Конспект урока по истории на тему Хрущевская оттепель в коррекционной школе (9 класс)
Тема урока. «Хрущевская «оттепель».
Цель: Дать учащимся представление о духовной жизни страны в период правления Н.С. Хрущева.
Задачи:
1.Образовательные: Закрепить знания об освоении космоса; разъяснить понятие хрущевской «оттепели»
2.Коррекционно-развивающие: Развивать познавательные способности; умения слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе.
3.Воспитательные: Формировать активную гражданскую позицию.
Основные знания: Хрущевская «оттепель» - время правления Н.С. Хрущева; 1957 – Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
Средства обобщения знаний:
- Учебник «История России для 9 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной,
- Портреты А.Т. Твардовского, А.И. Солженицына;
- Карточки с заданиями.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Приветствие;
Психологический настрой на урок.
2. Актуализация знаний, сообщение темы урока:
Вводное слово учителя:
Краткая биография Хрущева
Никита Сергеевич Хрущев родился в 1894 г. в селе Калиновка Курской губернии, рано начал трудовую жизнь. С 12 лет уже работал на заводах и шахтах Донбасса. О своей рабочей молодости и слесарном ремесле он часто, и кажется, не без удовольствия вспоминал. В 1918 г. Хрущева принимают в партию большевиков. Он участвует в гражданской войне, а после ее окончания находится на хозяйственной и партийной работе. В 1929 г. поступил учится в Промышленную академию в Москве, где был избран секретарем парткома. С января 1931г. - секретарь Бауманского, а затем Краснопресненского райкомов партии, в 1932-1934 гг. работал сначала вторым, потом первым секретарем МГК и вторым секретарем МК ВКП(б). В 1938 г. становится первым секретарем ЦК КП(б) Украины и кандидатом в члены Политбюро, а еще через год членом Политбюро ЦК ВКП(б).
В годы Великой Отечественной войны Хрущев был членом военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов. Кончил войну в звании генерал-лейтенанта. С 1944 по 1947 г. работал Председателем Совета Министров Украинской ССР, затем вновь избран первым секретарем ЦК КП(б) У.
С декабря 1949 г. он снова первый секретарь Московского областного и секретарь Центрального комитетов партии. В марте 1953г., после смерти Сталина, целиком сосредоточился на работе в ЦК, а в сентябре 1953г. избирается первым секретарем ЦК. С 1958г. Председатель Совета Министров СССР. На этих постах находился до 14 октября 1964г. Октябрьский пленум ЦК освободил Хрущева от партийных и государственных должностей "по состоянию здоровья". Умер 11 сентября 1971 г. Такова краткая биография Н.С.Хрущева.
- Н.С. Хрущев начал свою политическую и государственную деятельность с разоблачения и осуждения культа личности И.В. Сталина. Культ личности — возвеличивание отдельной личностиЭти действия вселили в советских людей надежду на серьезные политические изменения в Советском Союзе.
Сообщение темы урока: «Хрущевская «оттепель».
3. Изучение нового материала:
Рассказ учителя о сущности хрущевской «оттепели».
По ходу рассказа учащиеся отвечают на вопросы.
- Какая возможность появилась у советских людей в годы хрущевской «оттепели»?
- Какой орган власти осуществлял надзор за советскими людьми?
- Когда стало возможным проведение в Москве Международного фестиваля?
Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций:
- Где проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов?
- Что происходило во время фестиваля? (Находят нужный абзац, зачитывают, излагают своими словами).
- В чем состоит значение этого фестиваля? (отвечают)
Рассказ учителя о журналах, в которых стали писать о недостатках советского общества:
В период хрущевской «оттепели» многие писатели и поэты стали в своих произведениях открыто критиковать сталинское время. Они осуждали репрессии сталинской власти против народа. Они рассказывали о тяжелой жизни невинно осужденных советских людей в лагерях и тюрьмах, об их стойкости и мужестве. Во многих произведениях выражалась надежда, что Советская власть изменится в лучшую сторону по отношению к гражданам своей страны.
Эти произведения печатались в журналах «Новый мир», «Москва», «Молодая гвардия», «Юность».
Физкультминутка.
Вопрос: - Кто руководил самым популярным журналом «Новый мир»?
Демонстрация портрета А.Т. Твардовского.
Сообщение ученика об А.Т. Твардовском.
Рассказ учителя:
В журнале «Новый мир» публиковали самые лучшие литературные произведения того времени. В этом журнале было напечатано первое произведение Александра Исаевича Солженицына. Это повесть «Один день Ивана Денисовича».
Работа с рассказом для дополнительного чтения «Александр Исаевич Солженицын».
Беседа по вопросам:
Где родился А.И. Солженицын?
Как он оказался в советском лагере?
Как сложилась его судьба после освобождения?
Словарная работа: НКВД, «Архипелаг ГУЛАГ».
О чем написаны его произведения?
За что он получил Нобелевскую премию?
Продолжение рассказа учителя:
- Чего испугались советские чиновники?
- Как закончилась эпоха хрущевской «оттепели»?
Кратко проговорив изученный материал, учитель делает выводы то теме.
4. Первичное закрепление изученного материала:
Задание: Когда стало возможным поехать за границу, критиковать сталинское время, печатать статьи о недостатках советского общества?
- Период правления Сталина
- Хрущевская «оттепель»
- Когда и где проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов?
- Какое влияние оказал этот фестиваль на советских людей?
- В каких журналах открыто говорилось о недостатках советского общества?
- Что вам известно о А.Т. Твардовском?
- За что А.И. Солженицын получил Нобелевскую премию?
5. Подведение итогов:
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Объявление оценок за урок
Рефлексия.
6. Домашнее задание:
Читать стр.245- 249, читать, составить таблицу
Положительные стороны правления Н.С. Хрущева Отрицательные стороны правления Н.С. Хрущева
Дополнительно: прочитать поэму А.И. Твардовского «Василий Теркин».
Культ личности — возвеличивание отдельной личности