Конспект воспитательного занятия Наши мамы — самые любимые
МБОДО «Центр детского творчества»
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
«НАШИ МАМЫ – САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ»
Разработала: педагог дополнительного образования
МБОДО ЦДТ М.В. Шишкина
26917652559050010344153175000Тула, 2015
Цель: формировать у обучающихся чувства уважения, любви, благодарности к женщине - матери.
Задачи:
образовательные:
знакомство обучающихся с произведениями известных поэтов, композиторов о женщине-матери;
развивающие:
развитие познавательной мотивации, коммуникативных, творческих, сценических навыков обучающихся.
воспитательные:
воспитание в детях любви и уважения к маме, желания помочь, проявить к ней внимание.
Предварительная работа:
- беседы о семье;
- чтение и обсуждение художественных произведений о маме («Кого больше любит мама?» В.Русаков, «Материнская любовь» А.Шелер-Михайлов, «Любовь матери» И.Гончаров, «Мать и больное дитя» С. Аксаков);-вернисаж детских работ «Портрет моей мамы»;
- изготовление куклы-мамки в подарок.
Материалы и оборудование: ПК, видеопроектор, тематические презентации, фонограммы песен, видеоролики, тематические рисунки, поделки.
Ход занятия:
Педагог:
Здравствуйте, дорогие дети и родители!
Наше сегодняшнее занятие посвящено Дню Матери. Этот праздник ещё совсем молодой, он отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября, начиная с 1998 года. Но мы уже успели полюбить его, и с нетерпением ждём каждый год. В это время природа уже замирает, готовясь к зиме, но мамы своим присутствием, как солнышко, озаряют нашу жизнь.
Хочу познакомить вас с историей этого праздника. Во время войны, в 1944- ом, когда страна знала, что Победа - скоро, что надо заживлять самую страшную рану - потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден «Мать-героиня». 1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной. В 1997 году Государственная Дума приняла Указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.
Первое присвоение почетного звания «Мать-героиня» было произведено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных этим Указом звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума ВС СССР № 1 были вручены Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей (десять сыновей и двух дочерей). Награда была вручена ей в Кремле 1 ноября 1944 года из рук Михаила Ивановича Калинина.
Во время войны восемь её сыновей ушли на фронт Великой Отечественной войны, четверо из них погибли.
Этот праздник - праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама - самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь и заботу
(Ролик «Мама – первое слово» www.Video.mail.ru ) Мама - именно это слово произносит каждый малыш самым первым в жизни. И это неудивительно, так как мать с ребёнком составляет единый организм даже после рождения младенца, который питается не из чьих-то рук, а от материнской груди. И какими бы мы ни стали сильными, взрослыми, умными, самостоятельными, мама всегда останется мамой, а мы её детьми. И никто лучше мамы не знает наши слабости и недостатки, и никто как мама не поймёт в трудной ситуации. Ведь когда ребёнок разобьёт коленку или испугается, он кричит. Что кричит? Правильно - мама. А как вы думаете, к кому обратится в первую очередь молодая мамочка, столкнувшись с различными трудностями после рождения малыша? Конечно, к своей родной, мудрой, любимой маме.
(Ролик «Мамы просто ждут нас» http// www.YouTube.ru ) Но как же мы можем отблагодарить маму за её многогодовой и в тоже время ежечасный труд? Какой труд, подсказывайте, ребята!
(Диалог с детьми, дети перечисляют, какую каждодневную работу выполняет мама дома.)
Педагог:
Трудно подсчитать, сколько каждая мама за свою жизнь перемывает посуды, окон, стен, полов; сколько готовит кастрюль борща, сколько напечёт пирогов; перестирает и перегладит белья и сколько выплачет слёз, переживая за нас, детей.
(Дети читают стихотворения «Кто нас детки крепко любит?» и «Молитва матери»)
Кто нас детки крепко любит?
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
Кто заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
- "Мама дорогая"
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки вам дарит?
- "Мама золотая".
Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда, -
Кто же слёзы льет тогда?
- "Всё она, родная".
А.БартоМолитва матери
У матерей святая должность в мире - Молиться за дарованных детей. И день и ночь в невидимом эфире Звучат молитвы наших матерей. Одна умолкнет, вторит ей другая. Ночь сменит день, и вновь наступит ночь. Но матерей молитвы не смолкают, За дорогого сына или дочь. Господь молитвам матерей внимает, Он любит их сильней, чем любим мы. Мать никогда молиться не устанет О детях, что еще не спасены. Всему есть время, но, пока мы живы, Должны молиться, к Богу вопиять. В молитве скрыта неземная сила, Когда их со слезами шепчет мать. Как тихо. Во дворе умолкли птицы, Давно уже отправились все спать. Перед окном склонилась помолиться Моя родная любящая мать.
(Автор неизвестен)
Педагог:
Как же всё-таки мы можем отблагодарить своих мам за их труд? Да, проявляя к ним, в свою очередь, своё внимание и заботу уже сейчас, а особенно когда подрастём, и уже мамы станут нуждаться в нашей помощи.
(Ребёнок читает стихотворение «Красивые мамы»)
Красивые мамы
Красивые мамы — на свете вас много, В глаза вы глядите открыто и прямо. В какую бы даль ни звала нас дорога, Нас всех провожают красивые мамы. Мы маме так редко приносим букеты, Но каждый так часто ее огорчает... А добрая мама прощает все это, Красивая мама все это прощает. Под грузом забот не сгибаясь, упрямо, Она выполняет свой долг терпеливо... Красива по-своему каждая мама — Любовью своей материнской красива. Нас в детстве она забавляет игрушкой, Порой мы о чем-то ей шепчем счастливо... Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой, Но будешь по-прежнему самой красивой!
А.Татьяничева.
Педагог:
Многие ли из вас, ребята, могут сказать, какие глаза у мамы? Цвет глаз, наверняка, вы знаете. А вот ответьте на вопрос, о чём нам могут сказать мамины глаза? Чаще всего они спокойны, ласковы. В такие моменты понимаешь, что рядом с мамой ничего не страшно. Но бывает иногда - они темнеют как грозовые тучи, и невольно вспоминаешь, что же ты такого натворил, чтобы так расстроить любимую мамочку.
А что мы знаем о маминых руках? Да то, что работают они без устали: готовят еду, моют посуду, шьют…
Педагог:
Дети, а теперь немного отдохнём, сделаем пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика «Большая стирка»
Педагог:
Буду маме помогать,
Буду я бельё стирать. (Дети изображают стирку, трут кулачками друг о друга)
Мылом мылю я носки, (Водят правым кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки. (Трут кулачками друг о друга)
Сполосну носочки ловко (Движение опущенными кистями вправо, влево)
И повешу на верёвку (Руки вверх, кисти согнуть, выпрямить, руки опустить).
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Педагог:
Ребята, а какие ласковые слова мы можем сказать о маме?
Предполагаемые ответы детей:
Ненаглядная, ласковая, милая, любимая…
Педагог:
Предлагаю сказать красивые слова о маме, передавая друг другу эту красивую розу из бисера.
Какая ваша мама?
Дети:
Ласковая, милая, добрая, любимая, красивая, нежная, внимательная, очаровательная, приветливая, трудолюбивая…
Педагог:
Молодцы, ребята, вы сказали много чудесных слов своим мамам, поблагодарив тем самым их за нелёгкий, но радостный труд.
А теперь давайте поиграем. Выбираем водящего, завязываем ему глаза, и он пытается узнать наощупь свою маму. Вот мы и выясним, какие вы внимательные.
(Проводится игра «Узнай маму»)
Педагог:
Молодцы, ребята! А теперь поменяемся – мамы будут узнавать своих детей. И мамы молодцы!
(Проводится игра для мам)
Звучит песня «Наша мама» в исполнении детей
Мне много лет, уже почти что восемь,
И с нетерпеньем я семь лет ждала,
Когда она наступит эта осень,
Чтоб вместе с мамой в школу я пошла.
Мне утром мама заплетет косички
И на макушке мне повяжет бант,
И стану я, как мама, симпатичной,
Как наша мама - лучшая из мам!
А папа наш всегда такой серьезный,
Он только про работу говорит,
С работы папа наш приходит поздно,
Когда в окошках свет уже горит...
Игрушками я больше не играю,
Уроки с ними я теперь учу,
Меня игрушки в школу провожают
И ждут, что я пятерку получу!
Педагог:
Ребята, мама нужна и важна в жизни каждого человека! Я расскажу вам сказку. Называется она «Сердце матери».
«Большая красавица берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками берёзками. Не бойтесь, дочки, своими раскидистыми ветвями я защищу вас от жары, – говорила мама Берёза, когда палил зной. Прижмитесь ко мне, дочки, чтобы ветер не обломал ваш веточки, – просила мама Берёза, когда дул сильный ветер. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево в лесу. В этот момент раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Берёзу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что она защищает дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Берёзу, но она стояла. Только когда гроза прошла, а над умытой землёй засияло солнце, ствол берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела дочкам: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить моё сердце. Мой ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». При падении ствол берёзы не задел ни одну из трёх тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле берёзок лежит заросший мхом и травой ствол, в котором бьётся материнское сердце».
Проводится обсуждение сказки в процессе беседы с детьми, дети рассуждают и отвечают на поставленные вопросы.
Как вы думаете, почему мама защищает своих детей?
Почему именно мама так нужна и важна в жизни каждого человека?
Расскажите о своей маме, как её зовут, что она любит, как вы ласково называете её дома?
Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь своей маме, если она заболела или устала?
Молодцы, ребята! Как много вы рассказали о своих мамах! Мама вас любит, заботится о вас. И, открывая глаза, первым делом мы видим мамину улыбку.
Стихотворение «Говорят, что ангелы пропали».
Педагог:
А теперь мы вручим мамам подарки, которые приготовили на предыдущем занятии. Этот подарок непростой, это кукла, которая так и называется – «кукла-мамка»
(Дети вручают подарки мамам)
Рассказ ребёнка об истории «куклы-мамки»:
«Эта кукла называется кукла-мамка. Это русская народная тряпичная кукла. Посмотрите на эту мамочку! У неё на руках пять детей! Ведь раньше в семьях было много детей. Поэтому наши предки и придумали такую куклу, которая показывает самую главную работу женщин – быть мамой!»
Педагог:
Дорогие дети и родители, давайте все встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь закроем глаза и пожатием руки передадим тепло своему соседу, который передаст это тепло следующему. И так - по кругу. Это тёплое рукопожатие будет символом любви между детьми и родителями.
Педагог:
Ребята, давайте ещё раз поблагодарим наших мам за то, что мы появились на свет благодаря им, за то, что они отдают нам себя без остатка, не замечая усталости, недосыпания и недомоганий.
А теперь приглашаем всех на чаепитие!!!
Используемая литература
1. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М. : Амрита, 2010.
2. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального эмоционального и волевого развития детей 5–6 лет. – Спб. : Речь; М. : Сфера, 2012.
3. Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе.- 4-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 224с.:ил.
4. Милая мама. «Русский хронограф», 2010.