Методическая разработка конспекта урока по технологии, 8 класс Сервировка стола. Традиции и обычаи русской кухни.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
Тракторозаводского района г.Волгограда
Методическая разработка конспекта
урока по технологии, 8 класс
Сервировка стола. Традиции и обычаи русской кухни.
Разработала:
Скачкова Наталья Валерьевна, учитель технологии,
МОУ СШ № 18 Тракторозаводского района г.Волгограда
Волгоград, 2016
Цели:
- освоить правила этикета (умелое пользование столовыми приборами и правильный прием пищи);
- овладеть правилами сервировки стола, умениями красиво складывать салфетки;
- сформировать знания о здоровых принципах питания;
- научиться рассуждать, доказывать правильную точку зрения, анализировать собственное поведение и поведение других людей в процессе приема пищи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, инструкционные карты для практической работы, кроссворд, столовая посуда и приборы, салфетки.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: словесные (при формировании теоретических знаний), наглядные ( для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала),проблемно-поисковый, практический, кейс-метод (акцентирование внимания на проблеме и трудностях, ожидающих человека в будущем, на альтернативных способах их разрешения), метод контроля и самоконтроля.
Ход урока
I.Организационный момент.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.
II. Подготовка обучающихся к положительному восприятию темы урока и создание условий для успешной реализации намеченных целей.
Известный французский исследователь, автор книги «Физиология вкуса» Брилья-Саварен однажды заметил, что «судьба наций зависит от того, как они питаются». Что хотел выразить своим афоризмом исследователь? Какую роль в жизни человека занимает питание? Бесспорно одно – питание всегда было, есть и будет важнейшей стороной бытия человека.
Удивительно, но факт. Итальянцы восхищаются своей национальной кухней, китайцы благотворят свою, французы по всему миру пропагандируют мастерство местных кулинаров, даже сдержанные британцы превозносят английскую овсяную кашу, а мы, русские, вроде как бы и сами то не знаем, чем можем похвастаться. Говорят ли что-нибудь вам такие слова как «ботвинья», «сбитень»?
Конечно, проходят годы, десятилетия, века, унося с собой многое… Не является исключением в этом отношении и еда. Меняются продукты питания, совершенствуется кухонная техника. Некоторые архаичные кушанья воспринимаются сегодня, как керосиновая лампа, освещающая клавиатуру компьютера. Действительно, тюря или какая-нибудь затируха справедливо уступили место на нашем столе блюдам, более отвечающим требованиям современной науки о питании. Не жарят нынче, как во времена Ивана Грозного, лебедей и не строят гигантских скульптур из кремов и шоколада, так любимых при дворах царствующих особ, а почему?... Отказались от таких кушаний потому, что они имеют очень сложную технологию приготовления и отнимают массу времени.
III. Изучение нового учебного материала
Сегодня мы с вами не только вспомним традиции, обычаи русской кухни, правила сервировки стола, правила пользования столовыми приборами, но и поговорим о правильном рациональном питании. Предлагаю начать наше путешествие по «русской кухне» с кроссворда, разгадав который мы узнаем об одном из самых важных атрибутов сервировки стола!
Суть этой культуры не только в знании того, в какой руке держать вилку, а в какой - нож. Главное – необходимо четко представлять, сколько и чего можно съесть, чтобы не повредить своему здоровью. Для этого надо разбираться хотя бы в основах рационального ….? (питания). Еще академик А.А.Покровский отмечал: « Беспорядочное питание, к сожалению, довольно обычно для многих. Едят на ходу, что придется, забывают поесть вовремя, пренебрегают возрастными особенностями, условиями труда и климата, позволяя себе упрямо нарушать правила питания: одни, переедая, надеясь на свой организм, другие недоедая, из сугубо эстетических соображений – для сохранения стройной фигуры». Так что же такое питание? ( это многофункциональный процесс, у которого 3 основные функции: снабжение организма энергией, обеспечение организма пластическими веществами (белки, углеводы), и третья -основная- снабжение организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности, - ферментами и гормонами).
