Мастер класс Рефлексия обучающихся на уроках биологии


Мастер-класс
«Рефлексия обучающихся на уроках биологии»Цель: Повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.
Задачи:
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.
Дать представление о классификации рефлексии.
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках биологии.
Актуальность: Структура урока по стандартам второго поколения обязательно включает в себя этап урока - рефлексию.
А это значит:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (из ФГОС)
Значение рефлексии:

Для обучающихся:
Подведение итогов ( Что узнали? Как работали?)Обобщение результатов
Выяснение впечатлений
- Отметить успехи, достижения
Обрисовать перспективы движения
Для педагога:
Оценка собственной работы
Выводы о необходимость корректировки программы, методов, приёмов.
Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность
каждого ученика.
Одна из форм рефлексии – составление синквейна на уроках биологии.
Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, используемая для описания своих текущих впечатлений на уроке. Это средство творческого самовыражения обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу; учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, но самое главное -получается у всех детей!
Синквейн - это японское пятистишие (5 строк):
1. Первая строка - одно слово – имя существительное
2. Вторая строка - два имени прилагательных
3. Третья строка - три глагола
4. Четвертая строка - короткое предложение из 4 слов
5. Пятая строка - одно имя существительное – ключевое слово, в котором звучит вывод.  
Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.
Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.
Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе
В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Лимон"), так и при изучении достаточно объёмного материала.
1) Лимон
2) кислый, желтый.3)растет, зреет, желтеет4) лимон – южный сочный плод.5) фрукт.
Самостоятельная работа: Составление синквейнов по темам: «Клетка», «Надпочечники»
Клетка.
Все живые организмы состоят и развиваются из клеток. Значит, клетка является структурно-функциональной единицей организма. Клетки весьма разнообразны по форме и размерам. Форма и величина их определяется местом положения в организме, а также выполняемыми функциями. Чаще всего клетки мелкие, величиной 20-50 мкм и их можно видеть только под микроскопом. Любая клетка способна питаться, расти, делиться. Однако строение клеток неодинаково. Растительная клетка, например, снаружи покрыта плотной клеточной стенкой. В цитоплазме есть полости – вакуоли, заполненные клеточным соком, есть хлоропласты, участвующие в образовании питательного вещества – крахмала. У животной клетки такой оболочки нет. В ней отсутствуют вакуоли и хлоропласты. А в качестве резервного энергетического вещества обычно накапливается гликоген. Но есть признаки, по которым клетки не имеют отличий. Прежде всего: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра, а также единство химического состава, что свидетельствует об их общем происхождении.
1) Клетка
2) Растительная, животная
3) Питается, растет, делится
4) Из клеток состоят организмы
5) Жизнь
Надпочечники
Как следует из названия органа, надпочечники – это эндокринные железы парного характера, которые расположены на концах правой и левой почек. В организме человека надпочечники регулируют обмен веществ и адаптации организма к неблагоприятным условиям окружающей среды (реакция на стресс), действуют в малых количествах. Каждый надпочечник состоит из внутреннего мозгового вещества и наружного коркового вещества. Их главная задача — производить гормоны, вещества, выделяющиеся в кровь и регулирующие все жизненно важные процессы в организме. Например, гормон - адреналин, один из самых мощных гормонов вырабатываемый этими железами. Он является частью системы реагирования организма на острые стрессовые ситуации, которую можно условно назвать «сражайся или беги». Именно эта система заставляет сужаться сосуды, чаще биться сердце и расширяться дыхательные пути. Также адреналин применяют как лекарство в некоторых потенциально опасных для жизни ситуациях, например, при анафилактическом шоке.
1) Надпочечники
2) Правый, левый
3) Действуют, регулируют, адаптируют
4) Выделяют гормоны в кровь
5) Железа
Согласитесь, что использование этого приёма на уроках биологии оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеемся, что открытие сегодня сделал и каждый из вас. Желаю вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги!