Урок ««Многообразие голосеменных, их роль в природе и практическое значение
Многообразие голосеменных, их роль в природе и практическое значение.
Планируемые результаты: Учащиеся знакомятся с особенностями строения голосеменных как более сложноорганизованных растений по сравнению со споровыми растениями. Узнают о многообразии и особенностях организации классов голосеменных.
Ожидаемые результаты:
Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы.
Ознакомление учащихся с особенностями строения Голосеменных.
Развитие у учащихся умения практической деятельности на уроке.
Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе растения отдела Голосеменные.
Личностная значимость изучаемого для учащихся: новогодние ёлки, хвойные ванны, кедровые орехи и т.д.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Познакомить учащихся с общими признаками голосеменных растений.
Задачи урока:
Расширить знания учащихся о голосеменных, познакомить с многообразием видов, особенностями их распространения, ролью в природе и практическим значением.
Развить творческие способности учащихся.
Продолжить формирование умений сравнивать, делать вывод о принадлежности разных видов хвойных к отделу голосеменных, обосновывать их роль в природе и жизни человека.
Формировать умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе голосеменные растения.
Развитие умения практической деятельности на уроке.
Воспитать наблюдательность, чувство коллективного труда, любовь и бережное отношение к природе, к своему краю и своему здоровью.
Определить значение класса Голосеменные в природе и жизни человека.
Методы: частично-поисковый, практический, творческий(мозговой штурм, контрольные вопросы), словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный.
Формы организационной деятельности: комбинированный урок (актуализация знаний по новому материалу; заполнение сравнительной таблицы используя учебник и опорный конспект ; решение творческих задач(ТРИЗ);обсуждение записанного и формулирование выводов).
Развитие умений учащихся: Работать с натуральными объектами, муляжами, опорными конспектами и учебником; выделять главное; работать в заданном темпе.
Основные понятия и термины урока: голосеменные, семена, шишки, хвойные, хвоя.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фотографии, рисунки, опорные конспекты, шишки, хвоя.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Уважаемые участники слета лесничеств, уважаемая комиссия, гости. В нашем округе проходит смотр лесничеств. За каждым лесничеством закреплен определенный вид деревьев, из отдела голосеменных растений.
3.Изучение нового материала.
Этот отдел включает 700 видов растений, которые объединены в четыре класса.
- У меня на столе лежат названия нескольких классов. Помогите мне, пожалуйста, найти среди них классы голосеменных растений.
( Один ученик выходит и развешивает названия классов голосеменных растений на доске, все остальные записывают схему в тетрадь). Отдел Голосеменные
Классы: Эфедровые
Гинкговые
Саговниковые
Хвойные
- Молодец, все верно! Ребята, у вас на столе лежит опорный конспект, в нем можно посмотреть представителей этих классов. И на этот конспект можно опираться при ответах.(Опорные конспекты на столах).
- Ребята, по каким же признакам все эти классы объединили в один отдел? И какие преимущества перед папоротниками появляются у голосеменных?
( Признаки, особенности строения и размножения голосеменных ).
- Все растения данного отдела очень интересны. Но нас, все же, больше привлекают представители одного из классов.
Мы с вами живем в России, в Югре, а на нашей территории распространены растения класса(Хвойные).
- Правильно хвойные! И все четыре лесничества, которые приехали к нам на слет, работают именно с хвойными растениями.
- Давайте же вспомним, какими особенностями обладают хвойные растения.
( Признаки, особенности хвойных ).
-Ребята, есть хвойное растение, которое является национальным деревом России. Прослушав выступления каждого лесничества и разгадав головоломку, которая лежит на ваших столах, мы должны установить, какое это растение.(На доску вывешиваю проблемный вопрос. «Какое растение является национальным деревом России?» На столах – головоломка ).
- А теперь каждое лесничество расскажет нам о своем дереве.
(При рассказе ссылка на стенд, демонстрация шишек).
Открывает наш слет лесничество «Сосновый бор».
Загадка.(Другие лесничества отгадывают).
Сообщение.
Интересный, дополнительный материал о своем дереве.
- Молодцы ребята, очень интересно и познавательно. А что же интересного подготовило нам лесничество «Еловая шишка»?
1. Песня.(Поют один куплет).
2. Сообщение.
3. Интересный, дополнительный материал о своем дереве.
- Замечательно, следующими рассказывают о своем дереве представители лесничества «Кедровый орешек».
1. Пословица.
2. Сообщение.
3. Интересный, дополнительный материал о своем дереве.
-Хорошо, «Орешки»! И последнее лесничество – «Мягкая иголочка».
1. Отличие лиственницы от других представителей хвойных.(Среди хвойных есть растение, которое на зиму сбрасывает свою хвою, как лиственные растения, отсюда и название).
2. Сообщение.
3. Интересный, дополнительный материал о своем дереве.
- Вот мы послушали сообщения лесничеств о разных представителях класса хвойные растения, и я надеюсь, вы уже разгадали и головоломку. Так какое же растение является национальным деревом России и почему?
(Ребята приходят к выводу, что это лиственница, и объясняют почему. Произносят высказывание, которое расшифровали в головоломке) .
- Совершенно верно, ребята, это – лиственница.
4.Закрепление.
- Ребята, лесники, а сейчас подумайте, вспомните, посмотрите по учебнику, какую роль играют хвойные в природе и жизни человека. (Работа в группах, по учебнику с.71, дополнительному материалу.3 минуты).
(Когда задаю вопрос, демонстрирую таблицу и вешаю ее на доску).
Значение голосеменных.
В природе
В жизни человека
(По истечении 3 минут начертили таблицу в тетрадь).
- Ребята, какую роль играют голосеменные в природе? (Перечисляют, дополняют друг друга).
- А какое практическое значение они имеют?(Перечисляют, дополняют друг друга. На доске вывешивается сборная схема по значению голосеменных ).
- Наш слет подходит к концу, но перед тем как расстаться, еще раз вспомним о чем мы сегодня с вами разговаривали, к какому выводу пришли.(Вывод ).
- Все лесничества достойно представили свое растение, рассказали нам много интересного. Спасибо вам, ребята, большое!
- В заключении хочу сказать: Как прекрасны новогодние елочки (сосны)! Бывает очень жаль этих красавиц после Нового года, когда их выбрасывают. Пусть лучше они растут в лесу, а дома можно нарядить и искусственную елочку. Пусть же в лесах России всегда растут величественные и гордые ели, так необходимые природе и нам, людям. Берегите и приумножайте природное богатство России, Югры.
5.Домашнее задание.
§ 16.
Оценки за урок.- Всем спасибо, до свидания, урок окончен.