Физиологическое состояние, когда в кровь перестает поступать необходимое для нормальной жизнедеятельности организма количество питательных веществ. ( голод)
Основа каждого органа, каждой клетки, имеют второе название –протеины (от греч. «protos» - первый)? (белки)
Важные поставщики энергии. При «сгорании» в организме только 1 г. этого вещества образуется 9 килокалорий энергии. Еще это вещество участвует в обменных процессах, откладывается про запас? (жиры).
Как ни энергоемки жиры, все же главным источником, снабжающим организм человека энергией, являются..? (углеводы). Примерно 50-60 процентов всей потребности организма в энергии удовлетворяется за счет углеводов.
При их недостатке в организме человек испытывает слабость, сонливость, быстро утомляется, в большей степени чем обычно подвержен простудным и инфекционным заболеваниям. Ученые называют это состояние гиповитаминозным. (витамины)
Его называют витамином роста и зрения? (витамин А, ретинол). На самом деле этот витамин играет в организме неизмеримо большую роль. Он регулирует обменные процессы в коже, слизистых оболочках глаз, повышает сопротивляемость организма к инфекциям…
В конце 18 века знаменитый мореплаватель Джеймс Кук обратил внимание на то, что на кораблях, где морякам в обязательном порядке выдавались лимонный сок и квашеная капуста, не было отмечено заболеваний цингой, болезнью, которая буквально косила экипажи других кораблей. Мудрый капитан распорядился обязательно снабжать моряков лимонным соком и квашеной капустой. Так, ещё ничего не зная о существовании этого витамина , люди опытным путём стали союзничать с ним. (Витамин С, аскорбиновая кислота).
Немецкий физиолог Дюбуа-Реймон как-то заметил, что « человек – это одушевленная…». И действительно, на две трети наш организм состоит из …? (вода). Даже в головном мозгу, этом командном пункте, управляющем всеми нашими помыслами и поступками, 80 процентов воды. Сколько может прожить человек без воды?
Приступая к завтраку, обеду или ужину, мы неизменно пользуемся ложкой, ножом, вилкой, пищу кладем в тарелки, а напитки разливаем в чашки, стаканы, фужеры. Да мало ли предметов сопровождает нашу трапезу. Обращаем же мы на них внимание, разве что когда предстоит перемыть гору посуды после приема гостей. А между тем эти безмолвные помощники человека могли бы рассказать много интересного из своей богатой родословной.
Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным или столовым..? (ножами). Каждый носил свой … за поясом и использовал его для разных целей. Специальные столовые ножи вошли в обиход только в ? (16 веке), но и они имели острый, как у кинжала, конец. Вспомните, кто же велел закруглить концы ножей, дабы их не пускали в ход во время обеденных ссор? (Наполеон).
Довольно почтенный возраст имеет и этот столовый прибор. Уже в «Повести временных лет» она упоминается как привычный и совершенно необходимый во время еды предмет. Летописец рассказывает как дружинники князя Владимира сетовали, что едят деревянными, а не серебряными ..(ложками). Мудрый князь велел «исковать» для них серебряные ложки и промолвил, что серебром и золотом не добудешь дружины, а с дружиной добудешь и золото, и серебро.
Самый молодой из столовых приборов - …? (вилка). Даже за царским столом в 17 веке пользовались только ножом и ложкой. Отрезанные куски брали либо рукой, либо «чем было способнее». Российская аристократия узнала вилку в 18 веке не без помощи кого? (Петра 1).
Это интересно!
Первые тарелки появились почти 600 лет назад во Франции и имели четырехугольную форму.
Солидный «возраст» и у салфеток. Их знали еще древние римляне. Правда, изготовляли тогда салфетки из …алебастра. После обеда их не мыли, а , чтобы очистить, кидали в огонь.
В России салфетка прижилась с подачи Петра 1. само слово пришло к нам от немцев, которые, в свою очередь, заимствовали его из итальянского языка.
