Рабочая программа по русскому языку (базовый). Автор В.В. Бабайцева
Аннотация
Рабочая программа по русскому языку для 5-9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного Стандарта среднего (полного) образования по русскому языку (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089), на основании Программы по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
В УМК входят:
5 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: М.: Дрофа, 2008. Авторы В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.
- Русский язык. Практика, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2011.
Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под редакцией А.Ю. Купаловой.
- Русская речь: Развитие речи, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа,2007. Автор Е.И. Никитина.
6 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: М.: Дрофа, 2008. Авторы В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.
- Русский язык. Практика, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2010. Авторы: Г.К. Лидман-Орлова, А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, и др.; под редакцией Г.К. Лидман-Орловой.
- Русская речь: Развитие речи, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2007. Автор: Е.И. Никитина.
7 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: М.: Дрофа, 2008. Авторы В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.
- Русский язык. Практика, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2009. Авторы: С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова Г.К., Лидман-Орлова и др.; под редакцией С.Н. Пименовой.
- Русская речь: Развитие речи, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2013. Автор: Е.И. Никитина.
8 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: М.: Дрофа, 2008. Авторы В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.
- Русский язык. Практика, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2009. Авторы: Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под редакцией Ю.С. Пичугова.
- Русский язык. Русская речь, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. Автор: Е.И. Никитина.
9 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: М.: Дрофа, 2008. Авторы В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.
- Русский язык. Практика, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007. Авторы: Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под редакцией Ю.С. Пичугова.
- Русский язык. Русская речь, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013. Автор: Е.И. Никитина.
Количество учебных часов
В 5 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 3 часа школьного компонента, итого 6 часов в неделю (34 учебные недели, 204 часа в год). Программой В.В. Бабайцевой предусмотрено 210 часов, данной рабочей программой предусмотрено 204 часа в год.
В 6 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 3 часа школьного компонента, итого 6 часов в неделю (34 учебные недели, 204 часа в год). Программой В.В. Бабайцевой предусмотрено 210 часов, данной рабочей программой предусмотрено 204 часа в год.
В 7 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 1 час школьного компонента, итого 4 часа в неделю (34 учебные недели, 136 часов в год). Программой В.В. Бабайцевой предусмотрено 140 часов, данной рабочей программой предусмотрено 136 часов в год.
В 8 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (34 учебные недели, 102 часа в год). Программой В.В. Бабайцевой предусмотрено 105 часов, данной рабочей программой предусмотрено 102 часа в год.
В 9 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 2 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (34 учебные недели, 68 часов в год). Программой В.В. Бабайцевой предусмотрено 70 часов, данной рабочей программой предусмотрено 68 часов в год.
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ Классы
5 6 7 8 9
Диктант 6 6 2 1 1
Контрольное тестирование 2 2 2 1 2
Изложение 2 2 2 2 2
Сочинение 2 2 2 2 2
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5-9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного Стандарта среднего (полного) образования по русскому языку (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089), на основании Программы по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Главная цель рабочей программы по русскому языку состоит в формировании у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитании бережного отношения к языку и речи, стремлении к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения. Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Программа В.В. Бабайцевой рассчитана на 35 учебных недель, рабочая программа на 34. Соответственно в учебно-тематический план внесены изменения:
5 класс
№ п/п Раздел программы Количество часов
по программе
В.В. БабайцевойПо рабочей программе
1. Введение 2 3
2. Вводный курс 6 7
3. Повторение изученного в 5 классе 19 11
6 класс
№ п/п Раздел программы Количество часов
по программе
В.В. БабайцевойПо рабочей программе
1. Повторение изученного в 6 классе 13 7
7 класс
№ п/п Раздел программы Количество часов
по программе
В.В. БабайцевойПо рабочей программе
1. Повторение изученного в 7 классе 19 15
8 класс
№ п/п Раздел программы Количество часов
по программе
В.В. БабайцевойПо рабочей программе
1. Повторение изученного в 8 классе 15 12
9 класс
№ п/п Раздел программы Количество часов
по программе
В.В. БабайцевойПо рабочей программе
1. Повторение изученного
в 5-9 классах 18 16
В УМК входят:
5 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: М.: Дрофа, 2008. Авторы В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.
