Анализ текста, как один из этапов работы на уроках чтения
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Республики Адыгея "Адыгейская республиканская школа I, II, III и IV видов".
Доклад на тему:
"Анализ текста, как один из этапов работы на уроках чтения"
Учитель начальных классов
Шхахутова С.М.
г.Майкоп
2015- 2016 уч. год
На уроках чтения можно выделить три основных направления в работе. Это обучение технике чтения, работа над содержанием текста и словарная работа. Работа над содержанием - это второе ведущее направление в работе на уроках чтения. Процесс постижения содержания читаемого материала, как известно из дидактики, проходит три взаимосвязанные, условно выделяемые ступени познания - восприятие, осмысление и запоминание, обобщение и систематизация прочитанного.
На каждом этапе решаются свои задачи. На первом - это ознакомление с содержанием на основе целостного восприятия текста, осмысление общего содержания.
На втором этапе преследуется цель уточнения, конкретизации и углубления понимания прочитанного.
Задачами третьего этапа являются закрепление основного фактического содержания, характеристика действующих лиц и их оценка, творческое осмысление прочитанного.
Анализ текста.
После первичного целостного восприятия текста и выяснения понимания общего содержания( о ком? о чём?) организуется повторное чтение, в процессе которого и проводится анализ. Этот этап является центральным в системе работы над текстом. Он направлен на выработку навыков технике чтения, но главным образом - на уточнении и углубление понимания прочитанного: сюжетно - событийной стороны, причинно- следственных связей, мотивов поступков действующих лиц и их характеров, идейного содержания. Постижение фактического и идейного содержания идёт через осмысление значения слов, словосочетаний, отдельных фраз и частей текста.
Глухие учащиеся испытывают трудности в понимании описанных в произведениях фактов, событий, явлений. Чем младше школьники, тем больше затруднений. Поэтому при анализе необходимо проводить специальную работу по осмыслению содержания. Важно, чтобы за словесными графическими образами вставали реальные, конкретные представления. Этому способствует сочетание повторного чтения с наглядно -практической деятельностью.
- чтение и работа с иллюстрацией или серией картинок;
- чтение и зарисовка прочитанного;
- чтение и изготовление аппликаций;
- чтение и демонстрация действий;
- чтение и работа с вырезанными фигурками.
Рассмотрим эти сочетания.
1.Чтение и работа с иллюстрацией.
Повторное чтение проводится вслух по абзацам, в зависимости от уровня подготовленности класса и особенностей текста. Для конкретизации прочитанных словесных образцов учащимися предлагаются показать их на картинке из книги. При этом уясняется смысл отдельных слов и целых фраз.
Например, на уроке в 1 классе по рассказу "Зима" ( по Г.К Скребицкому) учитель говорит:"Покажи на картинке, как снег одевает в пушистые рукавицы ветки кустов и деревьев".
Ученик показывает картинку и повторяет то же предложение:
"Одевает в пушистые рукавицы ветки "- как сказать по -другому? -Засыпает, покрывает белым снегом ветки кустов и деревьев".
Учитель : "Смотрите. Скажем вместе"."Одевает в пушистые рукавицы ветки кустов и деревьев". - Покрывает, засыпает белым пушистым снегом."
Ещё может быть предложено задание подобрать к прочитанном у соответствующие картинки, среди которых имеются неадекватные содержанию текста. Например, ученик говорит: На картинке лето, нет снега , а в рассказе -"сильные метели намели высокие сугробы". Картинка не подходит.
Прочитывая последовательно текст, учащиеся выбирают нужные иллюстрации и располагают их для обозрения.
2.Чтение и зарисовка прочитанного.
Рисование в связи с чтением применяется с 1 класса. Учащиеся по подражанию учителю постепенно приобретают навыки делать схематические рисунки(серию), которые отражают содержание сначала отдельных предложений, потом частей текста, обучаются создавать один рисунок к тексту. После чтения вслух школьники ещё вынуждены несколько раз обращаться к тексту, чтобы в рисунке передать нужное количество предметов, действующих лиц, их расположение, указанные признаки. Созданные рисунки коллективно рассматриваются, соотносятся с текстом.
( Что нарисовано? А что написано?), оцениваются с точки правильности отображения прочитанного( Всё ли написано? Что неправильно?") это способствует четкости представлений учащихся по фактическому содержанию, развивает речевые навыки, умения анализировать, делать объяснения.
3. Чтение изготовление аппликаций.
Главная цель выполнения аппликации состоит в активизации деятельности ребёнка.
Первые аппликации учащиеся выполняют из приготовленного учителем наглядного материала (вырезанные из бумаги фигурки, предметы. (По ходу чтения учащиеся по очереди распределяют его на листе картона. Например, в 1 классе в рассказе "Осенью" есть фраза"Белка заготавливает в дуплах орехи и жёлуди". Прочитав её, ученик должен взять вырезанный рисунок дерева с дуплом и поместить его на картон, потом приклеить белку, которая кладёт в дупло орехи и жёлуди".
Так же последовательно дети размещают рисунки с животными, готовящимися к зиме: ёж под кучей хвороста, медведь в берлоге.
Рисунки ученики всё время соотносят с текстом, уясняя, таким образом, значение слов и словосочетаний:"дупло, берлога, заготавливает".
Предметы из фигурки из бумаги к аппликации учащиеся сами могут изготовить на уроке после первичного чтения и определения количества действующих лиц и предметов, встречающихся в рассказе. Этим умением дети овладевают на уроках предметно- практического обучения с 1 класса. Вся эта подготовка связана с активной практикой учащихся.
