собственной позиции, активности, сознательности, ответственности, творчества, с другой – от того, насколько сам обучающийся без чьей - либо посторонней помощи может создать условия своего развития, своей образовательной деятельности, позаботиться о своём личностном и профессиональном росте.
Вечный вопрос, стоящий перед учителем математики: как построить уроки, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы пробудить у них желание заниматься математикой. Как построить процесс обучения, чтобы учащиеся поняли, что задача иногда может быть увлекательной, и что напряженная умственная деятельность необходимо любому из них.
Ответ может быть единственным – организовать процесс обучения так, чтобы каждый учащийся на каждом уроке сделал для себя открытие, то есть научить его делать это открытие, а значит научить мыслить.
Поисковая исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, которая подразумевает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представления об объекте или окружающем мире.
На уроках математики в каждом классе, при изучении каждой темы, учащимся могут быть предложены исследовательские задания. В процессе их выполнения учащиеся совершенствуют свои знания, отрабатывают умения пользоваться ими при решении нестандартных проблем, поставленных перед ними учителем, обнаруживают связь математики с жизнью, окружающим миром. Исследовательская деятельность в этом случае приводит к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Исследовательские задания могут быть предложены на разных этапах урока, а также в качестве домашнего задания.
В 5 – 6 классах в качестве разминки учащимся предлагаю задание на поиск закономерности. (Например, дописать по 2 числа в ряду: 1) 1; 3; 9;… 2) 7; 9; 11;… 3)1; 10; 2; 9;…)
При проведении устной работы на уроке по теме «Теорема Пифагора» в 7 классе среди прочих заданий учащимся предлагаю решить задачу индийского учёного Бхаскара Акариа: «На берегу ручья, ширина которого 4фута, рос тополь. Порыв ветра сломил его на высоте в 3 фута от земли так, что верхний конец его коснулся другого берега ручья (ствол направлен перпендикулярно течению). Определите высоту тополя».
Возникает проблемная ситуация: учащиеся не знают, как связаны между собой катеты и гипотенуза. Учитель предлагает следующее задание: «Ребята, сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах лежат треугольники, с которыми вы работали на прошлом уроке. Измерьте их катеты и гипотенузу. Данные занесите в таблицу на доске.
а, катет в,катет с, гипотенуза А теперь попробуйте установить закономерность». Проводится поисковая исследовательская работа. На доске записываются все гипотезы, опровергаются неправильные, доказываются правильные.
В 5 классе при изучении темы «Сложение дробей с разными знаменателями» учащиеся обнаруживают пробел в знаниях: они не знают, как решить пример типа 13 + 14. В результате проводится исследовательская работа: перед учащимися несколько равных полосок бумаги, которые делятся на доли. Начинается работа с выдвижения гипотез, которые опровергаются или доказываются эмпирическим путём.
Каждая задача по математике – это своего рода мини – исследование. Например, задача «Сколько лучей определяют взятые напрямой 2; 3; 4 точки?». После ответа на вопрос задачи, ребята сами ставят перед собой новые вопросы: а если точек больше? Если n точек?
В 9 классе при изучении теоремы косинусов, ученикам предлагаю решить треугольник, у которого известны 2 стороны и угол между ними. Формулируется проблема: «Как найти третью сторону треугольника?». Учащиеся посредством решения задач, по готовым чертежам, предполагают, что величина стороны зависит от величины противоположного угла. Затем самостоятельно выводят теорему косинусов. Формулируют условие теоремы, рассматривают частные случаи. Очерчивают круг задач, которые можно решать с помощью теоремы.
В 11 классе на уроке закрепления полученных знаний при решении задач в которых необходимо записать уравнения кривых, представленных на рисунке, учащиеся проводят исследование о взаимном расположении графиков степенных функций, результаты которого оформляются в виде небольших докладов или презентаций.
Большой простор для исследования предоставляют задачи геометрии. Так, при изучении темы «Построение сечений многогранников» в 10 классе, исследуется, какие фигуры могут получиться в сечении в зависимости от месторасположения взятых точек.
Ученикам 10 класса ставится задача, выяснить строго ли вертикальны стены в кабинете? С помощью каких инструментов и каким образом это можно сделать? Ученики предложили сделать это с помощью отвеса. Затем они строят математическую модель практической ситуации и выдвигают гипотезу: две плоскости перпендикулярны если одна из них проходит через прямую перпендикулярную второй плоскости. С помощь математических выкладок приходят к выводу, что гипотеза верна. Тем самым получают признак перпендикулярности плоскостей.
В практике учителя математики важное место занимают не только уроки с элементами исследования, но и уроки – исследования. Так, в 7 классе проводится урок – исследование по теме «Взаимное расположение графиков линейных функций». В курсе стереометрии уроки – исследования посвящены геометрическим телам. На уроке по теме «Пирамида» заданы определённые элементы (например, высота и апофема) и исследуется связь между ними и остальными элементами, объёмом, площадью поверхности. При изучении темы «Шар» класс делится на группы, каждая из которых получает своё задание на комбинации шара с другими телами. Учитель выступает в роли координатора и организатора на уроке.
При изучении новых тем учащимся в качестве творческого домашнего задания предлагаю подготовить небольшие сообщения из истории возникновения понятия, о знаменитых математиках. Конечно, основной источник знаний - интернет, но находятся ученики которые читают энциклопедии, анализируют, делают выводы, работают над проектами. Поисково-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Учащиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, презентация, проект.
Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся.
В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектного метода: для меня, как для учителя, проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации. Предлагаю вашему вниманию один из таких проектов: «Великие женщины России. Софья Васильевна Ковалевская».
В старших классах учащиеся со своими работами выступают на различных конференциях, разрабатывают тоже проекты где объединяют свои знания полученные на протяжении всего курса изучения математики.
Проект «Проценты в нашей жизни»
А в завершение, хочу обратиться ко всем коллегам: «Верьте в свои силы, дерзайте, зажигайте интерес у ваших учеников! Вас ждёт успех, признание и любовь, и к вам, и, конечно к вашему предмету!