- Русский язык. Практика, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2011.
Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под редакцией А.Ю. Купаловой.
- Русская речь: Развитие речи, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа,2007. Автор Е.И. Никитина.
6 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: М.: Дрофа, 2008. Авторы В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.
- Русский язык. Практика, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2010. Авторы: Г.К. Лидман-Орлова, А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, и др.; под редакцией Г.К. Лидман-Орловой.
- Русская речь: Развитие речи, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2007. Автор: Е.И. Никитина.
7 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: М.: Дрофа, 2008. Авторы В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.
- Русский язык. Практика, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2009. Авторы: С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова Г.К., Лидман-Орлова и др.; под редакцией С.Н. Пименовой.
- Русская речь: Развитие речи, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2013. Автор: Е.И. Никитина.
8 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: М.: Дрофа, 2008. Авторы В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.
- Русский язык. Практика, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:, Дрофа, 2009. Авторы: Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под редакцией Ю.С. Пичугова.
- Русский язык. Русская речь, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. Автор: Е.И. Никитина.
9 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Автор В.В. Бабайцева.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: М.: Дрофа, 2008. Авторы В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.
- Русский язык. Практика, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007. Авторы: Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под редакцией Ю.С. Пичугова.
- Русский язык. Русская речь, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013. Автор: Е.И. Никитина.
Количество учебных часов
В 5 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 3 часа школьного компонента, итого 6 часов в неделю (34 учебные недели, 204 часа в год). Программой В.В. Бабайцевой предусмотрено 210 часов, данной рабочей программой предусмотрено 204 часа в год.
В 6 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 3 часа школьного компонента, итого 6 часов в неделю (34 учебные недели, 204 часа в год). Программой В.В. Бабайцевой предусмотрено 210 часов, данной рабочей программой предусмотрено 204 часа в год.
В 7 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 1 час школьного компонента, итого 4 часа в неделю (34 учебные недели, 136 часов в год). Программой В.В. Бабайцевой предусмотрено 140 часов, данной рабочей программой предусмотрено 136 часов в год.
В 8 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (34 учебные недели, 102 часа в год). Программой В.В. Бабайцевой предусмотрено 105 часов, данной рабочей программой предусмотрено 102 часа в год.
В 9 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 2 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (34 учебные недели, 68 часов в год). Программой В.В. Бабайцевой предусмотрено 70 часов, данной рабочей программой предусмотрено 68 часов в год.
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ Классы
5 6 7 8 9
Диктант 6 6 2 1 1
Контрольное тестирование 2 2 2 1 2
Изложение 2 2 2 2 2
Сочинение 2 2 2 2 2
Преобладающие формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.
Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, проверочные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.
К формам текущего контроля знаний и умений учащихся относятся: диктант с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный, сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, по материалу жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен уметь:
- кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты;
- собирать материал из различных источников, систематизировать и обобщать его;
- строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
- составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
- писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
- писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
- создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.