Не новичок на русском столе и скатерть. Упоминание о ней есть уже в «Смоленской грамоте», датированной 1150 годом.
Один из самых больших столовых сервизов из серебра весивший более двух тонн, в 1774 году подарила своему фавориту Григорию Орлову императрица Екатерина 2.
Столовое белье (скатерть и салфетки) Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями. Под скатерть кладут мягкую ткань, чтобы уменьшить стук посуды.
Первые упоминания о скатерти на Руси появилось в 1150 г. в «Смоленской грамоте ». Узорчатые скатерти появились только в XII веке.
В фильме режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (Год выхода: 1979 Жанр: драма, мелодрама, комедия, В ролях: Вера Алентова, Ирина Муравьёва, ... ) есть такой эпизод: (просмотр фрагмента фильма..)Задание: проанализировать поведение главной героини фильма, найти оптимальное решение и способ его реализации, аргументировать свою точку зрения.
Ваши ответы подтверждают практическую значимость нашего занятия. Чтобы не оказаться в подобной ситуации мы должны с вами освоить правила этикета (умелое пользование столовыми приборами и правильный прием пищи), знать, как правильно сервировать стол ( подготовка и оформление стола для приема пищи), уметь красиво складывать салфетки.
Работа в группах
Самостоятельная работа с раздаточным материалом (проблемный метод).
1.«Сервировка стола салфетками»
Цель: сформировать направленность учащихся на подготовку к успешной самореализации в личных целях. а) Личная идея;
б) Работа по образцу ( с использованием инструкционной карты).
Демонстрация образцов и вариантов складывания салфеток.
IV. Закрепление учебного материала:
1. Тестовое задание (эвристический метод)
1.К столовым приборам относятся:а) кружка, чайные и кофейные наборы;б) нож, ложка, вилка;в) молочник, салатник, приборы для специй.
2. Нож и ложку кладут:а) в тарелку;б) перед тарелкой;в) слева от тарелки;г) справа от тарелки.
3. При подготовке стола к обеду вилку кладут:а) справа от тарелки зубцами вверх;б) слева от тарелки зубцами вверх;в) справа от тарелки зубцами вниз;г) слева от тарелки зубцами вниз.
4. При сервировке стола салфетки кладут:;а) на закусочную тарелку;б) слева от тарелки;в) под закусочную тарелку;г) на тарелку или справа.
5.Скатерть должна свисать со стола на:
а) 20 -25 см.;
б) 30 – 35 см.;
в) 25 – 30 см.
6. В начале сервировки расставляют:
а) стеклянную посуду;
б) столовые приборы;
в) тарелки;
г) салфетки.
2. Практическое задание (проблемнй метод)
1 группа: сервировка стола к завтраку;
2 группа: сервировка стола к ужину.
На протяжении всей работы в группах предлагается прослушать музыкальную композицию А.Хачатуряна «Вальс». Учащиеся должны назвать автора мелодии и рассказать, где раннее прослушивали это музыкальное произведение.
V. Подведение итогов.Цель: рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на занятии в будущем.
Подведение итогов проводится в форме вопросов:
Что нового узнали?
Каким навыкам научились?
Как это может пригодиться в жизни?
Кроме этого можно задать вопросы и по ведению самого занятия:
Что было наиболее удачным?
Что еще понравилось?
Что нужно изменить в будущем?
Важно, чтобы сами обучающиеся смогли сформулировать ответы на все эти вопросы.
Выставление отметок.
VI. Задание на дом
По желанию учащихся один вид работы.
Творческая работа: « Изготовление приглашения» с использованием компьютера или оформление с помощью цветных ручек.
Практическая работа: « Приготовление и оформление закусок или десерта» ( А4 формат).
Цель домашнего задания – повторить и систематизировать правила этикета, обогащать словарный запас, уметь использовать полученные знания на практике.
Домашнее задание носит творческий, дифференцированный характер и продолжает выполнять намеченные на уроке задачи.