Изготовленный материал используется на уроках чтения для уточнения и конкретизации читаемого текста: читают, распределяют иллюстрированный материал на аппликации, находят текст к представленному изображению.
4.Чтение и работа с макетом.
Макет к уроку чтения создаётся заранее. Макет к уроку чтения создаётся заранее. На нём наглядно представлена обстановка, в которой развёртывается действие. В соответствии с содержанием текста подготавливаются фигурки действующих лиц из пластилина, ваты, ткани.
По ходу чтения на макете демонстрируются конкретные события и действия, создаются картины, описанные в тексте, обеспечивается прочитанная связь слова с предметом, который называется.
5. Чтение и демонстрация.
Этот приём в работе над текстом особенно важен для самых младших классов, где тексты отличаются наличием развития действия и у учащихся больше трудностей в понимании. Если в читаемом тексте есть диалог, то при чтении выделяются действующие лица, распределяются роли.
Постепенно в демонстрацию вводится не одно, а два и больше действий. В случае затруднения демонстрации учитель в соответствии с произносимыми словами производит необходимые действия сам, а потом их повторяют дети.
6.Чтение и работа с вырезанными фигурками.
Подготовленные фигурки служат для демонстрации действий в читаемом рассказе. Использование наглядно -практической деятельности в процессе повторного чтения достигается конкретизация словесных описаний, воссоздаётся сюжетное содержание текста. Это не является показателем, что учащиеся усвоили связи между частями текста, поняли характеры действующих лиц и смысл прочитанного. Нужна работа над углублением понимания текста.
Этим целям в первую очередь служит беседа -диалог о прочитанном между учителем и учащимися между собой под контролем учителя, между учеником и классом. Беседа побуждает к воспроизведению, анализу и общению прочитанного материала. Она активизирует речь ученика, вовлекает в размышления, развивает умение рассуждать , высказывать своё мнение об описанных фактах, героях, о произведении в целом.
В зависимости от того, на каком этапе работы над текстом производится беседа, определяется её характер. После репродуктивного чтения проводится, как правило, репродуктивная беседа, выясняющая понимание общего характера. Этот этап связан с проведением репродуктивно эвристической беседы с элементами творчества, направленной и на проверку понимания и на более глубокое проникновение в смысл прочитанного произведения, на выявление его идейно-тематической сущности, обоснование его названия.
На заключительном этапе работы над текстом проводится обобщающая беседа, преследующая цель систематизации знаний текста, его фактического и идейного содержания.
В беседе как диалоге выделяются две стороны - вопросы и ответы. Её эффективность, проявляющаяся в активности и самостоятельности работы учеников , во многом зависит от характера вопросов, которые предлагаются при анализе текста.
Поставленные в логической последовательности, они должны соответствовать целевой установке урока.
Вопросы учителя после чтения текста должны быть направлены на глубокое проникновение в содержание, на понимание смысловых связей, основной мысли. Вопросы учителя должны направлять мысль учащихся не только на общее содержание , но и на те детали, на которые сами учащиеся
не могут обратить внимание.
Как показывает опыт работы школ глухих, при разборе читаемого детям предлагаются следующие группы вопросов.
1.Вопросы, выясняющие осмысление конкретного содержания текста.
( О ком? Кто и что сделал? Когда? Кто? Куда? Откуда? Как? Где?
"Какие работы выполняют люди осенью?" " О каких признаках весны говорится в рассказе?")
2.Вопросы, выясняющие и уточняющие понимание в контексте значений слов и словосочетаний, без которых не может быть правильно понято фактическое содержание.
"Делают ткани" -как можно сказать по -другому( Ткут)
- Как ты понимаешь слово "пороша"?
3.Вопросы, помогающие устанавливать причинно -следственные связи.
(Объясни, почему нельзя портить деревья? Почему зайца на снегу не видно?) "Зачем?"
4.Вопросы, побуждающие к оценке поведения действующих лиц.
(Как поступил ...? Что ты можешь сказать об этом человеке? Какой он?)
5. Вопросы, связывающие читаемое с личным опытом и знаниями детей.
(А вы сделали кормушку? Как вы заботитесь о младших братьях и сёстрах?) (Кто видел? Где встречал?)
6. Вопросы, побуждающие к рассуждению и обоснованию своего мнения.
(Как ты думаешь, каким человеком будет...? Что нужно было сделать детям? Как ты понимаешь смысл названия" Волшебной краски?"
7. Вопросы, на определение авторской и жанровой принадлежности текста.
( Кто написал рассказ? Какое это произведение? Сказка, рассказ, стихотворение? почему это произведение названо "сказкой"? Что в нём сказочного?)
8. Вопросы, побуждающие к сравнению. (Чем похожи?", "Чем отличаются?")
В школе глухих немаловажное значение имеет форма постановки вопросов. Наилучшие условия для организации активной работы школьников над текстом создаются тогда, когда основные вопросы в беседе предлагаются для всеобщего обозрения в записи на доске или даны на странице учебника. Прочитанный хором вопрос мобилизирует всех учащихся на ответ. При затруднении в ответе на обобщающий вопрос учитель дополнительно , в устной форме задаёт вспомогательные вопросы, с помощью которых восстанавливаются необходимые для обобщения факты.
На вопросы учащиеся отвечают по -разному: выборочным чтением и своими словами.