Учебно-тематический план
5 класс
№
п/п Тема урока
Количество часов
1. Введение 3
2. Вводный курс 7
3. Морфология и орфография 22
4. Синтаксис и пунктуация 44
5. Основной курс 1
6. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия 17
7. Морфемика. Словообразование. Орфография. 42
8. Лексикология и фразеология 22
9. Повторение изученного в 5 классе 11
10. Развитие речи 35
Итого 204
Учебно-тематический план
6 класс
№
п/п Тема урока
Количество часов
1. Введение 1
2. Повторение изученного в 5 классе 10
3. Понятие о морфологии 3
Самостоятельные части речи
4. Имя существительное 19
5. Глагол 45
6. Имя прилагательное 27
7. Имя числительное 15
8. Наречие 19
9. Имя состояния 3
10. Местоимение 20
11. Развитие речи 35
12. Повторение изученного в 6 классе 7
Итого 204
Учебно-тематический план
7 класс
№
п/п Тема урока
Количество часов
1. Введение 1
2. Повторение изученного в 5-6 классах 8
3. Причастие 34
4. Деепричастие 10
5. Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие 1
6. Общее понятие о служебных частях речи 1
7. Предлог 10
8. Союз 10
9. Частица 17
10. Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие 1
11. Междометие 3
12. Развитие речи 25
12. Повторение изученного в 7 классе 15
Итого 136
Учебно-тематический план
8 класс
№
п/п Тема урока
Количество часов
1. Введение 1
2. Повторение изученного в 5-7 классах 3
3. Понятие о синтаксисе 3
4. Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования 2
5. Словосочетание 3
6. Предложение 5
7. Простое предложение 13
8. Односоставные предложения 8
9. Полные и неполные предложения 2
10. Предложения с однородными членами 8
11. Предложения с обособленными членами 15
12. Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями 9
12. Слова-предложения 1
13. Развитие речи 17
14. Повторение изученного в 8 классе 12
Итого 102
Учебно-тематический план
9 класс
№
п/п Тема урока
Количество часов
1. Богатство, образность, точность русского языка 1
2. Повторение изученного в 8 классе 2
3. Сложное предложение 1
4. Сложносочиненные предложения 3
5. Сложноподчиненные предложения 13
6. Сложные бессоюзные предложения 4
7. Сложные предложения с разными видами связи 3
8. Способы передачи чужой речи 4
9. Общие сведения о русском языке 4
10. Развитие речи 17
11. Повторение изученного в 5-9 классах 16
Итого 68
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
Введение. Общие сведения о языке
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография
Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография
Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи.
Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Правописание гласных перед суффиксом -л - в окончании глаголов. Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с ться и тся.
Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложения. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже). Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложении с обращением. Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке. Литературный язык - основа русского национального языка. Нормы литературного языка.
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Слог.
Правила переноса слов. Ударение. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.Значение букв я, ю, е, ё. Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и – ы после ц.Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография
Понятие о морфемике. Основа слова и окончание. Корень слова. Приставки, суффиксы. Правописание сложных и сложносокращенных слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных а — о. Правописание корней с чередованием гласных е — и. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з (с). Правописание приставок роз- (рос-) — раз-(рас-). Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-. Морфемные и словообразовательные словари русского языка.
Лексика и фразеология
Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы. Толковые словари русского языка.
Повторение
6 КЛАСС
Введение
Повторение изученного в 5 классе
Грамматика
Морфология
Понятие о морфологии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Понятие о существительном. Морфологические признаки имени существительного. Правописание ь и ов –ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. Правила суффикса –ен в существительных на –мя. Словообразование с помощью приставок, суффиксов. Правописание суффиксов -ик, -ек, -ок, -ек; -онк, -еньк после шипящих; -чик, -щик. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных существительных.
Глагол
Понятие о глаголе. Роль глагола в речи. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Суффиксы, основа инфинитива. Возвратные глаголы. Правописание –ться, -тся. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Правописание корней –бир- - бер-,-мир- - мер-, - тир - -тер- и др. Наклонение, время глагола. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед –л, в глаголах прошедшего времени. Лицо и число глагола. Спряжение. Безличные глаголы. Словообразование глаголов.
Имя прилагательное
Понятие о прилагательное. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Правописание падежных окончаний. Склонение полных прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Степени сравнения имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание не с прилагательными. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Имя числительное
Понятие об имени числительном. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входит числительные. Правописание мягкого знака в числительных. Количественные, собирательные, порядковые, дробные числительные. Правописание падежных окончаний имён числительных.
Наречие
Понятие о наречии как части речи. Основные группы наречий по значению. Степени сравнения. Словообразование. Правописание суффиксов –о - -е после шипящих. Правописание н и нн в наречиях на -о. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-. Дефисной написание наречие с приставками по-, в-, (во-), а также наречий, образованных повтором слов. Слитное и раздельное написание наречий.
Имя состояния
Понятие об именах состояния. Признаки имён состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция – сказуемое в безличных предложениях.
Местоимение
Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение. Роль местоимений в речи. Разряды местоимений по значению и грамматическими свойствами. Личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, определительные, указательные местоимения. Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Повторение
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.
Морфология
Причастие
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных в причастиях перед нн и н. Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями.
Деепричастие
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
Служебные части речи. Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов. Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.). Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз
Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении. Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные. Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Частица
Понятие о частицах. Значение частиц. Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение). Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные
Междометие
Понятие о междометии. Значение междометий в речи. Признаки междометий.
Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова.
Повторение
8 КЛАСС
Введение
Русский язык – родной язык
Повторение изученного в 5-7 классах
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные препинания. Сочетания знаков препинания.
Словосочетание. Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания. По эмоциональной окраске.
Простое предложение. Основные виды простого предложения, Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения. Подлежащие. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы, составное глагольное, составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространенные члены предложения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений.
Полные и неполные предложения. Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.
Осложнённое предложение
Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных предложений. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами. Понятие об обособленных членах предложения. Общие условия обособления определений. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительным с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями. Вводные слова. Интонация водности. Разряды вводных слов. Водные предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Обращение. Роль обращений в речевом общении. Знаки препинания при обращении.
Слова-предложения. Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.
Повторение.
9 КЛАСС
Общие сведения о языке
Повторение изученного в 5-8 классах
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение
Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.
Сложносочиненное предложение
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчинённое предложение
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Сложное бессоюзное предложение
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.
Сложные предложения (СП) с разными видами связи. Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах
Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография. Пунктуация. Синтаксис.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Дидактическое описание Количество на 25 учащихся
ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ
1 Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату. 1
2 Портреты выдающихся русских лингвистов Используются для постоянной экспозиции в кабинете 1
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
3 Комплект словарей и справочников по русскому языку для средней школы Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету 1
СРЕДСТВА ИКТ
4 Универсальный портативный компьютер Используется учителем 1
5 Цифровой проектор Используется учителем и учащимися 1
6 Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора Служит для стационарного крепления проектора 1
7 Экран на штативе Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной 1
8 Акустическая система Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом 1
9 Принтер лазерный формата А4Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге 1
10 Сетевой фильтр-удлинитель Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования
1
СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)
24 Операционные системы Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере 1
25 Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов Обеспечивают возможность обработки всех школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса 1
ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
26 Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов 1
27 Инструмент учителя для создания тестов Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д. 1
ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
28 Словари Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса 1
29 Энциклопедия Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя 1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
30 Иллюстрации по русскому языку Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое сопровождение.Дают наглядное представление об изучаемых темах 1
31 Справочники по русскому языку Покрывают потребности в справочной информации по данному предмету для учащегося и учителя 1
ЭОР для учителя русского языка и литературы
Справочные, научные материалы: http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной формеhttp://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языкаwww.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературыhttp://philology.ru/default.htm– Русский филологический порталhttp://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»http://mlis.ru/– Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы
Электронные библиотеки, архивы, пособия:
www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работыhttp://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературыhttp://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературыhttp://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежомhttp://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайтеhttp://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
Издательский дом «Первое сентября»: http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/Каталог образовательных ресурсов по русскому языкуhttp://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/Каталог образовательных ресурсов по литературеhttp://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
Методические материалы: www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературеwww.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологуwww.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентацииhttp://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературеwww.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html) www.mgn.ru/~gmc/rus.html/ – Городской методический центр Магнитогорска. Методические материалы для учителя русского языка и литературыwww.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературыhttp://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей http://slovesnikural.narod.ru/ – Уральское отделение Российской академии образования. Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ – Инфотека методических материалов по русскому языку: сайт интернет-государства учителей ИнтерГУ.ру http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературеhttp://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школыhttp://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ – Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников
Олимпиады, конкурсы: http://www.rsr-olymp.ru/splash/– «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и прhttp://www.mk.ru/msu/?p=pavila3/– Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносоваhttp://www.svetozar.ru/– Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады http://www.desc.ru/show.html?id=614/ – Интернет-карусель (on-line соревнования) Дистанционное образование: www.ode.ru/ – Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ http://de.msu.ru/course/list?category=2/ – Дистанционные подготовительные курсы МГУhttp://russ.olymp.mioo.ru/ – Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: Дистанционная подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)http://abiturcenter.ru/kursy/index_n.php?topic=kurs_zao/– Заочные подготовительные курсы УНЦ ДО МГУ (литература, русский язык) ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭhttp://www.ege.ru/– Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной формеhttp://www.rustest.ru/– ФГУ «Федеральный центр тестирования» Проект демоверсий ГИА
http://fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html