Урок-путешествие Тема : Умение различать части речи. Устный пересказ текста.


Урок-путешествие
Тема : Умение различать части речи. Устный пересказ текста.
Цель: закреплять знания, умения о частях речи; развивать речь, память, мышление; расширять представления о Вселенной; совершенствовать навыки грамотного письма; воспитывать чувство любви к планете Земля, гордость за свою страну, соотечественников - первооткрывателей Космоса.
Оборудование: наглядность, аудиозапись.
Ход урока
І. Организационный момент урока.
Необычный день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо?
(Видеть Вас мы очень рады!)
Каждый день, всегда, везде
На уроке и в игре
Смело, четко, говорим
И красиво все сидим.
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
На рабочий лад настройтесь
Ведь у нас не мало дел
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя сумел.
ІІ. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
                   Дорогие мои ребятишки,
                   Давайте возьмем в руки книжки,
                   Приглашаю я вас путешествовать –
                    Знанья свои совершенствовать.
С давних времен существует Вселенная под названием Речь. В ней много галактик. Четыре из них нам уже знакомы. Это галактика – «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и «Предлог». По планетам этой галактики мы и будем сегодня путешествовать.
Но перед путешествием мы должны провести небольшую разминку. Она необходима для того, чтобы узнать, готовы ли вы к трудностям, которые встретятся на пути.
Разминка. Устный опрос.
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о частях речи.
1.      Что такое имя существительное? Прилагательное? Глагол? (по рядам отвечают, наводять примеры)
2.      Что вы знаете о роде имен существительных? О числе? (фронтальный опрос)
3. Что вы знаете о времени глагола?
2. Разминка. Работа со схемами.
3. Проверка домашненего задания.
III.Мотивация учебной деятельности.Загадки.
Учитель: - С заданими вы справились. А вот следующее задание: отгадайте загадки. Если вы будете правильно называть отгадки, то на доске одна за другой будут открываться буквы и мы узнаем, что же за слово зашифровано на доске.

Через поля, через луга
Встала радуга - дуга.    (радуга)
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч.   (арбуз)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Зимой и летом одним цветом. (ель)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
солнышко застлала.  (туча)
Стоит на крыше всех труб выше. (антенна)
Учитель: Первые буквы отгадок дали нам знать что это Р А К Е Т А
Работа со звуковыми фишками.
IV. Сообщение темы и задач урока.
- Значит путешествовать мы будем на ракете. Мы полетим в космос и откроем много новых замечательных планет.
А ТАКЖЕ :
Сегодня на уроке мы будем:
Повторять и обобщать,
Упражняться и закреплять,
А еще писать, читать,
Разбирать слова, играть.
. Не будем терять время. Вы готовы? (Да!)
А девиз у вас какой? (Все, что надо, под рукой)
ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ ЧИСЛО
  V. Работа над темой урока.            
Космонавты! Надеть шлемы!
Занять кресла, пристегнуть ремни.
Три, два, один – летим!
1. Космонавты! Полное внимание! Мы приближаемся к планете ВСЕЗНАЕК
А)Чистописание
Аа ас стр он ав ты ом
Астрономы астронавты космонавты
Б)Беседа «Что я знаю о космосе?»
(Дети рассказывают о Белке, Стрелке, о космонавтах, о питании в космосе…)
В) «Дешифровщик»
Г Г Р Н
Т Р Ш К В
Г) Игра «Множественное – единственное»
Ракеты, планета, скафандры, звезда, космонавты, Лайка.
Летим дальше!
2.Внимание внимание ! Наша ракета совершила посадку на планете НЕЗНАЕК
Шмель жужжит?(ж-ж-ж)
Трусливый зайчик сидит?
Муха зудит? (з-з-з)
Птица летит?
Мотоциклист едет?(р-р-р)
3- А живет?
Полетели дальше!
3.Внимание! Внимание! Наша ракета совершила посадку на планете ПОТЕРЯВШИХСЯ СЛОВ. Ребята, оказывается не только на Земле бывают различные стихийные бедствия. На других планетах это тоже случается. Перед нашим прибытием по планете промчался ураган. Его последствия таковы: существительные, прилагательные и глаголы потерялись. А потоки воды смыли безударные гласные в словах. Нам надо ликвидировать последствия этого урагана и поработать в качестве спасателей. Готовы?(Да!)
Открывается доска, на ней слова:
А) Сн…жинка, з…рно, л…сник, …кно, гр…бок, т…шина, м…лыш, п…лянка, уд…вление, зв…рёк, ос…нь.
Б)Наша ______ - Земля. Космонавты должны быть ____, _______. Все планеты_______(имеют) форму шара и все __________(вращаются) вокруг Солнца.
- Полетели дальше.
ПЛАНЕТА СКАЗОК.
Учитель: - Это удивительная планета. Все ее жители – герои сказок и их любимое занятие – определять части речи. Они и для нас приготовили задание. Я буду диктовать предложения из известных сказок, а вы определять к какой части речи относится каждое слово.
Иванушка напился воды из копытца.
Царь Кусман устроил пышную свадьбу.
Стоит в поле теремок.
Белоснежка подростала и хорошела.
Мельницу окружали дремучие леса.
- Полетели дальше.
Внимание! Сигнал SOS поступил с планеты неграмотных человечков. Немедленно отправляемся туда!
4. Планета НЕГРАМОТНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ.
Учитель: - На этой планете, ребята, живут неграмотные человечки. Они плохо учились в школе, и вот что с ними стало: они не умеют читать, грамотно писать, не умеют определять время глагола, изменять слова. Давайте им поможем.
А)Найди ошибки
Чудестные лиса, скучьный день, интерестная брошюра, счасливый новый год.
Б) Определи время глагола
Живет, встречались, нанесла, собирается, нарисует.
В) Работа с учебником. Упр.297
Г) Чтение текста. Пересказ.
Учитель: Летим дальше!
VI. Закрепление и осмысление изученного материала.
Внимание! Сигнал SOS поступил с планеты РАЗВИВАШКИ. Немедленно отправляемся туда! На этой планете живут человечки, которые много читают, знают, развиваются. Они приготовили нам задание и уверены, что мы не справимся.
. Составление ассоциативного куста КОСМОС
2.СОСТАВЛЕНИЕ СЕНКАНА
Молодцы, ребята! Много планет мы увидели, но самая лучшая, без сомнения, планета – это планета с простым, но прекрасным названием – Земля. Любите и берегите ее.
Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья!
Из полета возвратились
Мы на Землю приземлились.
Учитель: Со всеми заданиями вы справились, все трудности преодолели. Молодцы!
ДЕТИ ПОЮТ ПЕСНЮ "ПОКОРИТЕЛИ"  слова: О. Тесленко, музыка В.Горского. 
Домашнее задание: написать небольшое сочинение, чтобы поделиться впечатлениями об этом необычном уроке.